Скрытый текст
— Сергей Владимирович, по итогам 2022 года УЗГА заключил твердые контракты на поставку 49 самолетов «Байкал» с пятью компаниями. Такая информация озвучивалась ранее в прессе. Подтвердите или скорректируете эту цифру? В какие сроки должны пройти поставки?
— Действительно, к концу 2022 года АО «Уральский завод гражданской авиации» (АО «УЗГА») подписало предварительные договоры на поставку 49 самолетов ЛМС-901 «Байкал» с пятью авиакомпаниями: «КрасАвиа» (10 ВС, сроки поставки – 2025-2029 годы), «Аэросервис» (7 ВС, сроки поставки – 2025-2028 годы), Фонд развития санитарной авиации и ООО «Хели-Драйв Северо-Запад» (27 ВС, которые будут эксплуатироваться в «Национальной системе санитарной авиации», сроки поставки – 2025-2030 годы) и «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» (5 ВС, сроки поставки 2026-2030 годы).
В 2023 году подписан предварительный договор на поставку трех самолетов ЛМС-901 «Байкал» для авиакомпании «Витязь-Аэро» со сроком поставки 2026-2028 годы. Подписан твердый контракт с «ГТЛК» о поставке 10 самолетов для авиакомпании «Аврора», они будут эксплуатироваться в Хабаровском крае. Сейчас работаем над договором поставки 95 самолетов «Байкал» в интересах Единой дальневосточной авиакомпании.
Самолет «Байкал» представляет большой интерес для компаний, выполняющих авиационные работы. Так с альянсом «Аэрохимфлот» подписано соглашение о намерениях на 120 машин такого типа. В ходе визита на производство АО «УЗГА» представители ФБУ «Авиалесоохрана» также выразили заинтересованность в приобретении «Байкала». Предполагается, что сделки могут быть заключены по мере создания специализированных версий для авиационно-химических и других авиационных работ.
— Еще одна цитата из СМИ: цель на 2023 год – довести общий объем заказов на «Байкал» до 170 единиц. Подобные планы остаются в силе, кого рассматриваете в качестве потенциальных покупателей?
— Задача по постоянному наращиванию портфеля заказов естественна для любого производителя. Сейчас мы обсуждаем подписание контрактов на более чем 100 самолетов «Байкал». Помимо упомянутой компании «Аврора», мы ведем диалог с рядом авиакомпаний, а также с коммерческими организациями, которые видят самолет для своих корпоративных перевозок. Но этим, конечно, наша активность не ограничивается. Мы видим, как было отмечено ранее, большой потенциал применения ЛМС-901 для выполнения авиационных работ.
Ожидаемое подписание контракта с Единой дальневосточной авиакомпанией позволит нам сформировать насыщенную производственную программу до 2030 года и, более того, позволит нам создать в Комсомольске-на-Амуре вторую сборочную площадку по выпуску самолётов ЛМС-901.
— Вы всегда подчеркивали, что важнейшая задача — сделать «Байкал» многофункциональным воздушным судом, поэтому основное внимание при проектировании самолета было уделено его многофункциональности. Какие конфигурации уже сегодня доступны и обсуждаются с потенциальными заказчиками?
— На старте покупателям предлагаются пассажирская и грузовая версии, причем возможно и комбинированное использование объема салона для перевозки пассажиров и груза. Нами проработано размещением в салоне медицинского оборудования, что позволит использовать «Байкал» для выполнения санитарных заданий. Немного более отдаленная перспектива – вариант для выброски парашютистов. Его будет отличать специальная дверь, удобная для десантирования с парашютом. Вместо индивидуальных пассажирских кресел в этом случае будут применены откидные кресла, располагаемые вдоль бортов самолета.
Мы рассматриваем возможность создания варианта для выполнения авиационно-химических работ, который получит специальную аппаратуру для внесения удобрений и обработки химикатами. Профильный институт, занимающийся проблематикой применения авиации в народном хозяйстве, оптимистично оценивает возможность такой модификации.
— Стоимость «Байкала» в базовом исполнении составит 120 млн рублей. Это данные лета 2022 года. Подобная оценка соответствует сегодняшнему дню?
— Стоимость в базовом исполнении в 120 млн рублей в ценах 2020 года — это константа, заданная Техническим заданием на самолет. Что касается удорожания самолета, то на него влияют такие факторы как эскалация цены вследствие инфляции, а также оснащение заказываемых самолётов дополнительным оборудованием. По выбору заказчика мы можем оснастить «Байкал» большим количеством различных систем, значительно повышающих возможности машины в части выполнения полетов в сложных метеоусловиях, в ночное время, повышающих уровень безопасности полетов, расширяющих климатические условия, в которых можно эксплуатировать самолет. Естественно, это будет влиять на стоимость сделки.
— В рамках Красноярского экономического форума УЗГА подписал соглашение о намерениях с АО «КрасАвиа». Оно предполагает приобретение красноярским авиаперевозчиком 20 турбовинтовых региональных самолетов ТВРС-44 «Ладога». Предполагается, что воздушные суда будут поставлены в конвертируемой грузопассажирской компоновке. Что это за конфигурация, какие задачи на нее возлагаются, у кого еще может быть потенциальный спрос на подобную компоновку воздушных судов?
— Авиакомпания «КрасАвиа» выполняет перевозки, связывающие региональный центр с отдаленными населенными пунктами в Красноярском крае. Множество пунктов назначения в маршрутной сети перевозчика не имеет круглогодичной связи с «большой землей» по дорогам с твердым покрытием. Туда, как говорится, «только самолетом можно долететь». Это предопределяет необходимость не только пассажирских, но и грузовых перевозок, которые позволяют оперативно доставлять скоропортящиеся продукты, ценные грузы, почту.
Конвертируемая версия позволяет оперативно, силами самой авиакомпании, менять компоновку на вариант, отвечающий актуальным задачам. Полностью пассажирская компоновка рассчитана на перевозку 44 пассажиров, но при этом в самолёт можно загрузить 11 куб. м. багажа массой более 1 тонны. Полностью грузовой вариант – это уже более 42 куб. м. под размещение груза, его масса может достигать шести тонн. И есть промежуточные варианты, в которых в салоне остаётся либо 36, либо 20 кресел, остальное место отдается под перевозку груза.Нет сомнений, что для любого перевозчика, работающего в Арктической зоне, в Сибири, на Дальнем Востоке, такая операционная гибкость очень полезна. Люди, проживающие в труднодоступных и удаленных населенных пунктах, привыкли летать с багажом, пользоваться услугами интернет-магазинов, хотят покупать свежие молочные продукты, овощи и фрукты. Следовательно, без расширенных возможностей по перевозке груза самолет был бы малопривлекателен.
— Предполагается, что «КрасАвиа» будет проводить опытную эксплуатацию техники. Комментируя эту часть соглашения, Вы говорили, что «подконтрольная эксплуатация позволит ускорить завершение летных сертификационных испытаний». Как строится взаимодействие?
— Возможностей для сотрудничества с эксплуатантом в период проведения испытаний не так уж мало. После того, как самолет получит сертификат типа, его уже можно будет передавать в эксплуатацию. Однако при этом могут продолжаться работы по расширению ожидаемых условий эксплуатации, например, по подтверждению возможности выполнять полеты при экстремальных температурах, на высокогорье. Использование самолёта, переданного в подконтрольную эксплуатацию, для выполнения ряда сертификационных полетов — способ оптимизировать программу испытаний.
— Также предполагается, что в аэропорту Красноярска появится ваш Центр послепродажного обслуживания. Расскажите о конфигурации Центра, о задачах, которые он будет решать и о сроках реализации проекта.
— Корректно сказать, что это будет центр послепродажного обслуживания, ориентированный на отечественную региональную авиатехнику. Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы он эффективно помогал эксплуатантам наших самолетов «Байкал» и «Ладога». С этой целью мы окажем содействие в создании на площадке склада запчастей, будем оказывать инжиниринговые услуги. Также мы заинтересованы в том, чтобы был создан авиационный учебный центр, который позволит готовить персонал для эксплуатации наших самолетов.
Само подписанное в Красноярске соглашение является рамочным, оно не фиксирует конкретные сроки создания Центра ППО.
— Среди задач, которые стоят перед УЗГА, — «создание сервисных подразделений в различных регионах России». Будет ли Центр в Красноярске первым, какова будет остальная география развития сервисных подразделений и их возможности?
— В зону ответственности Центра, который будет создан в Красноярске, попадет не менее 100 самолетов разработки и производства АО «УЗГА», которые будут эксплуатироваться авиакомпаниями в Западной и Восточной Сибири. Для эксплуатантов, базирующихся в Дальневосточном федеральном округе, целесообразно создать Центр ППО в Комсомольске-на-Амуре, этот проект уже был анонсирован. Но также надо подчеркнуть, что АО «УЗГА» не ограничивает сторонних игроков в освоении технического обслуживания и ремонта наших самолетов. Мы заинтересованы в развитии конкурентной среды.
— Последние новости о процессе работы над двигателем ВК-800СМ вышли совсем недавно, в марте, и были связаны с успешными испытаниями автономной установки камеры сгорания. Все ли идет по плану с испытаниями агрегата, каковы сроки по запуску его в серийное производство?
— В марте мы озвучили ключевые даты создания двигателя ВК-800СМ, и сегодня мы подтверждаем названные сроки. Летом текущего года начнутся стендовые испытания двигателя, к концу 2023 года мы проведем объем стендовых испытаний, достаточный для обеспечения первого полета в составе летающей лаборатории. На второе полугодие 2024 года намечена установка двигателя на самолет ЛМС-901 «Байкал» и начало летных испытаний. А уже к концу 2024 года мы рассчитываем пройти сертификацию самолета с отечественной силовой установкой.