"Еще в 90-ые я заметил, что самыми первыми из Казахстана стали уезжать русские, имеющие шовинистические взгляды в отношении всех нац.меньшинств. Этакий имперский тренд «старшего брата», исключавший какое-либо равноправие с любыми «братьями меньшими».
Тогда было не понятно, почему они уезжают, чего боятся. Позже понял, что их страхи были обусловлены уверенностью, что к ним в Казахстане будут относится также, как они относились к казахам. Они исходили из принципа: «как ты относишься к людям так и они будут относится к тебе». Понятно, что не все уезжающие были такими, но по моим наблюдениям в первой волне их было достаточно много. Такие люди есть в любой стране и именно они, как правило, представляют питательную основу для появления там расизма. К слову, именно первая волна русских, уехавших из Казахстана, отличилась в части распространения небылиц о том, как русских притесняют в Казахстане.
Позже в Россию потянулись те, кого я называю национально-озабоченными. Это те, кто в любом человеке прежде всего видят его этничность, а уже потом, что он из себя представляет в деловом и нравственном плане. Эти русские в сравнении с первой волной в части этнической нетерпимости были более умеренными. Несмотря на то, что
реальной угрозы казахского национализма не было они на неформальном уровне свой отъезд объясняли чаще всего именно казахским национализмом. Хотя думаю, что основная часть уезжала совершенно из-за других причин. И в первую очередь по социально-экономическим.
Последняя волна началась после известных событий в Украине, когда путинская пропаганда сумела внушить достаточно большому количеству русских (и не только русским), что пришло время российского ренессанса, выражающегося в вставании с колен России и возвращении времен, когда ее все боялись. И все это имперское дерьмо последние 15 лет выливалось на головы казахстанцев через российские СМИ. И это дало свой печальный результат.
По сути это было откровенным вмешательством во внутренние дела Казахстана. А с точки зрения воздействия на ситуацию это была откровенно идеологическая диверсия. Потому что культивирование у граждан Казахстана имперских амбиций развело людей не только по разные стороны идеологических баррикад, но и внесло межнациональную напряженность в казахстанское общество.Здесь нужно сказать, что после двух миграционных волн оставшиеся в Казахстане русские в основной своей массе представляли из себя достаточно толерантных людей в части отношения к другим этносам и прежде всего к казахам.
Остались как раз те, кто считал Казахстан своей Родиной, кто связал свою жизнь с жизнью страны и те, кто никуда уезжать не собирался. Остался тот, кто согласился жить в стране казахов, кто хотел быть ее полноценным гражданином, кто с пониманием относился к вопросу возрождения казахского языка, кто с гордостью защищал спортивную честь страны, кто говорил – это моя страна.
И тут вмешивается Кремль с его имперским бредом и делит казахстанское общество на две части. Тех, кому хочется почувствовать себя наследниками былого имперского величия, которых боятся во всем мире, и тех, кто хочет жить в мирном государстве, независимом от имперского прошлого. На мой взгляд это серьезно изменило ситуацию в стране. С одной стороны это привело к тому, что у значительной части русских в Казахстане реанимировался «квартирантский синдром» и соответственно, они стали иначе воспринимать себя в рамках казахстанской государственности. С другой стороны это привело к росту казахского национализма, увидевшего угрозу сепаратизма в лице тех, кто поддерживает Путина и его имперские амбиции.
И как следствие и того и другого люди опять поехали в Россию.
Нужно делать из этого трагедию? Люди сами делают свой выбор, исходя из внутренних убеждений и оценки окружающей ситуации. Если они считают, что Казахстан это не для них, то пусть едут туда, где им будет комфортнее.
Да, жалко терять опытные кадры, профессионалов своего дела - в этом плане это конечно плохо. Но, с другой стороны, это снижает идеологическое напряжение между теми, кто смотрит в рот Путину и теми, кто его не приемлет. Пусть едут и «встают с колен» вместе с себе подобными. Это их право. Это будет лучше, чем, если они это будут пытаться делать, живя здесь. Много ли пользы от человека, который воспринимает себя чужим и ориентированного на временное проживание?
В этом плане отъезд людей с квартирантским настроением можно рассматривать как своеобразное очищение страны от тех, кто в части гражданственности и патриотизма заведомо представляет из себя балласт. Чем меньше среди казахстанцев тех, кто ориентирован на Россию, тем меньше они разобщены и тем больше возможностей для достижения консолидации и единства казахстанского общества.
На днях встретил давнего знакомого. Поговорили. Уже на пенсии. Жена, дети, внуки. То да се. Вспомнили былое. И в конце он говорит, уезжают мол русаки в Россию. Ты как? Я ему встречный вопрос – а ты чего? Отвечает. Мол, я казахстанец. Мне некуда ехать. Родился здесь, здесь и умирать буду. Да и дети никуда не собираются. Старший казашку в жены взял. Теперь вся родня казахская. Живем как большая семья.
После этого разговора в голову пришла парадоксальная мысль, что чем больше уедет, тех, кто не считает себя казахстанцами, тем лучше остальные будут относиться к оставшимся. На самом деле проблема в нас самих. Нельзя требовать хорошего отношения к себе от тех, кого считаешь чужими. Стань своим для них, и они тоже станут для тебя близкими и понятными.
Все просто - как ты к людям, так и они к тебе.".
Сергей Дуванов, публицист, правозащитник
Источник: facebook