Цитата: Советчик от 02.10.2021 14:22:07Разделяем мух и котлеты. Иностранную валюту и рубли.
Экспортеры отправляют свою продукцию в забугорье в обмен на долговые расписки иностранных государств. Российский бюджет (в т.ч. экспортные пошлины) рассчитываются в рублях (долговых расписках ЦБ РФ). Т.е. напрямую оба потока никак не связаны. Те деньги что зарабатывают экспортеры попадают в бюджет только в случае если импортерам нужна иностранная валюта. Иначе не откуда возникнуть осмысленному количеству рублей.
Поэтому когда Вы строите модель роста бюджета за счет экспортеров, то сразу же нужно учитывать рост импорта (где, когда в каких областях). Иначе она тупо будет несбалансированной и как следствие этого выдаст кучу занимательных сюрпризов в самых неожиданных местах.
Хорошо, берем валютные аспекты.
Экспортеры отправляют продукцию за рубеж, получают иностранную валюту. При этом, экспортер обязан платить вывозные пошлины, в рублях. Для этой цели экспортер продает часть полученной выручки и покупает российские рубли. Баланс между притоком иностранной валюты на рынок и объемом российской валюты на рынке - функция Центрального Банка РФ.
Что касается роста импорта. Первое, он не обязан быть симметричным. Излишки могут пойти в резервы.
Второе, суть схемы закрытого контура в том, что полученные излишки не возвращаются в потребительскую сферу, а направляются на одобренные цели, на определенной стадии выводясь из экономики (опять же через механизм выкупа валюты).
Примерно так.
Рост цен на нефть. газ, металлы и т.д. создал процентную маржу. Например не 1000, а 1500 условных единиц.
Правительство вводит вывозную пошлину для целей абсорбции излишков, т.е. при цене 1500 повышая пошлину настолько ,что итоговая прибыль производителя ровно такая же, как и при 1000. Кто то скажет, а какой резон тогда производителю наращивать объем и продавать за рубеж? Ответ - путь не наращивает, а если наращивает продает внутри страны. Экспортировать его никто не заставляет.
Теперь следующее. Ранее дельта, связанная с повышением цен на экспортируемый товар оседала в суверенных фондах (уже много лет).
В позапрошлом году, наконец то принято правило. допускающее направление этих средств в экономику.
Однако это приводит к потенциальному росту инфляции. Для того, чтобы этого не было применяется такая схема.
Компания заходит на инфраструктурный проект. Например, на строительство города в Сибири по плану Шойгу, или на строительство нового завода по плану Белоусова-Борисова.
Правительство в заключаемом контракте делает оговорку, что денежные средства, полученные от реализации данного проекта можно использовать только на одобренные Минпромом цели. Их нельзя тратить на зарплаты, дивиденды, закупки не одобренные Минпромом и т.д. их никуда нельзя тратить, кроме как на цели одобренные Минпромом.
Что это за цели?
Например, закупка оборудования, например за рубежом. Полученные средства меняют на валюту и выводят за рубеж в обмен на оборудование.
Например, закупка материалов или оборудования в России. В таком случае поставщик опять же получает "связанные средства", то есть сможет потратить только на ограниченную совокупность трат и после одобрения.
Например, приобретение российских долговых бумаг (облигаций) со связанными условиями погашения. Только через несколько лет, зато живыми деньгами.
Итого. Не происходит ничего нового, что не было бы уже проведено в экспортно-импортных операциях и в операциях с суверенными фондами. То есть всё то же самое что и сейчас, только с возросшей стоимостью экспортируемого товара. В чем проблема?
Для информации:
Личный ТГ канал: https://t.me/SMM_tmax