Протяженность арктического побережья России – 22 600 км. На большей его части нет ни дорог, ни людей. Это огромные территории, даже не нанесенные толком на карту. Зимой лютые морозы, полярная ночь, ветры, бураны. Летом – хлябь оттаявшей мерзлоты, да и сколько его, того лета? Если обычным порядком размещать здесь воинские части, Арктические войска проглотят весь военный бюджет, как пирожок, и даже вкуса не заметят.
Правда, и противнику тоже не подвести серьезный воинский контингент – Россия контролирует и Северный морской путь, и воздушное пространство. Впрочем, ни о какой наземной войне в обычном понимании этого слова (кроме Кольского полуострова) речь не идет, поскольку солдатам без специальной подготовки путь в Арктику заказан. А вот действия малыми группами хорошо подготовленного спецназа – дело перспективное. Не обязательно под флагом НАТО – куда удобней действовать с помощью наемников из частных военных компаний (ЧВК), а то и под «крышей» экологических движений.
Супостату просто: сгрузил потихоньку группу на нужном участке Северного морского пути с проходящего судна или скинул с самолета – и дело сделано. А нам как быть? Каким способом гонять незваных гостей на колоссальных, абсолютно безлюдных просторах? Либо держать по всему побережью воинские части и заставы, либо... либо решать проблемы логистики.
Допустим, на нашу территорию проникло нечто. Это нечто надо опознать и обезвредить. А для этого неплохо бы до него добраться. Причем абсолютно все – не только оружие и снаряжение, но и горючее, продовольствие, палатку и печку – надо везти с собой. И при этом действовать быстро, иначе противник выполнит задачу и уйдет, а подоспевшим арктическим войскам останутся только пустые консервные банки.
А дорог здесь нет. То есть вообще нет. Есть некие укатанные тропы – но они зависят от времени года, маршрутов оленеводов и еще множества факторов. Зато полно не нанесенных ни на какие карты распадков, обрывов, плюс такие милые сюрпризы ландшафта, как торосы и полыньи, которые в принципе непредсказуемы. И людей тоже нет, кроме местных оленеводов и обитателей редких поселков и полярных станций.
Распиаренные журналистами покатушки на оленях и собаках – аттракцион для прессы. Олень бегает медленно, нуждается в корме и отдыхе, везет мало. Во время одного из походов наши десантники проверили возможности копытно-рогатых на практике: тройка оленей с каюром и двумя снаряженными десантниками (то есть около 300 кг на санях) прошла аж целых 150 м, после чего один из олешков просто упал. На этом вопрос закрыли.
Автомобиль или вездеход – это другая противоположность. Он большой, много на себе тянет, в нем тепло ехать, но есть недостаток – плохая проходимость. Для него приходится специально выбирать маршрут, а в пургу или при нулевой видимости стоять и пить чай, пока распогодится.
Что же делать? И тут на помощь пришли туристы-экстремалы. Серьезных путешественников по Северу немного – слишком опасный аттракцион. Но в данном случае одна нужная группа существует.
«СЕВЕРНЫЙ ДЕСАНТ» ПРИХОДИТ НА ПОМОЩЬ
Александр Петерман, предприниматель из Нижневартовска, ходит в тундру уже девять лет. Его экспедиции давно переросли экстремальные походы, став целым проектом под названием «Северный десант» (сам Петерман и большая часть его людей – в прошлом военнослужащие ВДВ и спецподразделений).
Первый поход команда совершила в 2008 году, в 2009-м она едва не погибла, после чего ее участники взялись за дело всерьез. В первую очередь стали искать и модернизировать средства передвижения – снегоходы. Основные требования к транспорту: машина должна быть надежной, ремонтопригодной и желательно легкой.
Снегоход – этакий «арктический мотоцикл»: две гусеницы и лыжа-направляющая. Модель, которую использует экспедиция, весит чуть больше 350 кг, скорость – до 50 км/ч, проходимость – замечательная: можно просто идти по азимуту. Пересеченная местность, торосы, даже бич Севера – ледокольный след – для него не препятствие. Может тащить за собой сани весом до тонны. Казалось бы, идеальный вариант, но почему-то канадские спецподразделения на снегоходах уходят в рейд всего на сутки-двое. Может быть, им и хватит, но для наших расстояний это не разговор.
Дело в том, что пойти в тундру даже на очень хорошем заводском снегоходе и с заводским снаряжением – это лотерея. Роковым может стать каждый из множества мелких факторов, которые невозможно выявить ни на одном испытании. Понимание же того, в каком направлении модернизировать технику, дает только многолетний опыт.
– К примеру, ноги на снегоходе открыты, – рассказывает механик группы Дмитрий Фадеев. – При минус 40 градусов боковой ветер проникает в любую щель, даже в незавязанный шнурок (результат – обморожение. – Е.П.). Мы делаем боковую защиту от ветра, ставим лист морозостойкого высокомолекулярного пластика, потому что обычный пластик сломается. Поднимаем ветровое стекло до уровня глаз – в штатной комплектации стекло низковатое, и какая бы у тебя ни была хорошая шапка, встречный ветер все равно задувает. Ставим дополнительные баки, чтобы на заправку уходило меньше времени, с насосом – на ходу просто перекачиваем топливо. Дополнительные расширители лыж, дополнительные фары спереди и сзади. В пургу, в метель видимость меньше 2 м, а сзади раньше были только габаритные огни.
О прицепных санях Дмитрий поведал целую сагу. Напоминаем: в Арктике надо везти с собой абсолютно все (на практике получается до тонны груза на снегоход). Если сани развалятся за 500 км от жилья – это срыв экспедиции. Если за 3000 – это опять же смерть. В последнем походе для эксперимента группа взяла с собой одни сани из авиационного алюминия. Производитель гарантировал 3000 км при нагрузке в 600 кг. Они продержались 800 (при нагрузке 400 кг), а потом просто развалились.
С санями группа мучилась очень долго. Из чего только их не делали. Ни металл, ни пластик на морозе не живут – становятся хрупкими, как сухари, и ломаются. Живет, как ни странно, дерево. Поэтому полозья делают клееные из карагача, ясеня и каменной березы. Соединение со снегоходом – из транспортерной ленты, которая тоже не теряет гибкости на морозе. В последнем походе этот малый кусочек ленты спас жизнь одному из участников. В пургу, при нулевой видимости водитель не заметил четырехметрового обрыва. Человек упал вниз, а снегоход повис на креплении саней. Не выдержи крепление, он упал бы на водителя: 350 кг с высоты в 4 м – гарантированная смерть.
Группа экспериментирует не только с техникой, но со всем, с чем только возможно – с одеждой, питанием, снаряжением. И везде поиск, везде какие-то свои оригинальные наработки. Плюс навыки хождения ночью, в пургу, по торосам, по ледокольному следу, умение не терять друг друга в любой обстановке... В день они могут пройти до 600 км, опыт автономного хождения по тундре – до месяца, а при необходимости они могут продержаться раза в три дольше. Сейчас в своем секторе туризма группа Петермана – лучшая в мире. И они готовы – более того, они хотят и стремятся передать весь свой опыт Министерству обороны.
Обычно в таких случаях говорится с печалью: «Однако министерству этот уникальный опыт не нужен». Но не в этом случае!
Александр Петерман – член Наблюдательного совета Союза десантников России, что облегчает задачу, поскольку он умеет говорить с военными на одном языке. Кроме того, он – действительный член Русского географического общества, председателем которого является Сергей Шойгу. Так что контакт с Министерством обороны состоялся успешно. В феврале 2016 года «Северный десант» провел недельный семинар для воинов спецчастей по выживаемости в условиях Крайнего Севера. Один из участников семинара прошел с группой маршрут.
В этом году с «Десантом» шли уже шесть офицеров спецназа и десантных войск. Задачи их были велики и многообразны. Во-первых, каждый по возвращении сможет стать инструктором в своей части. Не мэтром, но опыт за две недели они получили немалый, есть что передавать. Во-вторых, испытаны образцы вооружения, приборов и техники, предназначенных для действий в высоких широтах. Не забыты и исследование местности, отработка тактических задач…
Вернувшихся из тундры «десантников» встречали не только родные, друзья и журналисты. На встречу с ними приехал член Военно-промышленной комиссии, первый командующий Силами специальных операций Олег Мартьянов, который всегда уделял особое внимание специализированным частям. Тем более Арктические войска создаются в России в первый раз.
Олег Мартьянов высоко оценил результаты похода. Базовая подготовка, полученная офицерами, позволила им адаптироваться к тяжелейшим северным условиям, никто не выбыл. Большая часть вооружения и экипировки тоже прошла испытания более или менее успешно. В любом случае стали видны те препятствия, которые надо преодолеть разработчикам. Кстати, темпы работы очень лихие, сравнимые с предвоенными. Например, год назад участвовавший в походе офицер оценил связь на два с плюсом или три с минусом, а в этом году она получила уже твердую четверку.
Планы у Министерства обороны очень серьезные, можно даже сказать, амбициозные. Сейчас, на первом этапе, основная задача – пропустить через экспедицию тех офицеров, которые смогут у себя в подразделениях работать инструкторами. А в дальнейшем предполагается тестировать штатные боевые подразделения, численностью 15–20 человек.
У Военно-промышленной комиссии – свои задачи. В первую очередь привлечь к работе изготовителей вооружения и снаряжения. Представитель концерна «Калашников» уже побывал в Нижневартовске. На очереди создание специального беспилотника на солнечных батареях (обычные аккумуляторы холода не выдерживают). Ну и, конечно, надо как-то решать проблему снегоходов – экстремалы могут позволить себе ходить на канадских машинах, а российская армия – нет.
Но для всех намеченных целей «Северного десанта» явно маловато. Да и в конце концов у военных свои задачи, а у путешественников – собственные маршруты и планы. Но есть у Александра Петермана одна задумка, которая эти проблемы решит. Он мечтает создать в Нижневартовске учебно-тренировочный центр арктических войск. А почему, собственно, нет? Нижневартовск удобен с точки зрения все той же логистики: здесь есть аэродром, шоссейная и железная дороги. Климат в Сибири достаточно суровый. А когда речь дойдет до полевых испытаний, то можно погрузиться на трейлеры: несколько сотен километров – и ты в тундре. Это гораздо дешевле, чем строить центр на Крайнем Севере.
Проект поддержал вице-премьер Дмитрий Рогозин и, судя по тексту письма, отправленного в Нижневартовск, Министерство обороны тоже, выразив «заинтересованность в создании указанного центра». Есть надежда, что в ближайшее время будет принято решение о его строительстве, но уже сейчас «Северный десант» сэкономил России не только большие деньги, но и самое важное – время. По признанию Олега Мартьянова, без нижневартовцев подготовка спецназа затянулась бы как минимум на пять-шесть лет.
Елена Прудникова