Спустя 15 лет после установления в Украине системы финмониторинга никто так и не слышал, чтобы с помощью прописанных FATF рецептов были пойманы торговцы оружием, наркобароны и даже крупные коррупционеры. Классические “трафареты” у нас не работают. Зато политические клише – пожалуйста.
Вместо реальной борьбы с легализацией преступных доходов финмониторинг привлекли к “расследованию преступлений экс-президента Виктора Януковича и его окружения”. Почему-то не удивляюсь, что, по данным самого ведомства, “с мая 2014 года по июнь 2017 года служба нашла таких преступлений на 211 млрд. грн.”. Кстати, где эти фантастические суммы? Можно ли их потрогать? Вопрос смешной и риторический.
Но то ли деньги преступной клики Януковича оказались виртуальными, то ли дела в нашей стране идут не настолько хорошо, как рапортует власть (подозреваю, что “два в одном”), однако было решено заняться и простыми гражданами тоже. Не давать, так сказать, спуску счастливым обладателям теневых доплат и мелкого нелегального бизнеса. Почему мелкого? Потому что крупные “рыбы” имеют свои (или дружественные) банки, где им не задают дурных вопросов. А сами придумывают, как объяснить НБУ ту или иную транзакцию своих достопочтенных клиентов.
Что ж касается простых маленьких украинцев, как мой приятель, которые зарабатывали и тут и там, дабы жить прилично и кормить семью “не хуже, чем другие”, то им теперь грозит “аццкий геморрой”. А таких, по данным министра социальной политики Андрея Ревы, очень много – из 26 млн. трудоспособных украинцев официально трудоустроены лишь 16 млн.
Если раньше банки проверяли граждан, лишь когда они приносили наличные на счет и делали это формально (кто же откажется от лишней “инвестиции”), то с осени прошлого года они получили приятное право не отдавать деньги клиентам без подтверждающих документов.
Причем все разговоры о “пороге” суммы, с которой начинаются проверки (на сегодня – 150 тыс. грн., а обещают поднять до 300 тыс. грн. в связи с девальвацией), утратили смысл, ибо банкам предоставили возможность самостоятельно определять суммы “в зависимости от потенциального риска операции”. Особенно, если обнаружено “несоответствие суммы операции финансовому положению клиента”.
У моего приятеля официальная зарплата – около 5 тыс. грн. Денег на счету было намного больше. И не важно, что счет был открыт задолго до новых требований НБУ. Без доказательства, что эти деньги заработаны легальным путем, банк отказывается их отдать.
Не помогло и обращение к юристам. Ну, пришел в банк вместе с корешем и высокооплачиваемый адвокат. Говорит банкирам, мол, такие требования банков незаконные, депозит моего клиента размещен до вступления в силу новых требований Нацбанка, вы не имеете права требовать документы для подтверждения финансового состояния.
“Иди в сад, – ответили адвокату в банке. – Нам надо ежедневно отписываться в НБУ. Любое подозрительное движение, и НБУ нас штрафует. Поэтому, пардон, но вашего клиента мы уже засветили в качестве сомнительной операции. Пусть собирает справки или идет в суд. Но суд тоже потребует доказательства, что деньги, положенные на депозит пять лет назад, были заработаны честно. А не на продаже наркотиков, оружия или проституции. Кстати, какая у вашего клиента была зарплата пять лет назад?”.
Так и поговорили. Машину мой друг не купил. И теперь не знает, как ему вытащить деньги из банка. Банк в свою очередь великодушно предложил переоформить вклад еще лет на пять. За невысокий процент. Так как ныне высоких процентов по депозитам больше нет. Они в пределах арифметической погрешности. Мы же в Европу идем, а там ставки низкие. Правда, и кредиты там дешевые, а у нас дорогие. Но это отдельная тема.
Понятно, что власть истерически пытается “детенизировать” экономику и заставить работодателей платить официальные заработные платы. Минимум которых регулярно повышается. И тем самым оторвать свою долю через налоги. Но какое отношение это имеет к борьбе с отмыванием “грязных денег”? Когда все понимают, что деньги большей части населения – не грязные, а теневые. А это “две большие разницы”.
Смею всех разочаровать: дальше будет еще хуже. Недавно Минфин презентовал проект расширения субъектов первичного финмониторинга (учреждений, которые обязаны проверять своих клиентов). К нынешним банкам, страховым компаниям, нотариусам и юристам, лотерейщикам, платежным организациям и системам добавили еще и небанковские обменные пункты, налоговых консультантов, риелторов, торговцев за наличные ювелирными изделиями, драгоценными металлами и камнями, а также лиц, которые оказывают услуги по созданию, обеспечению деятельности или управляют юридическими компаниями. Юристов и нотариусов.
Правда, было обещано повысить “порог” операций, подлежащих проверке, со 150 тыс. грн. до 300 тыс. грн. Не из человеколюбия, а потому что инфляция и сокращение штатов в госорганах, а оставшимся перерабатывать вал доносов от “субъектов первичного финмониторинга” все сложнее.
Но не стоит обманываться цифрой в 300 тыс. грн. Изменили и другие лимиты. Ювелиров хотят обязать стучать на клиентов при покупках на сумму свыше 40 тыс. грн. Страховщикам следует проводить проверку человека при выплатах более 30 тыс. грн. А лотерейщикам и букмекерам придется затребовать с клиента паспорт и код для каждой ставки более 5 тыс. грн.
Тем временем юрист, к которому обращался мой друг и который не смог договориться с банком, нашел контору, которая за нескромное вознаграждение готова выдать поддельную справку о доходах пятилетней давности, очень похожую на настоящую. Адвокат со своей стороны обещает договориться с банком, что тот примет такую справку без лишних вопросов. Естественно, услуга также не бесплатная.
Осталось уточнить, не встрепенется ли фискальная служба и не заставит ли бедолагу, уже попавшего в “ощип”, заплатить налоги прошлых лет, согласно справке о фиктивных доходах? Друг уже “разведывает”, сколько стоит решение этого вопроса и останутся ли после всего хоть какие-то деньги на его депозите.
ссылка