Украина и украинско-российские отношения
204,711,048 348,167
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
30 дек 2016 10:32:49

Большой прогноз на 2017 год

новая дискуссия Аналитика  1.640

Экономическая динамика в России

Одним из важнейших факторов, который определит развитие ситуации на Украине, является экономическая динамика в России. Уверенный рост экономики позволит российскому руководству проводить более энергичную внешнюю политику, в том числе и на украинском направлении. Уверенный рост российской экономики продемонстрирует тщетность политики сдерживания России и подтолкнет наших оппонентов к поискам компромиссов, т. е. к отступлению в ряде важных для нас вопросов. Вялая экономическая динамика в России будет, напротив, способствовать тому, что нынешняя ситуация, в том числе на Украине, будет развиваться по инерционному варианту.

Что происходит в российской экономике сейчас? По итогам ноября, впервые с начала рецессии, Росстат отчитался о том, что индекс изменения ВВП, вернулся в область положительных значений. Однако темпы роста пока – скорее символические. При таких темпах роста (+0,1…+0,5%) внешняя политика будет оставаться осторожной.

Значимыми для понимания дальнейшей динамики будут результаты декабря и, особенно – II квартала 2017 г. II квартал и в 2015 г., и в 2016 г. выдались не слишком удачными. Если в 2017 г. будет иначе, то статистика сразу продемонстрирует ускорение роста ВВП до +0,8…+1,2%, что будет означать совсем другое качество. В этом случае во второй половине 2017 г. развитие ситуации на Украине может ускориться, нас могут ждать сюрпризы.

Более высоких темпов я в 2017 г. не жду, поэтому внешняя политика в любом случае будет сдержанной. В любом случае для российской экономики 2017-19 гг. будут сложными: потребуется осторожно сократить государственные расходы и убедиться, что экономика способна расти без постоянного бюджетного стимулирования. Оборонные расходы запланированы к сокращению, нужно будет убедиться, что предприятия ОПК сумели расширить выпуск гражданской продукции. По замыслу, сокращение бюджетных расходов должно привести к перераспределению ресурсов в пользу «рыночного» сектора экономики и подтолкнуть его рост. Нужно будет убедиться, что «невидимая рука рынка» справляется со своей задачей и, при необходимости, помочь ей. Если без метафор, то нужно будет внимательно смотреть: растут ли объемы банковского кредитования и снижаются ли ставки по банковским кредитам.

Кроме того, только в 2019 г. должно быть завершено строительство газопроводов «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири», которые кардинально изменят расклад сил в отношениях России и Европы. Одним словом, есть очень веские причины избегать в ближайшие три года резких движений.



Экономическая динамика на Украине


В настоящее время в экономике Украины наблюдается «отскок» после тяжелейшего падения в 2014-15 гг. ВВП сократился на 6,6% в 2014 г. и еще на 9,9% в 2015г. В 2016 г. ВВП растет на 2,0%. Одной из компонент падения в 2014-15 гг. стало сокращение инвестиций в основной капитал. Так, валовое накопление основного капитала (компонент ВВП) сократилось на 24,0% в 2014 г., еще на 9,3% в 2015 г. В 2016 г. наблюдается восстановление (+24,8% в III квартале 2016 г. к тому же кварталу прошлого года), но это лишь частичное восстановление. Примерно 40% годового объема инвестиций в основной капитал приходится на IV квартал, поэтому до выхода соответствующей статистики давать прогноз на 2017 г. крайне опрометчиво. Тем не менее, уверен, что инвестиции в основной капитал не достигнут докризисного уровня, а значит, мы увидим замедление темпов роста ВВП по сравнению с 2016 г., а то и отрицательные значения.

Предварительный прогноз на 2017 г. следующий.

Промышленное производство: -0,5%...+1,5%. [Прим. Еще в начале декабря у меня был более пессимистический прогноз, но по данным за ноябрь я заметил сильную зависимость между динамикой промышленного производства в России и на Украине. Если российская экономика пойдет «по верхней границе» прогноза, то украинская будет смотреться хорошо. Поскольку у меня позитивный прогноз по России, пришлось пересмотреть вверх прогноз по Украине.] Кроме того, экономическая деятельность в ЛДНР все еще частично отражается Укрстатом как «своя», по крайней мере, добыча угля в ЛНР – точно. Ускоренная интеграция ЛДНР в российскую экономику или, наоборот, реализация экономической части Минских соглашений может изменить цифры Укрстата на 1,0-1,5% в ту или другую сторону.

Инвестиции. В I полугодии рост инвестиций может составить +8%…9%. Но это, по моим представлениям – самый «потолок». Учитывая, что на первое полугодие приходится всего около 30% годового объема, эти цифры могут радовать глаз, но не имеют большого значения. Значение будут иметь цифры III и IV кварталов, но до них надо еще дожить.

Инфляция. НБУ ставит целью 8%. Пока ему удается достаточно успешно замедлять инфляцию. В принципе, может удаться и в 2017 г. Однако я «выставлю» прогноз в диапазоне от 10% до 12%. Полагаю, что НБУ закладывает нереалистичный прогноз по росту ВВП; игнорирует последствия роста коммунальных тарифов и вообще влияние роста цен на энергоносители на украинскую экономику и, наконец, последствия национализации «Приватбанка».

Прогноз по инфляции соответствуют инерционному сценарию. Однако существует риск валютного кризиса. Кризисный сценарий – не основной. Тем не менее, для него есть серьезные предпосылки, а именно: перспектива неизбежной новой реструктуризации украинских долгов (как государственных, так и корпоративных) и слабые перспективы украинской экономики при очень высоких рисках. Несмотря на то, что НБУ располагает целым набором уже отработанных механизмов предотвращения валютного кризиса, в некоторых ситуациях их может оказаться недостаточно. Например: отток вкладов из «Приватбанка» и вообще банковской системы на протяжении двух-трех месяцев в условиях отказа МВФ от продолжения сотрудничества; или политический кризис, связанный с досрочными парламентскими и президентскими выборами; или обострение вооруженного конфликта с риском распространения его на новые территории. В таком кризисном варианте вероятен выход курса доллара в район 60-80 гривен. Это приведет, разумеется, к всплеску инфляции, допустим, до 20-30%.

ВВП. По итогам года может быть от 0,0% до +1,0%. Причем в I квартале, скорее всего, будет +1,5%…+2,0%, а уже в III мы можем увидеть минус.

Это была, так сказать, «обязательная» часть прогноза. Однако в данном случае цифры статистики не особенно важны. Гораздо важнее – структурные изменения экономики Украины. Дать прогноз по ним или хотя бы дать численное описание – достаточно сложная задача. Но когда-то надо начинать.

Отраслевой разрез

Из значимых отраслей экономики в наименьшей степени пострадало сельское хозяйство. Снижение объема производства за 2014-15 г. составило 2,7%. За 2016 г. пока фиксируется рост – 2,9%. Сельское хозяйство – важнейшая отрасль украинской экономики. Объем реализации сельскохозяйственной продукции в 2013 г. составлял 23% от объема реализации продукции промышленности и превосходил любую отдельную отрасль промышленности. В сельском хозяйстве в 2015 г. было занято 2,9 млн. человек – больше чем в промышленности (2,6 млн.). Можно сказать, что относительная стабильность в сельском хозяйстве и объясняет относительную социально-политическую стабильность на Украине.

Следующая по значимости отрасль – производство пищевых продуктов. Ее доля в объеме реализации промышленной продукции в 2013 г. была 19%. Снижение объема производства за 2014-15 г. составило 8,5%. За 2016 г. пока фиксируется рост – 2,7%.

Металлургическое производство, доля в 2013 г. – 16%, снижение за 2014-15 гг. – 28,3%, рост в 2016 г. – 6,2%.

Добывающая промышленность, доля в 2013 г. – 11%; снижение за 2014-15 гг.: нефти и газа – 6,6%, металлической руды – 11,3%, камня, песка, глины – 11,0%. Общая цифра не показательна, поскольку включает выпадение из укростатистики угля ЛДНР. Снижение добычи нефти и газа и металлической руды продолжается и в 2016 г. – на 3,0% и 2,3% соответственно. Частично восстановилась только добыча камня, песка и глины – рост на 8,6% в 2016 г. Падение добычи нефти и газа будет оказывать угнетающее воздействие на энергетику и, опосредовано, на экономику в целом. Добыча металлической руды после проседания металлургии оказалось избыточным (вырос экспорт), поэтому, возможно, продолжит умеренно сокращаться и в 2017 г.

Машиностроение, доля в 2013 г. – 9%. Ситуация в разных подотраслях – разная. Производство компьютеров, электронной и оптической продукции (доля в продукции машиностроения в 2013 г. – 6%) за 2014-15 гг. рухнуло на 44,5%, в 2016 г. относительно бодро «отскочило» (+25,3%), т. е. сейчас находится примерно на треть ниже докризисного уровня. Производство электрического оборудования (доля в 2013 г. – 19%), можно сказать, и не пострадало: снижение за два года – 9,4%, восстановление в 2016 г. – на 3,5%. Производство автотранспортных средств (доля в 2013 г. – 31%) упало (-45,3%) и не «отжалось» (еще -2,4% в 2016 г.). Производство прочих машин и оборудования (доля в 2013 г. – 44%) упало очень прилично (-22,4%) и практически не восстановилось (+1,1% в 2016 г.).

Совершенно очевидно, что никаких причин для кардинального изменения трендов ни в одной из отраслей украинской экономики нет. Относительно благополучно будет чувствовать себя сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Производство здесь будет поддерживаться притоком инвестиций: если в целом инвестиции за 2014-15 гг. упали 25,4% и только в 2016 г. стали восстанавливаться (+16,4%), то в сельское хозяйство инвестиции сократились в 2014 г. всего 15,4%, уже в 2015 г. начали расти и за 2015-16 гг. примерно удвоились. Однако число занятых в сельском хозяйстве сокращается почти так же, как и в промышленности, поэтому особых чудес здесь ждать все равно не приходится. Скорее всего, продолжится рост в производстве пищевых продуктов. Здесь будет наблюдаться некоторый эффект импортозамещения. В остальных отраслях промышленности будет наблюдаться, в лучшем случае, затухающий рост.

Региональный разрез

Если посмотреть на динамику располагаемых доходов населения за 2014-15 гг., то явных региональных особенностей не обнаружится. Есть два экстремальных случая: в городе Киеве реальные располагаемые доходы сократились на 14,8% (это относительно немного), в Черниговской области – на 33,3% (это худший результат по Украине). Остальные регионы уложились в сравнительно узкий диапазон -24,1%...-29,1%. Получается, что, несмотря на драматическое падение в машиностроении и металлургии, такого же сокращения доходов населения в машиностроительных и металлургических регионах не произошло. Доходы работников, занятых в этих отраслях, разумеется, упали, но число работников, занятых в них относительно невелико. Число занятых в промышленности – всего 16% от общего числа занятого населения. Остальные заняты в сельском хозяйстве – 17%, в торговле – 21%, в образовании и здравоохранении – 15%, в государственном управлении и обороне – 6%, на транспорте – 6%. Т. е. украинская экономика и украинское государство сумело «размазать» эффект от падения в машиностроении и металлургии по всем отраслям и по всем регионам. Кроме того, основной удар пришелся всего по трем, хотя и наиболее населенным областям (Харьков, Днепропетровск, Запорожье), в то время как в большинстве регионов, где проживает подавляющее большинство населения, ситуация безрадостная, но ровная. Т. е. предпосылки для кристаллизации какой-то оппозиционной идеи как реакции на экономические трудности отсутствуют.

Это подтверждает вывод, сделанный еще 27 апреля 2016, 07:10:08, что «экономических предпосылок для возникновения «коалиций» регионов внутри Украины по территориальному признаку не наблюдается».

Преувеличение центробежных сил на Украине – достаточно распространенная ошибка (сам этим грешу). Однако факты каждый раз заставляют вернуться к реальности. Предпосылки к сепаратизму, казалось бы, есть, а самого сепаратизма нет. Эта тема заслуживает очень серьезного внимания. У меня есть замысел регионального обзора по данным за 2016 г. Кроме данных по промышленному производству хочу включить данные по сельскому хозяйству и уделить внимание географии крупнейших украинских компаний. Возможно, откроется что-то новое.

Возможно, что сила центральной украинской власти базируется на ее способности: а) контролировать доходы от транзита (в первую очередь газа, но не только) и б) энергетические тарифы. Эти доходы позволяют выравнивать доходы регионов и, тем самым, не допускать межрегиональных конфликтов. Потеря угля Донбасса, находящегося в самом начале ценовой цепочки, уже привела к утрате контроля над энерготарифами. С прекращением транзита российского газа центральная власть лишится важнейшего инструмента влияния. Как это изменит отношения между регионами и между регионами и центром – вопрос открытый. Но это вопрос не 2017 года.



Политические процессы на Украине

Удивительной особенностью политических процессов на Украине является их автономность. Чтобы ни происходило в мире или на Украине набор персонажей на политической сцене и набор тем, которые обсуждает украинский «политикум» (как я понимаю, это нечто среднее между «террариумом» и «паноптикумом»). Некто В. Портников (УкрЛайф ТВ, 27 декабря 2016 г.) удачно выразил эту мысль, подводя итоги 2016 года: «на Украине много чего случилось, но ничего не произошло». И еще он обратил внимание на то, что украинская общественность в декабре 2016 г., как и в декабре 2015 г., ждет «безвиз» от ЕС и «решения вопроса» с Донбассом. Причем, такое впечатление, что прошедший год не оставил никакого отпечатка в сознании, не добавил никакого опыта. Как ждали «безвиз» – так и ждут, как верили во всеблагость ЕС – так и верят. Никаких попыток переосмыслить ситуацию и как-то изменить линию поведения не просматривается. В отношении к Донбассу – та же картина. Как верили, что Донбасс оккупирован российской армией и местными криминальными бандами – так и верят; как рассчитывали добиться от жителей Донбасса любви или покорности разными формами блокады – так и рассчитывают. Факты, которые говорят о том, что власти ЛДНР опираются не на «штыки», а имеют вполне массовую поддержку, никак не побуждают украинскую общественность задуматься о каком-либо несиловом варианте разрешения конфликта. Факты, которые свидетельствуют о том, что а) Украина просто не может себе позволить блокаду Донбасса и б) что ничто так не способствует полной интеграции ЛДНР в Россию, как эта самая блокада, «всплывают» в украинских СМИ, но проходят мимо сознания большинства украинцев и большинства украинских политиков. Тот же Портников остроумно назвал это «аквариумной политикой», очевидно имея в виду расхожее мнение, будто некоторые аквариумные рыбки в состоянии удержать в своей памяти только последние 3 секунды. Впрочем, сравнение украинской политики с аквариумом удачно во многих других отношения.

В связи с этим политический прогноз на 2017 г. заключается в том, что на Украине опять «много что случится, но ничего не произойдет». Несколько сюжетов будут развиваться параллельно, часто вне взаимной связи. Могут произойти события значимые для непосредственных участников, но не способные оказать существенное влияние на развитие ситуации на Украине в целом.

Вот основные сюжеты:

Досрочные парламентские выборы. На мой взгляд, исход возможных парламентских выборов настолько предсказуем, что проводить их нет никакого смысла. Все нынешние обитатели ВР уже себя ведут так, как будто выборы уже прошли и они уже или стали депутатами, или потеряли мандаты, увеличили свое представительно или уменьшили, остались в своей фракции или сменили флаг.

Допустим, досрочные парламентские выборы состоятся и результат не будет «нарисован». Собственно, я считаю, что все маневры вокруг назначения или не назначения внеочередных выборов связана с вопросом: будет ли у нынешней власти возможность «нарисовать» нужные результаты. Проводить выбора раньше, чем власть лишится такой возможности никакого смысла нет.

Итак, на основании анализа результатов выборов в 1998-2014 гг. (22 августа 2016, 11:52:34, 09 сентября 2016, 16:05:4610 сентября 2016, 20:26:06) предполагаю, что произойдет масштабный сдвиг в сторону наименее националистических и даже не националистических сил.

Наиболее радикальной националистической силой будет одно или два неких образования, построенных из представителей нынешнего «Народного фронта» и Радикальной партии Ляшко. Получат они 20-30 мест. Смысл их пребывания в ВР – не допустить уголовное преследование за свои прежние «подвиги», защитить свои активы или прикрыть их вывод. Голосовать за них будут примерно равномерно по всей территории Украины.

В ВР попадет некое образование, представляющее Галицию. Возможно, это будет «Самопомоч», возможно, «Руна» Савченко, возможно, что-то еще. По своей риторике это образование не будет иметь ничего общего, ни с «Правым сектором», ни со «Свободой», ни даже с «Нашей Украиной» обр. 2002-07 гг. В идеологическом плане это будет движение, представляющее всех «настоящих украинцев», но уже не претендующее на то, что на Украине других нет. Экономической программы это движение иметь не будет. Получит оно около 30 мест. Голосовать за них будут преимущественно в Галиции, на Волыни и сколько-то дальше немного на восток.

Блок Петра Порошенко примет в свои ряды наименее одиозных персонажей из состава «Народного фронта» (вместе с соответствующей электоральной базой). БПП вполне по силам сохранить представительство на уровне 50-60 мест. Наибольший процент БПП наберет в полосе: Луцк – Одесса, Полтава-Николаев (искл. Днепропетровск и Запорожье).

Основную конкуренцию БПП составит «Батькивщина» Тимошенко. К Тимошенко перебежит заметная часть нынешних БППшников. Наибольший процент БПП наберет в полосе: Киев – Одесса, Полтава-Николаев (вкл. Днепропетровск и Запорожье).

Около 30 мест может получить «Оппозиционный блок».

10-20 мест может получить Медведчук, сам как «Украинский выбор» или в блоке с кем-то.

Итоги в одномандатных округах гадать не берусь, но думаю, что это и не важно – они всегда за тех, кто побеждает.

При всей увлекательности гаданий относительно результатов выборов и вообще самого вопроса: состоятся ли они, полагаю, что практического значения они иметь не будут. Максимум, они зафиксируют факт ослабления влияния как радикальных националистов, так и представителей бывших индустриальных районов Украины.

Досрочные президентские выборы. Судя по тому, что администрация Трампа уже определилась с фаворитом (27 декабря 2016, 13:19:28), досрочные президентские выборы возможны. Однако вовсе необязательно, что они состоятся. Во-первых, желания американской администрации вовсе недостаточно. В 2015-16 гг. мы видели, что киевские власти могут достаточно долго саботировать навязываемые им решения. Во-вторых, для американской администрации Украина приоритетом не будет, пройдут там досрочные выборы, не пройдут – дело десятое. Возню вокруг Тимошенко можно использовать просто для некоего давления на киевские власти. Таким образом, состоятся ли внеочередные президентские выборы в значительной степени зависит от внутриукраинских раскладов.

Инициировать досрочные президентские выборы, на мой взгляд, сложнее, чем досрочные парламентские. Но трюк в том, президент – это та фигура, от которой зависит подсчет голосов. Проводить парламентские выборы вперед президентских – рискованно для оппозиции, а инициировать президентские выборы при нынешнем составе ВР – затруднительно. Поэтому, полагаю, что 2017 год пройдет в переливании из пустого в порожнее.

Конституционная реформа. Вообще-то конституционная реформа на Украине никому не нужна. Нынешние законы и так, когда надо, не соблюдаются. Стоит ли спорить из-за новых законов, которые также будут соблюдаться только выборочно. Разумнее потратить время и силы на то, чтобы согласовать нужное выборочное применение уже действующих.

Единственная причина, по которой конституционные изменения вообще обсуждаются – это то, что их требуют внешние силы: Франция, Германия, США, Россия. Т. е. конституционную реформу можно «продать», обменять на некую конкретную поддержку. Однако вряд ли Франция, Германия, США или Россия «купятся» на «муляж». Поэтому, одни делают вид, что готовят какую-то реформу (типа «унитарной децентрализации» Савченко), другие делают вид, что ждут ее.

Нынешний унитарный характер украинского государства позволяет ему «держать удар» экономического кризиса. Все тяготы и лишения антироссийского курса распределяются между регионами относительно равномерно, можно даже сказать, «справедливо». При этом смена курса не обещает каких-то очевидных немедленных выгод даже потенциально «российско-ориентированным» регионам. Поскольку украинская «аквариумная политика» в завтрашний день смотреть принципиально не способна, никаких сюрпризов с конституционной реформой в 2017 г. не ожидаю.

Влияние радикалов на политику будет сокращаться. Их риторика станет менее популярной. В случае досрочных парламентских выборов они потеряют трибуну ВР. Лишившись идеологической и политической составляющей их силовые структуры трансформируются в квазилегальные охранные предприятия или нелегальные бандитские группы. И те и другие будут предоставлять свои услуги на коммерческой основе. Радикальные группировки будут по-прежнему активными участниками боевых действий в Донбассе. Участие в АТО предоставляет им легальный статус и позволяет поддерживать за государственный счет свою боеспособность и навыки. Кроме того, контроль блок-постов на линии разграничения – сам по себе достойный бизнес.

Конфликт с Коломойским будет развиваться своим чередом. Поиск «денег Привата» и в медийном, и в чисто денежном смысле представляется очень перспективным. Однако «головного заказчика» в этом деле нет.

Похожее «дело «Юкоса» развивалось более полутора лет (от повторной налоговой проверки в 2002 г. до покупки «Роснефтью» основного производственного актива в декабре 2004 г.). Потом еще год потребовался, чтобы вынести приговор Ходорковскому (сентябрь 2005 г.), и еще два, чтобы завершить банкротство НК «Юкос» (ноябрь 2007 г.). В России этим делом занимался генеральная прокуратура, возглавляемая В. В. Устиновым (с 2006 г. – министр юстиции). Представить, что «дело Привата» будет расследоваться столь же энергично, невозможно. За 25 лет независимости генеральные прокуроры на Украине сменились 17 раз. После Пшонки (один из трех генпрокуроров Украины, кто занимал должность дольше 3-х лет) Луценко – уже 5-ый за неполные три послемайданных года генеральный прокурор.

Максимум, на что можно рассчитывать, что какие-то уголовные дела, связанные с убытками «Приватбанка», будут хотя бы просто открыты.

Олигархи. Облик типичного украинского олигарха за последние три года сильно изменился. Сегодня это: Косюк, Порошенко, Вадатурский, Веревский. Т. е. это птицефабрики, кондитерские фабрики, производство подсолнечного масла, портовые терминалы, словом, это АПК. Основные активы находятся в той части Украины, которая лежит в полосе: Луцк – Одесса, Полтава-Николаев (искл. Днепропетровск и Запорожье). Сбыт осуществляется через черноморские порты и через розничные сети (через сети проходит порядка двух третей розничной торговли продовольственными товарами), среди которых лидируют отечественные АТБ-Маркет и Фоззи-Фуд. Соответственно, все, что находится за пределами указанной территории и не препятствует работе железнодорожного и автомобильного транспорта на этой территории, для украинских олигархов существенной роли не играет. Этих людей можно назвать основой украинской политической стабильности.

Хозяева металлургических, химических, машиностроительных заводов Днепропетровска, Запорожья, Полтавы в крупных олигархах уже не числятся. Не вижу ни одного олигарха из Харькова. Последний крупный олигарх от металлургии – Пинчук (Днепропетровск). Но вряд ли он радикально меняет картину. Эти люди, которые могли бы в какой-то степени представлять интересы Юго-Востока, более влиянием в украинской политике не обладают.

Ахметов – одна отдельная тема, Коломойский – другая отдельная тема. Прогноз относительно Ахметова заключается в том, что в 2017 г. он будет полностью поглощен одной проблемой: поставками угля со своих предприятий в ЛНР на свои предприятия на Украине. Его участие в украинской политике сведется к лоббированию выгодных энерготарифов и осторожному финансированию широкого спектра политических партий.

Коломойский будет успешно обороняться. Его участие в украинской политике сведется к периодическим резонансным выступлениям с целью вывести из равновесия своих противников или просто напомнить о себе.

Значимым фактором украинской политики украинские олигархи не станут.



Основные процессы в ЛДНР

Сразу оговорюсь, что мои знания о происходящем в ЛДНР крайне скудны. Госстат ЛНР с начала 2016 г. публикует данные об объемах реализованной промышленной продукции по видам деятельности. Сопоставить их с чем-то очень трудно: Сегодня в 07:43. ДНР публикует только данные о добыче угля: Сегодня в 08:31. И еще есть вот: Об основных макроэкономических показателях и вот: Сегодня в 07:47. Очень надеюсь, что с начала 2017 г. и ЛНР, и ДНР начнут публикацию статистики по более широкому кругу вопросов, причем в сопоставлении с прошлым годом. Это позволит перейти от фантазий к анализу.

Пока, в порядке новогоднего прогноза, предлагаю следующее:

Восстановление экономики ЛДНР продолжится. Рост экономики ЛДНР в 2017 г. составит порядка 20-30%. К концу года уровень зарплат в ЛДНР достигнет значений средних для Украины. В некоторых отраслях рост будет кратным, однако показательным будет динамика в металлургии и машиностроении. Важно увидеть, как основные для Донбасса отрасли начинают встраиваться в российскую экономику.

Донбасс будет интегрироваться в российскую экономику. Ужесточение блокады со стороны Киева сделает интеграцию в российскую экономику безальтернативной. Ослабление блокады со стороны Киева интеграцию в Донбасса в российскую экономику упростит и ускорит. В 2017 г. увидим новое явление: перенос металлургического производства с Украины в ЛДНР.

В военном плане прогноз на 2017 г. сводится к тому, что видимых изменений не произойдет. Риск экстремального сценария существует, но не слишком велик. В 2008 г. Саакашвили совершил ошибку. Вряд ли кто-то ее повторит девять лет спустя. А никакой рациональной причины для самоубийства в такой извращенной форме ни у украинских военных, ни у украинских политиков нет. С другой стороны, не наступит и полноценное перемирие, потому что, как сказано выше, для украинских радикалов участие в боевых действиях в зоне АТО – часть их бизнес-схемы.

Местные выборы в ЛНР и ДНР скорее всего в 2017 г. все же состоятся. Во-первых, следующий шаг по внутренней лигитимизации (т. е. в глазах собственных граждан) властей ЛНР и ДНР рано или поздно делать надо. Да и нынешних депутатов и глав республик нужно держать в тонусе. Во-вторых, Оланд и Обама покинут свои посты. Меркель, возможно, тоже. В любом случае, ближе к осени ей будет совсем не до Украины. Их преемникам вникать в тонкости минских соглашений будет неинтересно: есть там пункт про выборы? Пусть будут выборы. В-третьих, минские соглашения, скорее всего, утратят характер конкретного плана урегулирования конфликта и превратятся просто в формат имитации переговоров. По этой причине ожидание от Украины «особого статуса», чтобы провести местные выборы в ЛНР и ДНР непременно «в соответствии с Конституцией Украины» будет уже необязательно. В конце концов, решение Дорогомиловского суда подводит нас к мысли, что законодательные акты, принятые после 22 февраля 2014 г. Конституции Украины все равно не соответствуют.
Отредактировано: Boris Bakhterev - 30 дек 2016 12:30:56
  • +2.26 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!