Скрытый текст
– Владимир Викторович, что на сегодняшний день представляют собой инженерные подразделения РВСН? Какие задачи возложены на них?
– Сегодня инженерные подразделения РВСН обеспечены современной инженерной техникой и укомплектованы специалистами, имеющими высокий уровень профессиональной подготовки.
Инженерные подразделения выполняют весь комплекс задач инженерного обеспечения боевого дежурства соединений и воинских частей Ракетных войск стратегического назначения от Тверской до Иркутской областей.
– География РВСН достаточно широка. Внушительная часть дивизий располагается в местах, где зимой нередки крайне низкие (до минус 45 градусов) температуры. Погода технике не помеха? Как удаётся выполнять задачи в таких условиях?
– Военнослужащие ежедневно отрабатывают практические задачи, даже несмотря на низкие температуры в отдельных регионах страны. Известно, что начало года совпало с сильными морозами, которые особенно ощущались в соединениях, расположенных в Сибири, где температура воздуха опускалась ниже минус 40 градусов. Вместе с тем это не сказалось на качестве выполнения военнослужащими нормативов по подготовке техники и совершению маршей в составе подразделений. Маршруты выдвижения изучались беспилотной авиацией, а на пути следования колонн предварительно проводилась инженерная разведка.
В столь неблагоприятных погодных условиях подготовить технику к выполнению задач позволяет обученность механиков-водителей, а также высокий профессионализм и умелое руководство подчиненными командиров и старших инженеров подразделений обеспечения. Мы были готовы к любым морозам, потому что готовились к ним заранее, при переводе инженерной техники на зимний период эксплуатации.– Насколько мне известно, в рамках переоснащения инженерные подразделения ракетных соединений обеспечиваются станциями комплексной очистки воды. Что это за станции? Расскажите об особенностях их применения.
– Инженерные подразделения ракетных соединений, перевооружаемых на ПГРК «Ярс», оснащаются станциями комплексной очистки воды СКО-10К. Данная станция способна в полном объёме круглосуточно обеспечить чистой питьевой водой военнослужащих, длительное время несущих боевое дежурство на маршрутах боевого патрулирования, а также выполняющих специальные задачи в полевых условиях и в позиционных районах.
Современная станция СКО-10К очищает воду не только от естественных загрязнений, но и от механических частиц, различных примесей, обеззараживает от бактерий и вирусов.
В качестве источников воды для фильтровальной станции могут быть использованы открытые природные или искусственные водоёмы, а также колодцы и скважины.
В соответствии с планом перевооружения на современные образцы инженерной техники станции комплексной очистки воды СКО-10К поступили в Козельское, Йошкар-Олинское и Барнаульское соединения. Также спланированы её поставки в другие перевооружаемые на подвижный грунтовый ракетный комплекс «Ярс» соединения РВСН.
– Принимают ли участие инженерные подразделения РВСН в учениях, проводимых инженерными войсками? Какие задачи выполняют инженерные подразделения в ходе масштабных учений РВСН?
– Ежегодно в ходе проведения учений инженерных войск России личный состав инженерных подразделений отрабатывает задачи обеспечения преодоления водных преград агрегатами подвижных грунтовых ракетных комплексов.
Задачи инженерного обеспечения манёвренных действий воинских частей и подразделений мобильной группировки РВСН, инженерного оборудования позиции и объектов выполняют инженерные подразделения при проведении комплекса учений и контрольных мероприятий в РВСН.– Как оборудуются полевые позиции с учётом освоения новых районов боевого патрулирования ПГРК «Ярс»?
– Подвижная группировка РВСН выполняет задачи на обширных территориях Российской Федерации, осваивая новые районы боевого патрулирования.
Перечень вопросов, связанных с оборудованием полевых позиций, решается в комплексе ведущими управлениями, отделами и службами РВСН, начиная с выбора позиции и заканчивая размещением на них агрегатов ПГРК.
Конечно, особая роль в решении данной задачи лежит на плечах инженерных подразделений ракетных соединений и полков, которые выполняют сложные и ответственные задачи по инженерному оборудованию полевых позиций.
В арсенале инженерных подразделений имеется широкий спектр средств инженерного вооружения, позволяющий оборудовать съезды с основных дорог на полевые позиции, профилировать подъездные и внутрипозиционные дороги, оборудовать места расстановки крупногабаритной техники.
– В рамках учений, маршей на полевые позиции и так далее маршрут нередко пролегает через водные преграды. Одно дело, если там установлен мост, который выдерживает большие нагрузки, другое, если нужно мост навести. Как ваши подчинённые решают этот вопрос?
– Для устройства мостовых переходов через узкие водные преграды инженерными подразделениями РВСН применяется комплект тяжёлого механизированного моста ТММ-3М2. В случае необходимости оборудования переправ на средних и широких водных преградах привлекаются понтонные подразделения инженерных войск, которые во взаимодействии с нашими инженерными подразделениями оборудуют понтонные переправы необходимой длины и грузоподъёмности. Кроме того, успешно отрабатываются другие способы переправ, например, преодолевая брод.
– Поступают ли в войска новейшие мосты ТММ-3М2 на базе автомобилей КамАЗ?
– Прежде всего, основное отличие моста ТММ-3М2 от предыдущих образцов заключается в базовой машине. Мост ТММ-3М2 смонтирован на базовом шасси КамАЗ, мосты предыдущих модификаций ТММ-3, ТММ-3М, ТММ-3М1 смонтированы на КРАЗах.
ТММ-3М2 значительно превосходит своих предшественников по времени установки и мобильности. Обновлённый комплект состоит из четырёх машин на базе трёхосного шасси КамАЗ-53501.
Главное преимущество ТММ-3М2 – применение гидравлической лебёдки для сборки и разборки моста вместо механической, что позволяет изменять скорость раскрытия (складывания) и опускания (подъёма) мостового блока в большем диапазоне.
Специальное оборудование (колейный мост) также конструктивно было изменено, увеличилась ширина колеи моста и высота опор.
Тяжёлые механизированные мосты ТММ-3М2 предназначены для устройства мостовых переходов через препятствия шириной до 40 м и глубиной до 3,5 м с целью пропуска через них колёсной и гусеничной техники. Для организации одной переправы с помощью механизированного моста требуется менее часа.
– Основная кузница кадров для инженерных подразделений РВСН – это 47-й Межвидовой региональный учебный центр РВСН, дислоцирующийся в городе Острове Псковской области, осуществляющий подготовку младших военных специалистов по военно-учётным специальностям инженерного профиля. В чём изюминка этого центра?
– Наши специалисты – выпускники 47-го Межвидового регионального учебного центра, впоследствии решают любые разноплановые задачи инженерного обеспечения без дополнительной подготовки.
Более 40 лет данное учебное заведение осуществляет обучение младших военных специалистов для инженерных подразделений PBCH.
В учебном центре создана вся необходимая учебно-материальная база, осуществляется неразрывная связь с ракетными соединениями, оснащёнными современными ракетными комплексами.
Анализируется и обобщается опыт инженерных подразделений с учётом их переоснащения и поступления в них новейшей техники, вносятся необходимые коррективы в учебный процесс кузницы кадров для инженерных подразделений РВСН.
А в качестве главного преимущества учебного центра могу назвать его универсальность, которая заключается в подготовке младших специалистов с учётом широкой линейки средств инженерного вооружения, имеющегося в РВСН, в том числе современных образцов, поступающих в войска в последние годы.– Насколько сегодня учебные центры РВСН укомплектованы новейшими тренажёрными комплексами для подготовки специалистов, занимающихся эксплуатацией перспективной инженерной техники?
– С учётом активного перевооружения РВСН на новые образцы техники стоит задача и в подготовке высококлассных специалистов. В этом нам помогает созданная в 47-м Межвидовом региональном учебном центре тренажёрная база.
С поступлением в войска современных образцов вооружения и военной техники мы получили и освоили тренажёры для подготовки младших специалистов на такие образцы, как автомобильный кран КС-45719-7М, экскаватор ЭОВ-3523, машина инженерного обеспечения и маскировки (МИОМ), машина дистанционного разминирования (МДР) «Листва», боевая противодиверсионную машина (БПДМ) «Тайфун». Использование в учебном процессе данных тренажёров позволяет нам значительно сэкономить моторесурс техники, без ущерба для практической подготовки младших специалистов.
– Владимир Викторович, принимали ли участие инженерные подразделения РВСН в Международном военно-техническом форуме «Армия»? Если принимали, то что интересного продемонстрировали в последние годы?
– Да действительно, инженерная служба РВСН – постоянный участник Международного военно-технического форума, где можно ознакомиться с множеством интересных наработок, представленных предприятиями промышленности, а также показать уже принятые на вооружение и зарекомендовавшие себя образцы техники.
Необходимо подчеркнуть, что на Международном военно-техническом форуме «Армия» мы представляли машину дистанционного разминирования (МДР) «Листва», которая находится на вооружении инженерных подразделений РВСН и выполняет задачи по обеспечению манёвренных действий агрегатов ПГРК в позиционных районах дивизии.
Вместе с этим мы на достигнутом не останавливаемся. Инженерная служба PBCH ведёт разработки в области модернизации и создания новых образцов средств инженерного вооружения, которые, надеюсь, в ближайшем будущем будут представлены в рамках военно-технического форума.
– Имеются ли среди инженерных подразделений части с почётным наименованием ударной? Если да, то как себя проявил личный состав этих частей?
– Ежегодно инженерные подразделения различных соединений РВСН подтверждают право носить это почётное звание. Так, по итогам 2022 года батальоны обеспечения Йошкар-Олинского, Иркутского, Бологовского и Ужурского ракетного соединения выполнили все требования, предъявляемые для их включения в перечень ударных.
– Какие современные приборы для выполнения задач по разминированию взрывоопасных предметов поступили в инженерные подразделения РВСН за последние десять лет?
– Наряду с машиной дистанционного разминирования «Листва в инженерные подразделения ракетных соединений поступают новейшие средства поиска и обнаружения взрывных устройств, такие как искатели неконтактных взрывных устройств ИНВУ-3М «Коршун». Главное их достоинство – способность фиксировать взрывоопасные предметы в густом лесном массиве, в грунте, снегу, в различных конструкциях и сооружениях на дальности до 30 м. Кроме того, мы широко применяем современные переносные миноискатели ИМП-С, ИМП-С2, позволяющие эффективно проводить инженерную разведку местности и объектов.
– Какие главные мероприятия боевой подготовки запланированы для военных инженеров в наступившем году?
– Основными мероприятиями для инженерных подразделений в 2023 году являются выполнение задач инженерного обеспечения манёвренных действий подвижной группировки РВСН при выполнении задач несения боевого дежурства на маршрутах боевого патрулирования и полевых позициях.
– Возрастают ли объёмы поставок инженерной техники и инженерного имущества в РВСН в последние годы? Расскажите, какие уникальные образцы техники поступают к вам? Насколько широка их номенклатура?
– Могу с уверенностью сказать, что за последние пять лет объёмы поставок инженерной техники и инженерного имущества в части и соединения Ракетных войск стратегического назначения возросли в два раза по сравнению с аналогичным периодом.
В настоящее время на вооружении инженерных подразделений РВСН находятся такие основные образцы техники, как инженерные машины разграждения, универсальные дорожные машины, экскаваторы, автомобильные краны, различные электротехнические средства.
Мы завершили оснащение всех соединений мобильной группировки РВСН машинами дистанционного разминирования «Листва». Получаем машины инженерного обеспечения и маскировки. Поставлены также колёсные дорожные машины (КДМ), разработанные специально для инженерных подразделений РВСН и предназначенные для подготовки и содержания маршрутов боевого патрулирования (полевых позиций) подвижных грунтовых ракетных комплексов. Возможности КДМ позволяют заменить устаревающие гусеничные и колёсные путепрокладчики БАТ-М, ПКТ-2, а также бульдозер БКТ-РК2.
В период с 2019 по 2022 года в ракетных соединениях полностью обновлены автомобильные краны. Поставлены современные образцы автомобильных кранов КС-45719-7M.
В инженерные подразделения поступают с современные экскаваторы ЭОВ – 3523 (3521M1).
Во взаимодействии с Управлением начальника инженерных войск Вооружённых Сил Российской Федерации в соответствии с государственным оборонным заказом в 2023 году планируются поставки 32 современных образцов инженерной техники в соединения РВСН.
С поступлением новейшей техники инженерные подразделения РВСН качественно решают задачи по инженерной разведке местности, фортификационному оборудованию объектов, позиций и районов, занимаемых частями и подразделениями, по подготовке и содержанию маршрутов боевого патрулирования (полевых позиций), маршрутов движения частей и подразделений.
– Как вы оцениваете подготовку инженеров – выпускников Тюменского высшего военно-инженерного командного училища имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова для мобильной группировки РВСН?
– Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова по-прежнему остаётся кузницей офицерских кадров, в том числе и для инженерных подразделений РВСН. Выпускники Тюменского ВВИКУ по своим профессиональным качествам и уровню подготовки в полном объёме отвечают требованиям для прохождения службы в инженерных подразделениях РВСН. После проведения комплекса мероприятий по вводу в строй в составе подразделений все лейтенанты-выпускники получают допуск к самостоятельному выполнению задач.