Создание элементов систем электродвижения со свойствами сверхпроводимости является сложной научно-технической проблемой и требует выполнения комплекса работ поэтапно, осуществляемых при создании нового оборудования.
Кроме создания опытного образца гребного электродвигателя со сверхпроводящими обмотками, требуется решение вопросов интеграции его в корабельную сеть, так как построение системы электродвижения, содержащей элементы со свойствами сверхпроводимости, для НК и ПЛ имеет свои особенности в части: режимов работы, перегрузок, электрической и электромагнитной совместимости с обычным электрооборудованием, реализации статических и циклических режимов работы, а также построения систем управления гребным электродвигателем.
2.1. Цель работы:2.1.1 Создание научно-технического задела в обеспечение строительства кораблей с перспективными системами электродвижения с элементами сверхпроводящего электрооборудования.
2.1.2 Разработка технологии изготовления перспективных систем электродвижения с гребным электродвигателем со сверхпроводящими обмотками.
2.1.3 Проведение стендовых испытаний опытного образца системы электродвижения с элементами сверхпроводящего электрооборудования и системой криогенного обеспечения.
2.1.4 Выполнение работ по Федеральному проекту 2 «Развитие технологической и производственной базы организаций оборонно-промышленного комплекса» государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса».
2.1. Исходные данные для выполнения работы2.3.1 Результаты анализа российской и зарубежной научно-технической информации о разработках и опыте эксплуатации аналога разрабатываемого объекта морской техники.
В Российской Федерации к настоящему моменту был изготовлен ряд исследовательских и демонстрационных образцов криогенных электродвигателей на основе высокотемпературных сверхпроводников с мощностью, не превышающей 1 МВт. Наиболее мощные образцы двигателей имели высокую частоту вращения, превышающую 1000 об/мин.
Инфраструктура для изготовления и испытания криогенных гребных электродвигателей на основе высокотемпературных сверхпроводников мощностью 2 МВт в России сегодня также отсутствует. Существующие криогенные стенды не обладают требуемыми характеристиками по мощности испытуемого образца. Например, в Московском авиационном институте создан стенд, позволяющий испытывать криогенные электродвигатели на основе высокотемпературных сверхпроводников мощностью до 0,075 МВт. В частной компании ЗАО «СуперОкс» действует стенд для нагрузочных испытаний криогенных электродвигателей на основе высокотемпературных сверхпроводников с доступной мощностью до 0,3 МВт. Во ФГУП ЦИАМ им. Баранова в рамках проекта «Электролет СУ 2020» создана инфраструктура для проведения испытаний криогенных электродвигателей на основе высокотемпературных сверхпроводников мощностью до 0,5 МВт.
С другой стороны, существующие в ряде испытательных центров мощности для проведения испытания электродвигателей традиционной конструкции (то есть, на основе обмоток, изготовленных из меди) не обеспечены криогенной инфраструктурой и не имеют в своем составе силового электрооборудования, способного обеспечивать низковольтным сильноточным электропитанием ВТСП-электродвигатели.
В то же время, за рубежом существует многолетний опыт создания гребных ВТСП-электродвигателей и проведения их испытаний на специально созданных испытательных стендах. Один такой стенд при финансовой поддержке структуры ВМС США (Office of Naval Research) был создан в Филадельфии. Стоит также отметить проекты, перечисленные в таблице 1.
Таблица 1. Опыт создания гребных ВТСП электродвигателей за рубежом
Мощность ВТСП ГЭД
| Компания
| Страна
|
36,5 МВт
| American Superconductor
| США
|
4 МВт
| Siemens
| ФРГ
|
3 МВт
| Kawasaki
| Япония
|
2.3.2 Ранее выполненные ОКР и НИР по исследованию возможностей создания систем электродвижения на основе технологий высокотемпературной сверхпроводимости