Еще один документ — План действий на 2025-2027 годы — предусматривает реализацию десяти различных инициатив. Согласно этому плану Пекин осуществит в Африке 20 проектов по цифровизации, чтобы помочь континенту «принять новую технологическую революцию», 20 проектов в области общественного здравоохранения и борьбы с малярией, 30 проектов в области чистой энергетики и столько же инфраструктурных проектов, а также окажет помощь в развитии Африканской континентальной зоны свободной торговли.
В рамках инициативы «Взаимное обучение цивилизаций» Пекин создаст 25 центров по изучению Китая и Африки и пригласит на обучение 1 тыс. африканских политиков. Инициатива «Процветание торговли» обеспечит беспошлинный режим на всю продукцию из 33 наименее развитых африканских стран. Китай также поддержит производство и переработку критически важных минералов в Африке, реализует десять проектов в рамках африканских промышленных парков и проведет 100 учебных сессий по индустриализации. Пекин также пообещал помогать африканскому малому и среднему бизнесу — это финансовая поддержка, мероприятия по поиску партнеров и обучение бизнес-менеджеров.
Пекин поможет в проведении летних юношеских Олимпийских игр 2026 года и Кубка африканских наций 2027 года.
КНР создаст кооперацию китайских и африканских больниц и совместные медицинские центры, отправит в Африку 2 тыс. своих медработников, обучит 100 африканских специалистов, запустит программу бесплатной помощи «100 медбригад для тысячи деревень». Продолжится помощь в борьбе с эпидемиями и производстве вакцин на континенте.
Есть среди инициатив и борьба с голодом, по примеру самого Китая, который добился возрождения сельских районов. Помимо предоставления Африке продовольственной помощи на 1 млрд юаней ($139,4 млн), Китай отправит туда 500 своих специалистов, обучит 1 тыс. африканских агрономов и будет поощрять свои компании, чтобы те создали в Африке не менее 1 млн рабочих мест в этом секторе.
Китай также предоставит Африке военный грант в 1 млрд юаней, обучит 6 тыс. военнослужащих и пригласит к себе на обучение 500 африканских офицеров. И так далее и тому подобное. На реализацию этих и других проектов Африка получит финансовую помощь в размере 360 млрд юаней (около $50,6 млрд). Большая часть из этой суммы ($29,5 млрд) поступит в виде кредитов, $11,2 млрд — помощь «в различных формах», и чуть меньше $9,8 млрд Африка получит в виде инвестиций со стороны китайских компаний. Сотрудничество, как видим, разностороннее и во многом альтруистичное со стороны Китая.
Однако его нередко называют неоколониализмом в Африке, хотя сами африканские страны до этого договориться бы не смогли. Тем не менее на Западе обвиняют Китай в том, что он использует свои кредиты для «закабаления» стран континента, цель его — чуть ли не транслировать свой образ жизни и свои идеалы. А наличие военной базы в Джибути называют «оккупацией», хотя неподалеку находится гигантская военная база США.
По подсчетам американцев, с 2000 по 2023 годы китайские кредиторы выдали африканским странам и региональным организациям 1,3 тыс. займов на общую сумму $182,28 млрд. Сейчас, как считают эксперты, пришло время возвращать или реструктуризировать долги и подводить некоторые итоги.
Тем не менее после 2013 года, когда начала работать китайская инициатива «Пояс и путь», КНР построила в Африке 10 тыс. км железных дорог, столько же автомобильных дорог, около 1000 мостов, почти 100 портов и телекоммуникационную сеть, охватывающую около 700 миллионов пользовательских терминалов.
Китай — второй после Евросоюза торговый партнер африканских стран. В 2009 году он обошел по этому показателю США. В Африке работает более 10 тыс. китайских компаний и предприятий, свыше 1 млн китайских рабочих и служащих.
В 2023 году, по подсчетам Международного торгового центра (International Trade Center — ITC), товарооборот Китая со странами Африки составил $283 млрд (с 2000 года она выросла более чем в 20 раз). В основном КНР импортирует из Африки ископаемые, сырье и продукты. В пятерке главных торговых партнеров Китая на континенте — Южно-Африканская республика ($55,7 млрд), Ангола ($23,1 млрд), Нигерия ($22,7 млрд), ДР Конго ($18,8 млрд), Египет ($15,8 млрд). Торговля с Китаем дает возможность многим африканским странам получать выгоды от сбыта своей сырьевой продукции и закупать высокотехнологичные товары.
О том, как Китай относится к Африке и как строит с ней отношения, говорит хотя бы то, что с 2013 года Си Цзиньпин совершил пять визитов в Африку, посетив Танзанию, ЮАР, Республику Конго, Зимбабве, Египет, Сенегал, Руанду и Маврикий. А в 2023-24 годах он принял у себя в Китае по меньшей мере 20 африканских лидеров. Сотрудничество КНР-Африка строится на основе пяти принципов, которые выдвинул Си Цзиньпин: отказ от вмешательства в стремление африканских стран к развитию, соответствующему их национальным условиям; отказ от вмешательства во внутренние дела африканских стран; отказ от навязывания воли Китая африканским странам; отказ от привязывания политических условий к оказанию помощи Африке; отказ от стремления к эгоистичным политическим выгодам при инвестиционном и финансовом сотрудничестве с Африкой.
«Китай придает большое значение укреплению дружественных отношений со всеми странами Африки, независимо от их размера, силы или богатства. Китай равно относится ко всем африканским странам и активно развивает взаимовыгодное практическое сотрудничество с ними, независимо от их обеспеченности ресурсами», — заявил Си Цзиньпин на саммите в Пекине.