Трехэтажное здание пункта – это железобетонный каркас с заполнением из газоблока толщиной 200 мм и девятиэтажной башней (34,65м), где находятся рабочие места диспетчеров. Объект возвели с учетом возможной сейсмической активности, он выдерживает мощные землетрясения.
На девятом этаже башни сделали панорамное наклонное остекление с круговым обзором. В витражах — антибликовые стекла, они не запотевают и не замерзают благодаря электрическому обогреву. По всему периметру строители сделали светофильтры– ими управляют с пульта. А для очистки окон построили балкон, который не препятствует обзору изнутри.
Фасады отделаны 3D-панелями индивидуального дизайна, изготовленными из облегченного композитного материала повышенной про чности. Он хорошо себя зарекомендовал при сильном ветре и в морском климате с высокой влажностью и частыми и обильными осадками. Площадь фасада составляет 3100 м². Кровля сделана плоской, чтобы антенное оборудование было удобно устанавливать и обслуживать. Она выполнена из ПВХ-мембраны с утеплением из минераловатных плит.
Особое внимание при проектировании и строительстве объекта уделили авиационным системам. Высокоточное оборудование поставляло предприятие «Алмаз-Антей».
Так, в командно-диспетчерском пункте установили аэродромный радиолокационный комплекс (АРЛК), предназначенный для определения координат (азимут-дальность) и получения дополнительной информации для контроля и обеспечения воздушного движения. Сделали отдельную приводную радиостанцию (ОПРС), ее функции — привод самолета в район аэродрома, выполнение предпосадочного маневра.
А основой для координации полетов на Бельбеке служит передовая система управления воздушным движением «Галактика», созданная без иностранных комплектующих.
В этом программно-аппаратном комплексе обработка данных идет в трёхмерной системе координат. Здесь принципиально отсутствуют ограничения по размеру обслуживаемой территории.
«Галактика» — одна из самых высокопроизводительных систем в мире: она тестировалась одновременно для 1 0000 траекторий. В этот момент загрузка процессора составляла лишь 13%. Это означает, что для всех реальных летных сценариев гарантированно не будет проблем. В аналогичных продуктах обычно присутствует ограничение в 500 траекторий.
Время старта комплекса из холодного состояния около 5 минут. У аналогов — около 20 минут. Это как раз тот период, в течение которого, при возникновении критической ситуации, центр не сможет осуществлять управление воздушными судами.
Синхронизация времени в «Галактике» идет от глобальных космических навигационных систем, причем здесь реализована поддержка «високосной секунды», которая вводится по решению международной комиссии для компенсации нестабильности вращения Земли примерно каждые полтора года. Отсутствие подобного функционала может привести к остановке процесса управления воздушным движением.
Напомним, что Военно-строительный комплекс Минобороны РФ приступил к возведению командно-диспетчерского пункта в июне 2020 года по поручению Президента РФ по Владимира Путина.
В ходе проектирования объекта шли согласования с Госкорпорацией по организации воздушного движения РФ и воздушно-космическими силами Минобороны России, были учтены все требования, предъявляемые к пунктам управления полетами.
Это необходимо из-за уникальности аэродрома совместного базирования. Ведь здесь будут взлетать и приземляться как военные, так и гражданские самолеты. В командном пункте организован единый зал управления, где обеспечен принцип «локтевого взаимодействия» при одновременном нахождении в ограниченном воздушном пространстве разных воздушных судов. А современное оборудование и оснащение позволит это делать на самом высочайшем уровне, с учетом признанных во всем мире требований по безопасности полетов.
Бельбек — аэропорт, расположенный в 8 км от Севастополя. Он был построен в 1941 году как военный аэродром: во времена СССР и Украины там базировалась истребительная авиация. После присоединения Крыма к России Минобороны разместило в Бельбеке 38-й истребительный авиаполк. Одновременно началась дискуссия вокруг необходимости гражданского использования аэропорта для решения транспортных проблем Крыма. Военные по просьбе городских властей предложили включить Бельбек в перечень аэродромов совместного базирования.
В 2018 году военные строители возвели здесь новую взлетно-посадочную полосу (3450 м), позволяющую принимать все типы воздушных судов военного и гражданского назначения, включая тяжелые транспортные самолеты.
ЦИФРЫ:
Высота башни командно-диспетчерского пункта – 34 м (9 этажей)
Площадь остекления – 890 м²
Количество светофильтров на башне – 35 шт.
Площадь фасада —
3100 м²