ЭТАП 1. ПОДГОТОВКА АРОЧНОГО ПРОЛЕТА К ПЕРЕВОЗКЕ
Арочный пролет, собранный на стапеле, переместили с помощью элементов тяг и толкающих устройств горизонтально – по выкаточным пирсам к вспомогательным опорам. Затем с помощью плавкрана с арочного пролета отстыковали его концевые элементы (они перевозятся отдельно и монтируются после подъема арки на проектную высоту). К моменту погрузки на плавсистему автодорожный арочный пролет весит почти 5,5 тысячи тонн.
МОРСКАЯ ЧАСТЬ ОПЕРАЦИИ
Плавучие опоры с погруженным на них арочным пролетом транспортируются от керченской технологической площадки до фарватерных опор на расстояние примерно 5 километров, в том числе 2,9 км по предварительно подготовленному технологическому подходному каналу (ближе к керченскому берегу), 1,2 км–по Керченскому подходному каналу, 1,2 км–непосредственно по Керчь-Еникальскому каналу.
Прогноз погоды накануне операции принимается каждые 12 часов на 5 суток, на 3 суток, на 24 часа, на 12 часов. Во время морской операции прогноз принимается каждые 3 часа с уточнением на последующие 6 часов. С помощью метеостанции, установленной на арочном пролете, ведется постоянный оперативный мониторинг гидрометеорологических условий в зоне производства работ, включая скорость и направление ветра, барометрическое давление, видимость, высоту и направление волнения моря, осадки.
ЭТАП 2. ПОГРУЗКА АРКИ НА ПЛАВУЧУЮ СИСТЕМУ
Отсеки понтонов плавучих опор наполняются водой (балласт). Забалластированныеплавопоры заводятся под арочный пролет в ожидании погрузки. Точность позиционирования плавопор при погрузке – до 5 см. После позиционирования плавопор производится откачка балласта до принятия нагрузки, после чего балластные работы приостанавливаются.
Дальнейшие работы проводятся только после подтверждения благоприятного метеопрогноза на следующие 72 часа.
После подтверждения погодного «окна» начинаются работы по погрузке арочного пролета на плавучие опоры. Из отсеков плавопорпостепенно сбрасывается балласт, понтоны поднимаются, плавучие опоры принимают арку на себя. Арку раскрепляют на плавопорах, специалисты проводят освидетельствование и приемку погруженного арочного пролета, после чего плавсистема поднимает арку до полного отрыва от вспомогательных опор на пирсах.
ЭТАП 3. ТРАНСПОРТИРОВКА АРКИ К ФАРВАТЕРНЫМ ОПОРАМ
Плавсистема выводится из «ковша» на лебедках – с помощью свайных якорей и якорных тросов. Затем формируется буксирный ордер, и далее плавсистема буксируется с помощью буксиров к створу моста.
При входе в фарватер Керчь-Еникальского канала плавсистема останавливается параллельно оси моста – примерно в километре от фарватерных опор. Происходит переформирование буксирного ордера, и они фактически начинают «подталкивать» плавсистему к створу моста.
Оставшиеся 300 метров перед заведением в створ плавсистему «подтягивают» с помощью свайных якорей, якорных тросов и другого специализированного оборудования.
Плавсистема заводится в створ между фарватерными опорами с максимальным суммарным зазором до 65 см и фиксируется якорными тросами.
ЭТАП 4. ПОДЪЕМ АРКИ ДЛЯ МОНТАЖА НА ФАРВАТЕРНЫЕ ОПОРЫ
Место действия – створ между фарватерными опорами
К моменту прибытия плавсистемы с аркой на фарватерных опорах полностью готово и освидетельствовано все грузоподъемное оборудование: фермоподъемники (агрегаты для подъема арки), рабочие площадки, оборудование и приспособления (тросовые домкраты, насосные станции и так далее).
На каждой из двух опор установлено по одной рабочей площадке, где смонтировано подъемное оборудование – по одному комплекту на рабочую площадку. В один такой комплект для подъема железнодорожной арки входит:
6стрендовых домкратов грузоподъемностью по 650 тонн;
6 направляющих для стренд;
6 катушек-рекойлеров;
6 гидравлических станций.
Через каждый домкрат проходит «прядь» стренд (стренда – жен. род; трос из нескольких перекрученных стальных нитей). В каждой «пряди» по 43 стренды длиной почти 60 метров.
В операции по подъему и монтажу арки задействовано до 30 человек в одну смену (инженеры, стропальщики, сварщики, геодезисты, специалисты контроля качества).
После выполнения с точностью до 30 см позиционирования плавучих опор происходит закрепление стренд к подхватным балкам арочного пролета (подхватные балки установлены под нижней частью арки – по краям – специально для ее подъема на проектную высоту). На домкраты поэтапно передают нагрузку: сначала в 5 % от веса пролетного строения, затем в 50 %, далее – в 100 %.
Арка поднимается от плавучих опор на 1 метр. Строители пошагово проверяют надежность конструкций агрегатов и строповочных элементов. В течение часа арка выдерживается на весу.
Затем арочный пролет поднимают с помощью домкратов на высоту 35 м 30 см от поверхности акватории. К моменту завершения подъема максимально допустимые отклонения пролета вдоль оси моста – до 60 мм, поперек оси моста – 30 мм. Затем арку раскрепляют ветровыми связями к ригелям фарватерных опор. Выполняется монтаж специальных вспомогательных устройств для последующего производства работ.
После подтверждения надежности закрепления арочного пролета строители оповещают капитана морского порта Керчь о выполнении строительно-монтажных работ на фарватере.
Керчь-Еникальский канал открывается для прохода судов.
ЭТАП 5. МОНТАЖ АРКИ В ПРОЕКТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Окончательная установка арочных пролетов на фарватерные опоры потребует еще около месяца. В течение этого времени строители монтируют концевые элементы арки, присоединяют поперечные опорные балки. Пролет закрепляют на вспомогательные упоры на ригелях опор. Затем вновь включается система управления подъемом, происходит опускание арочного пролета на опорные части.
Строительно-монтажные работы во время пятого этапа будут вестись с рабочих площадок, организованных на фарватерных опорах, и не будут влиять на судоходство в Керчь-Еникальском канале.
https://vk.com/kerchnovosti