Цитата: Урфин от 22.11.2015 16:10:05Чин, тут есть Добряк, полагаю, он получше разбирается. Можем у него спросить.
Развлекухи воскресной для с "Тикает"
Цитата: Цитата: Dobryаk от 30.08.2008 10:49:35Эта история называется
"Чернобыль и штиблеты Стодольского".
Прощу прощения у Мимохожего и всех с Росбалта за пересказ, но тут не все с Росбалта, а она поучитeльная для отравленныx ядерной фобией.
В июне 1986-го, черз полтора месяца после Чернобыля, на исследовательский реактор ИТЭФ в Старых Черемушках в Москве приехал один из директоров Института Макса Планка в Мюнхене, известный теоретик Лео Стодольский. Мы с ним задолго до этого договорилсь встретиться в первый вечер, и (1986-й год!!!) толкались в рестораны один за другим, пока не нашли место в одном из них, и в процессе он рассказал веселую историю.
Как физик, в родном Мюнхене он приказал в семье завести одну пару обуви для улицы, и в дом ее на заносить. Ну выпал тогда на Баварию один из грязных дождиков... закрутили нетипичные восточные ветра туда облако --- в Баварии до сих пор запрещено грибы и ягоды в лесах собирать. И собираясь в Москву, он решил ехать в этих уличных штиблетах.
В Шереметьего с раннего рейса Люфтганзы его встретили, на машину и в ИТЭФ. А там на реакторе как раз в пожарном порядке апгрейдили всю систему безопасности. И в коридорах улучшили детекторные ниши, куда к счетчику можно было засунуть руку, ногу, голову и провериться на ядерную чистoту (студентом два года (реально три семестра) по одному дню на неделе работал я на этом реакторе в одной из экспериментальных групп). И кто-то в шутку предложил засунуть штиблеты Стодольского в такую нишу. Сбегали на проходную за штиблетами --- в специальные шлепки-бахилы переобувались прямо там. Сунули в нишу. Стрелки счетчиков взметнулись с лязгом до упора, и завыла сирена. К счастью, система не была еще в штатном режиме, ее тут же вырубили и ядерной тревоги в центре столицы удалось избежать. Потрясенные физики завопили: "У кого самые старые бахилы?", и сунули их туда же. Стрелки еле шелохнулись (по реактору полагалось ползать не в личной обуви, а в бахилах, которые через какой-то срок утилизировали).
Мораль сей сказки такова: вопреки распространенным предрассудкам, в реакторном корпусе всегда чище, чем на улице! Когда лично студентом бегал вокруг реактора, то два зала с нейтронными каналами надо было избегать, а вот одна из коротких народных "тропок" шла просто по крышке реактора (над головой висела устрашающего вида перезарузочная машина) --- это была норма. Нету теперь этого реактора --- разобрали его, так на физику после Чернобыля он фактически не поработал. А сколько отличных работ и открытии мирового уровня на нем было сделано!
В той же Баварии был завод, где делали молочный порошок. В судороге местные власти ввели немыслимые нормы на цезий-стронций в этом молоке. Когда через несколько лет остыли, то осознали, что нормы полный бред.
Знаете, как можно завоевать самую невпечатлительную барышню? Надо просто объяснить ей доходчиво, что в ее прекрасном теле ее замечательное сердце без калия работать не может, что в природном калии всегда есть радиоактивный калий-40, и что в эти самые минуты каждую секунду это прекрасное тело разрывают (при средней упитанности) примерно пять тысяч бета-распадов этого калия-40. От которого избавиться совершенно невозможно. И когда она закатит глаза от осознания этого страшного факта, то шепните ей на ушко: "И чего же это, разлюбезная моя, перед лицом неотвратимого мы теряем время впустую?" --- на руки и в спальню, она Ваша.
В общем, выяснилось. что баварский норматив в многие, если не десятки, тысяч раз ниже, чем эта природная активность от калия в организме.
А пока кто-то это не вычислил, в Баварии был построен цех для утилизации нескольких тысяч тонн этого "высокорадиоактичного" молочного порошка, на что было потрачено свыше 10 млн марок. Цифры по порядку величины, уже подзабыл, но все одно заоблачные для такой глупости.
В-общем, при такой радиофобии еще одного Чернобыля баварцы не переживут...