Кроме производства по лицензии «Спутника V», Казахстан планирует делать и собственную вакцину под названием QazCovid-in. «Всё идёт планомерно. Ожидается, что к концу апреля уже будет вакцина [QazCovid-in]. И первые объёмы – это до 50 тысяч с дальнейшим нарастанием», – сообщил на пресс-конференции заместитель председателя комитета медицинского и фармацевтического контроля Нурлыбек Асылбеков. Учитывая, что населения Казахстана составляет около 19 млн человек, эта страна уже в этом году сможет вакцинировать достаточное количество населения, чтобы побороть эпидемию.
В других четырех странах Центрально-Азиатского региона ситуация не такая оптимистическая. Там вакцинацию еще даже не начинали, власти надеются на поставки иностранной вакцины (по неподтверждённым
данным, вакцинацию китайским препаратом начали в Туркменистане).
Узбекистан и Кыргызстан также планируют начать вакцинацию в ближайшее время иностранными препаратами и в перспективе наладить производство у себя в стране. Ближе всего к этой цели подошел Узбекистан. 17 марта в республику была
доставлена первая партия (660 тысяч доз) вакцины от компании AstraZeneca. Гуманитарный груз вакцин по программе COVAX прибыл в Ташкент из Индии, где производился препарат. Он также известен под индийским названием Covishield. Аналогичную вакцину недавно доставили на Украину, что вызвало скандал из-за того, что препарат не прошел необходимый цикл испытаний.
Также в республике планируется начать вакцинацию российским «Спутником V». На первом этапе планируется закупить не менее 1 млн доз препарата. Кроме того, Узбекистан по примеру Казахстана не исключил возможности
локализации производства этой вакцины на своей территории. Точные сроки пока не известны, предположительно, это произойдет летом или осенью.
Узбекистан стремится и к производству собственной вакцины, правда, в соавторстве с китайской компанией Anhui Zhifei Longcom. Китайцы признали право на соавторство «с учетом внесенного вклада и усилий со стороны республики». Производство вакцины под сложным названием ZF-UZ-VAC 2001 планируется начать к концу весны. Об этом сообщил министр инновационного развития Иброхим Абдурахмонов, отвечая на вопрос о запуске производства препарата из КНР. «Пока мы готовимся к этому, нам пока надо сделать расчеты. Где-то в мае-июле мы рассчитываем начать первичный розлив, требуется время. Мы ждем эту вакцину, до конца марта она будет точно», –
сказал министр.
В соседнем Кыргызстане вакцины пока нет. Во время своего первого визита в Россию президент Садыр Жапаров договорился о бесплатной поставке 500 тысяч доз «Спутника V». Также на площадке Евразийской экономической комиссии договорились о производстве «Спутника» в самом Кыргызстане.
17 марта российская делегация во главе с заместителем директора Департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Минпромторга РФ Еленой Денисовой прилетала в Кыргызстан. Чиновники посетили предприятие «Биовит», которое рассматривается как место будущего производства. «Российско-кыргызская делегация осмотрела производственные мощности предприятия, которое производит широкую линейку фармацевтической продукции. Сейчас идет строительство инфузионного цеха для производства стерильных растворов и ампул», –
говорится в официальном сообщении.
Что думают эксперты
Тем временем в Европе срываются все сроки вакцинации, поскольку фармацевтические компании не в состоянии производить препарат в необходимом количестве. Смогут ли центральноазиатские страны развернуть у себя производство в достаточно большом объеме?
Эксперт из Казахстана
Рустам Бурнашев в интервью «Ритму Евразии» поделился своим мнением о перспективах производства вакцин в стране. По его словам, пока нельзя говорить о гарантированном успехе страны в этом деле.
«На основании имеющейся информации, пока достаточно сложно оценить, о каких именно объемах производства идет речь, – говорит Р. Бурнашев. – Для корректной оценки нужно сравнить заявленные объемы производства с аналогичными, которые фиксируются у других производителей. В любом случае, я полагаю, производство вакцины «Спутник V» на базе Карагандинского фармацевтического комплекса ограничивается исключительно производственными рамками – имеющимися мощностями предприятия.
Если говорить о собственной вакцине, то её разработка имеет несколько задач. Помимо чисто медицинской, направленной на решение санитарно-эпидемиологических задач, здесь есть еще и научная составляющая. Казахстан обладает достаточно хорошей школой в этой сфере, сформированной еще во времена Советского Союза, в частности в НИИ Проблем биологической безопасности, наработками в области создания и производства вакцин (ранее только в ветеринарных целях, а с 2011 года – и в области вирусологии человека).
Было бы неправильно не задействовать эти ресурсы. Насколько будет оправданно использование полученных препаратов в медицинских целях, вопрос открытый. Ключевым барьером здесь, по моему мнению, будет не качество произведенной вакцины, а её сертификация за пределами Казахстана. В любом случае производство вакцины и ее разработка – разные задачи, которые не создают друг другу каких-либо помех».
А вот где будет производиться QazCovid-in, как сообщил эксперт, пока неизвестно. По имеющимся данным, эта вакцина еще не имеет международной сертификации. Также неизвестно, подавал ли Казахстан заявку на регистрацию для использования этой вакцины ни для экстренного, ни для полноценного применения за пределами страны.
Р. Бурнашев полагает: «Необходимо учитывать, что рынок вакцин очень конкурентен и выйти на него крайне сложно. Например, на страны Центральной Азии активно выходит на только Россия, но и Китай с вакциной ZF2001, проходящей третью стадию клинических испытаний в Узбекистане и разрешенной в этой стране для экстренного применения. Исходя из этого я могу предположить, что использование казахстанской вакцины будет носить только внутренний характер».
В свою очередь, эксперт из Бишкека
Игорь Шестаков в интервью «Ритму Евразии» сообщил, что видит немало трудностей в производстве вакцины внутри Кыргызстана, даже несмотря на российскую помощь.
«Вообще в истории кыргызско-российских отношений много подписывалось подобных документов о совместном производстве – говорит И. Шестаков. – Были договоренности о производстве броневиков, сельскохозяйственной техники и т. д., которые, к сожалению, срывались.
Мне кажется, если смотреть объективно, в Кыргызстане на сегодняшний день нет предприятий, которые могли бы за короткий срок развернуть производство вакцины. Ведь этот вопрос надо решать оперативно, после эпидемии потребность в препарате отпадет.
Поскольку многие кыргызстанцы хотели бы поехать за рубеж в трудовую миграцию, то прививка откроет для них границы, которые сейчас по-прежнему закрыты для некоторых категорий граждан. Поэтому препарат нужен именно сейчас, а не в далеком будущем. И мне кажется, за короткий срок наладить такое производство будет очень сложно.
Ведь речь идет о здоровье, соответственно, нужно предприятие с соответствующей технологией. В прошлом году во время второй волны эпидемии Кыргызстан не смог наладить выпуск такого несложного препарата, как «Гепарит», на который был тотальный дефицит. Как в таких условиях можно развернуть производство «Спутника V»?»
Эксперт полагает, что, хотя в долгосрочном плане производство вакцины исключать нельзя, в краткосрочном период Кыргызстан будет зависеть исключительно от иностранных поставок. Причем безвозмездных, в качестве гуманитарной помощи (на покупку нет денег). Вакцина весьма востребована в мире, выпускают её единичные страны, поэтому поставки будут небольшими партиями. И российских полмиллиона доз будет недостаточно. Скорей всего, предполагает И. Шестаков, правительству КР все-таки придется где-то изыскивать средства для централизованной закупки вакцины.
«В то же время Узбекистан, – считает эксперт, – имея подходящие производственные мощности, вполне сможет запустить производство как «Спутника», так и совместной с китайцами вакцины. Опять же, поскольку там большое население, этот вопрос необходимо решать оперативно. Там тоже многие хотят уехать на заработки, прежде всего в Россию. Поэтому вакцинация российским препаратом, в том числе произведенным по лицензии в Узбекистане, также даст людям возможность поехать в страны ЕАЭС».