Бюджет Украины 2016: «От мёртвого осла уши. Получите у Пушкина. До свидания, дефективные»
Формирование государственного бюджета Украины на 2016 год в целом чем-то напоминает бурное обсуждение того, как надо правильно поступить с ушами мёртвого осла, о которых упоминал в известном романе Остап Бендер. То есть, образно говоря, главы министерств украинского Кабмина, обращаясь к министру финансов мадам Яресько, сейчас настойчиво восклицают: «тёть, а тёть, добавить бы надо». А она им в ответ: «От мёртвого осла уши. Получите у Пушкина. До свидания, дефективные».
В целом главная проблема украинского бюджета на 2016 год точно такая же, какой она была и в 2015 – нет денег.
Без денег сформировать бюджет крайне сложно. И эта отвратительная особенность главного финансового документа страны сильно раздражает как министра украинских финансов, так и её начальника – главу кабинета министров. А досадно от этого им вдвойне потому, что страна под их руководством (если им верить) демонстрирует поразительные финансово-экономические успехи. Но при этом денег в казне нет. И что самое главное, не предвидится.
Вон недавно Яресько, не моргнув глазом, заявила о том, что «Украина, наконец, как будто прошла дно этого кризиса». Вот только непонятно, это хорошо или плохо? Что означает фраза «прошла дно кризиса»?
Например, если бы она сказала, «Украина достигла дна кризиса», было бы понятно – утонула. Возможно, скоро всплывёт. Так всегда бывает с утопленниками. А тут – «прошла дно». От сказанного министром финансов возникает ощущение, что Украина упала на дно кризиса и теперь по этому дну ходит туда-сюда. А Яресько смотрит внимательно на эти передвижения и сообщает: сегодня Украина прошла дно кризиса туда, а теперь идёт сюда. И что? Надо бежать или прятаться?
При этом настораживает словосочетание «как будто». Обычно так говорят о чём-то не настоящем. Например: «Украина как будто проводит реформы». Или: «украинская власть как будто борется с коррупцией». А ещё нагляднее: «украинцы как будто верят в то, что Украина проводит реформы и борется с коррупцией». Ой нехорошо звучит это «как будто». Особенно в устах мадам Яресько.
В общем, денег как не было, так и нет. Украина бродит, если верить министру финансов, по дну кризиса, а госбюджет на следующий год завис. Ведь не совсем понятно, что можно сделать с ушами мёртвого осла, чтобы расходы бюджета выступали за рамки доходов не более чем на трёхпроцентную «шишечку». А то МВФ заругает и денег не даст. А без них не будет не только этой «шишечки», но и бюджета как такового. Во всяком случае, его валютной части, которую Киев даже при всём своём желании напечатать не может. А жить на одни новенькие, хрустящие гривны у Украины не получится. Это будет «как бы» жизнь. В этом мире за всё надо платить свободно конвертируемой валютой.
Вот поэтому мадам Яресько и сообщила сурово: «дефицит бюджета 3,7% ВВП – это наш главный ориентир на следующий год». Т.е. «МВФ скала надо, и Кабмин ответил – есть!» Иначе говоря, Украина может себе позволить «излишества» лишь на 3,7% ВВП. В противном случае Международный валютный фонд не поймёт, и украинские бессмысленные движения на дне кризиса быстро прекратятся.
Вот и получается парадокс. С одной стороны европейские преобразования на Украине предполагают налоговую реформу. Налоговая реформа, предложенная Минфином, в свою очередь, предполагает снижение поступлений в бюджет на 60 млрд. грн. Как шероховато заявила Яресько: «У меня есть новый налоговый кодекс. Но и закон не допускает, и здравый смысл не допускает выходить с уменьшением поступлений без уменьшения расходов. То есть я сейчас работаю над тем, чтобы найти уменьшения расходов».
Но с другой стороны, совершенно непонятно куда девать миллионы украинских граждан, которые хотят в следующем году получать пенсии и зарплаты, лечиться, учиться, пользоваться общественным транспортом, жить в тепле и т.д. Ведь всё это как раз касается тех 60 млрд. грн., которые планируется недополучить в следующем году в результате налоговой реформы.
При этом другие её варианты вообще предполагают сокращение поступлений в бюджет на 25%. Чтобы было понятно, 25% бюджета это – 168 млрд. грн.
Таким образом, Запад требует от Киева налоговой реформы, уменьшающей госбюджет на 60-168 млрд. грн., а налоговая реформа требует жертв. И Кабмин теперь должен решить, кто будет жертвой проевропейских реформ на Украине. «Нужно, чтобы все профильные министерства, журналисты и общество начинало говорить, где мы можем сократить. Никто не хочет, и это понятно... Теоретически можно сократить расходы по каждой статье. Но это вопрос политической воли, политической договоренности... Если мы говорим о 60 млрд., то это потребует 10 политических решений», – заявила Яресько.
При этом она сообщила, что в структуре сводного бюджета самые крупные суммы предусмотрены на безопасность и оборону страны, на втором месте – обслуживание государственного долга, на третьем – социальное обеспечение, медицина и образование.
Думаю, все понимают, что безопасность и оборона государства – дело первостепенной важности! Тем более что, как утверждают информированные люди в Кабмине, на предприятиях украинского президента производят не только конфеты и шоколадки, но также клепают из старого советского «мотлоха», завалявшегося на военных складах, танки для АТО. И это не считая всех тех «избранных патриотов» Украины на высоких должностях, которые присосались к многомиллиардной кормушке военного бюджета частными компаниями, правильным образом распределяя военные госзаказы.
На т.н. антитеррористической операции сейчас делаются миллиардные состояния. Поэтому суммы, выделяемые в бюджете на безопасность и оборону Украины, могут лишь увеличиваться, но никак не уменьшатся. Ведь как сообщают самые честные в мире украинские СМИ, враг Украины не дремлет, и орды захватчиков коварно притаились вдоль границ в готовности напасть.
Обслуживание государственного долга это вообще самое святое, что только может быть у граждан Украины! Обслуживание государственного долга это – залог вечной дружбы Украины и Запада. А, как известно, это дружба нерушима. Поэтому ужимание расходов на обслуживание госдолга немыслимо в принципе! Ведь не будет обслуживания МВФ, не будет и новых кредитов. А без новых кредитов невозможен сам бюджет Украины.
И что же остаётся? А остаётся социальное обеспечение, медицина и образование. Вот то, на чём действительно можно сэкономить, не обидев уважаемых людей, как в Украине, так и за её пределами.
Однако, что это будет означать? Это будет означать не только сокращение финансирования социальных программ (включая пенсионный фонд) и урезание финансирования медицины и образования. Это будет означать закрытие целого ряда социальных программ, закрытие поликлиник, больниц, школ и всего того, чем можно пожертвовать ради продолжения проевропейских реформ, АТО и обслуживания госдолга страны.
Несмотря на то, что Яресько продолжает кокетничать, рассуждая о том, что необходима дискуссия в обществе относительно того, кого не жалко будет выбросить за борт тонущего государственного «парохода», решение об этом уже принято. И принято отнюдь не простыми гражданами Украины. Оно принято тем, кто сейчас фактически содержит украинскую государственность – Международным валютным фондом. И теми, кто на этой государственности сколачивают личные капиталы. Не будем этих великих людей упоминать всуе.
При этом надо понимать, что к траншам Международного валютного фонда привязаны иные финансовые вливания в Украину, составляющие в общей сложности примерно 4 млрд. долл. Но без кредитов МВФ, как залога финансовой дееспособности Украины, получить все это будет невозможно. Поэтому требуемые МВФ реформы, в сочетании с требуемым им же допустимым дефицитом бюджета, неизбежно ведут Украину к социальной катастрофе. Денег у украинского государства нет. А расходы лишь возрастают. Поэтому "снятие с госдовольствия" населения это единственно возможный с либеральной точки зрения путь реформирования страны. Нищее государство не имеет права обладать полноценным здравоохранением, образованием и социальными программами. Это — привилегия богатых, избранных стран. В их число Украина не входит. Поэтому с западной точки зрения она обязана "жить по средствам". Т.е. жить в нищете. Это уже было сделано не раз в десятках стран мира, куда приходил Международный валютный фонд, либеральные реформаторы и западные транснациональные корпорации. И Украина не будет исключением. Андрей Ваджра