«Нетаньяху держал Байдена в неведении относительно своих планов по осуществлению убийств, после того как на прошлой неделе создалось впечатление, что он внимательно отнесся к просьбе президента сосредоточиться на достижении соглашения по Газе».
В свою очередь Тайлер Дерден из Zerohedge, интернет-блога, присягающего либертарианскому видению мира, считает:
«В очередной раз администрация США проводит две противоречащие друг другу политики одновременно, позволяя Америке увязнуть в эскалации, которую сам же Израиль и устроил. С одной стороны, Байден гневно требует от Тель-Авива серьезно отнестись к прекращению огня и обмену заложниками, а с другой — клянется защищать Израиль, если на него нападет Иран».
Между тем над мечетью Джамкаран в иранском священном городе Кум подняли красный флаг мести. Тегеран не может сделать вид, что ничего не случилось, а потому — по ветхозаветным традициям этого древнего региона — будет обязан смыть кровь кровью. А это прямой путь к эскалации насилия с непредсказуемыми последствиями, в том числе и для внерегиональных акторов.
И это еще не все плохие новости. У стратегов Демпартии, помимо макушечной, образовалась и затылочная головная боль. Имеет смысл поместить неприкрытую угрозу «сильного человека» Реджепа Тайипа Эрдогана, что Турция может «войти» в Израиль, «так же, как зашла в свое время в Ливию и Нагорный Карабах», в контекст обязательного послушания членов Североатлантического союза.
Анкара предупреждает Тель-Авив о готовности пойти на одностороннюю силовую акцию без согласования в рамках НАТО, что обрушает саму конструкцию трансатлантической солидарности и превращает Турцию в «сорвавшуюся на нижней палубе пушку», которая не подчиняется командам и не слушается окриков.
Прецедент известен. В ночь с 30 на 31 мая 2010 года израильский морской спецназ взял на абордаж шесть судов конвоя «Флотилии свободы», доставлявшей гуманитарную помощь в сектор Газа. По одной из версий, вполне убедительной, попытка прорвать блокаду сектора Газа был провокацией со стороны Фонда защиты прав и свобод человека и гуманитарной помощи (IHH), входящего в исламистский «Союз добра» (Union of Good), признанный в США организацией, поддерживающей террористов. Не удалось, правда, установить, какой характер носили связи или просто контакты Эрдогана с этим фондом.
В любом случае прецедент показывает, что старожил турецкого властного Олимпа (с марта 2003 года — сперва премьер, затем президент) готов ради позиционирования себя в регионе Ближнего Востока как ревностного защитника прав палестинцев, а заодно и как пророка «политического ислама», на крайние меры.
Агрессивная риторика с обеих сторон подняла градус взаимного неприятия до уровня ненависти. Министр иностранных дел Израиля Исраэль Кац посулил турецкому лидеру судьбу багдадского быка: «Эрдоган следует по пути Саддама Хусейна и угрожает атаковать Израиль. Ему следует вспомнить, что там (в Ираке) произошло и чем все это кончилось».
Ответ не заставил себя ждать. МИД Турции еще выше поднял планку: «Конец геноцидального Нетаньяху будет таким же, как у геноцидального Гитлера. Те, кто пытаются уничтожить палестинцев, ответят за свои деяния так же, как и устроившие геноцид нацисты. Человечество будет на стороне палестинцев, вы не уничтожите их».
Эта перепалка вызвала неподдельный испуг в стане демократов-неоглобалистов. Если в полноформатном и многостороннем вооруженном конфликте будут задействованы такие региональные тяжеловесы, как Иран, Турция и Израиль, то искры и детонация подпалят остатки репутации Соединенных Штатов, до последнего времени слывших гарантом ближневосточного, пусть и шаткого, но все же равновесия.
...В 2019 году в программе «Вечер с Владимиром Соловьевым» либеральный демократ Владимир Жириновский произнес зловещее пророчество, которое реализуется, похоже, в своей первой фазе:
«В 2024 году вспыхнет конфликт на Ближнем Востоке, и все просто забудут, что такое Украина, потому что Иран — это вам не КНДР, и не Вьетнам, и не Косово. Здесь будут самые страшные события. Речь идет о Третьей мировой войне».
Сомнительно, чтобы подобный конфликт, даже если в него будут вовлечены такие боевые слоны, как Иран и Турция, перерастет в мировую войну. Цена поражения, а победа невозможно по определению, для всех участников будет запредельная.
Едва ли США, проходящие через фазу холодной гражданской войны, рискнут «вписаться» за Израиль всем арсеналом своих вооруженных сил. Недаром Байден на прямолинейном американском языке заявил Нетаньяху, что затеянная им заварушка не ко времени и способна пустить на дно дредноут, только что получивший название «Камала Харрис».
Весьма правдоподобно, что именно этими соображениями — похоронить шансы демократов на победу в президентской гонке — руководствовался Нетаньяху. Во-первых, в ситуации осажденной крепости он сохраняет за собой пост главы государства. Во-вторых, Нетаньяху обостряет ментальный конфликт внутри Демпартии, где левое крыло поддерживает палестинцев. Но издержки есть: правое крыло из миссионеров-неоглобалистов сталкивается с сопротивлением, продавливая наказы израильского лобби.
Не исключено, что об этом сценарии сговорились Трамп и Нетаньяху во время визита премьера в Мар-а-Лаго, резиденцию экс-президента, обсуждая реваншистские планы по укрощению «глубинного государства», которое обманным путем не позволило ему править еще четыре года.
Альянс Трамп-Нетаньяху таким способом раскалывает и саму Демпартию, и ее колеблющийся электорат.