Его победа знаменует возвращение «Широкого фронта», который управлял Уругваем с 2005 по 2020 год, вплоть до избрания президента от правоцентристской «Национальной партии» Луиса Лакалье Поу. За это время левые легализовали аборты, однополые браки и марихуану, но так и не смогли решить такие проблемы, как безработица, преступность... Впрочем, не решили их и пришедшие им на смену правоцентристы.
Вопреки тенденции к политической поляризации, наблюдаемой в других странах, Дельгадо, проигравший выборы, настроен примирительно и призвал к единству и продолжению национального диалога.
Орси — умеренный политик, не планирующий радикальных перемен, во многом согласен со своим оппонентом в том, что касается снижения уровня детской бедности, который, по данным ООН, составляет ошеломляющие 25%, и сдерживания роста организованной преступности в стране, долгое время считавшейся одной из самых безопасных в Латинской Америке.
Победа Орси стала результатом кампании, которую многие обозреватели сочли центристской, поскольку обе коалиции сосредоточились на одинаковых темах: безопасность, рабочие места и борьба с коррупцией.
Причем состояние экономики было не единственным вопросом, который волновал избирателей. В июньском опросе, проведённом коммуникационной компанией Nomade, 29 процентов респондентов назвали «отсутствие безопасности» главной проблемой Уругвая. Это затмило вторую по популярности тему — безработица была выбрана только 15 процентами респондентов.
По уровню убийств — 11,2 на 100 000 жителей — ситуация в Уругвае не входит в число самых критических в Латинской Америке, хотя и превышает вдвое средний мировой показатель. В 2023 году в Монтевидео было совершено 55% из 382 убийств, которые произошли в основном в беднейших районах северо-востока столицы, частично связанных с ростом незаконного оборота наркотиков.
В рамках своей предвыборной программы Орси пообещал увеличить численность полиции и укрепить границы Уругвая, в том числе за счёт установки дополнительных камер видеонаблюдения.
Левые возвращаются в правительство с обязательством поддерживать и макроэкономическую стабильность, улучшать распределение доходов, уделяя приоритетное внимание положению 10% населения, живущих в условиях бедности. Это один из самых низких показателей в регионе, при этом безработица составляет чуть более 7%, но значительный рост числа малооплачиваемых работников, зарабатывающих до 25 000 уругвайских песо в месяц (менее 600 долларов), — привёл к тому, что почти треть населения с трудом покрывает основные расходы, помимо арендной платы. Причем более 10% из 3,5-миллионного населения Уругвая живут за пределами страны, в основном в Аргентине, Испании и США.
«Широкий фронт» намеревается дать «немедленные ответы» на рост бедности и отсутствие безопасности на основе «амбициозных и преобразующих решений». В этих двух важнейших областях Орси предлагает реформировать систему социальной защиты и создать комплексную систему борьбы с организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков.
На международном уровне Китай остаётся важнейшим партнером, на сотрудничестве с которым зиждется экономическая стратегия Уругвая. Ожидаемое противодействие новой администрации США соглашениям о свободной торговле с участием Китая усложнит ситуацию. Возможно, Орси, который скептически относится к заключению двусторонних торговых соглашений за пределами MERCOSUR (МЕРКОСУР, «Общий рынок стран Южной Америки»: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Боливия), будет придерживаться осторожного, сдержанного подхода. Его администрация, скорее всего, станет уделять приоритетное внимание поддержанию прочных связей с Китаем, соблюдая при этом обязательства Уругвая в рамках MERCOSUR и преодолевая более широкие глобальные торговые неопределённости.
Судя по предвыборным выступлениям, Орси больше склонен укреплять региональные связи, как в рамках MERCOSUR, так и с различными группами стран в Северной и Южной Америке, в Европе и Азии.
Ожидается, что новое руководство Уругвая также укрепит отношения с Бразилией при президенте Луисе Инасиу Луле да Силва, что соответствует прогрессивной и регионально ориентированной платформе Орси. С другой стороны, его правительство может занять более взвешенную позицию в отношении президента Аргентины Хавьера Милея, учитывая их серьёзные идеологические разногласия. Причем Уругвай фактически остановил консервативную волну, начатую на Южноамериканском конусе в Аргентине при Хавьере Милее.
В целом, результаты выборов подтверждают демократическую устойчивость Уругвая, подчёркивая широкое согласие по ключевым политическим приоритетам и мирную передачу власти, которая отражает глубоко укоренившуюся политическую стабильность страны.
Его предвыборная кампания в значительной степени избегала твёрдых обещаний по повышению налогов или ограничению расходов, вместо этого ставка была сделана на оптимистичные прогнозы экономического роста для получения дополнительных доходов.
Уругвай остаётся надёжной страной с инвестиционным рейтингом, в то время как другие страны этой группы в Латинской Америке демонстрируют тенденцию к снижению. Платформа Yamandú Orsi, ориентированная на рынок и уделяющая особое внимание программам социального обеспечения, благоприятно сказывается на перспективах Уругвая в условиях, которые могут стать более сложными для развивающихся рынков в ближайшие годы.
Далекий от резких и подстрекательских речей, Орси настаивает на том, что его формула управления страной будет заключаться в «национальном диалоге, в ходе которого мы найдём наилучшие решения для всех, конечно, следуя нашему собственному видению, но также внимательно прислушиваясь к тому, что говорят нам другие».
Как и в большинстве стран Латинской Америки, передача власти от одной администрации к другой занимает несколько месяцев. В случае с Уругваем инаугурация произойдёт 1 марта 2025 года, когда новоизбранный президент принесёт присягу перед двумя также вновь избранными палатами законодательного органа. «Широкий фронт» имеет большинство в Сенате (16 из 30 мест) и значительное меньшинство (48 из 99 мест) в Палате депутатов.
Уругвайские левые возвращаются к власти после пяти лет правления «Национальной партии». И это возвращение демонстрирует, что политический сдвиг в Латинской Америке вправо не является предрешённым.