Подробный рассказ жителя центральной Украины о повторном посещении российской столицы
Как и в прошлый раз, мне подвернулась счастливая возможность вырваться на недельку в столицу такой близкой и такой далекой одновременно России. Скажу сразу, не без определенных сложностей. Как известно, с некоторых пор посещение России гражданами Украины считается едва ли не преступлением. Согласно распространенному мнению, ездить на «территорию врага» может только «враг», добропорядочный же украинец не имеет права покидать пределы майданного гетто. Будет не удивительно, если в скором времени наши законотворцы официально запретят украинцам ездить в Россию, в том числе и по личным делам. Ведь логично, если граждане Украины будут свободно ездить в Россию, то однажды могут усомниться в официальной пропаганде и того хуже, увидят, что жизнь в «российском Мордоре» вовсе не так ужасна как о ней говорят, а сами «мордоряне» живут на порядок лучше и посмеиваются. Подобного допустить нельзя. Поэтому власти Украины делают все возможное, чтобы ее граждане не могли беспрепятственно перемещаться в северо-восточном направлении. Одной из таких препон на пути в Россию является драконовское поднятие за последний год цен за услуги Укрзализницы и отмена авиационного сообщения. Не люблю приводить цифры, особенно в эмоциональных текстах, это всегда сбивает повествование с ритма, уподобляет его скучному докладу на партийном съезде, но без цифр никуда не деться. Кратко расскажу о ценах на проезд. На сегодня цена места в плацкартном вагоне составляет 1434-1652 грн (4.500-5.000 руб). Место в купе – соответственно
2183-2820 грн (6.500-7.000 руб). Для справки: минимальная зарплата в стране сегодня – 1379 грн. Еще год назад стоимость проезда на поездах сообщением Киев-Москва была в полтора раза ниже. А если взять прошлые времена, к примеру 2011 год, период расцвета правления «бандита» Януковича, тогда плацкартный билет Киев-Москва стоил всего 350-450 грн. Вопиющая разница очевидна. Однако, все еще сохранился один дешевый способ добраться в Москву из столицы победившего майдана. Это автобус. Стоимость билета на него составляет лишь 500 грн (1150 руб). Дешевле только на велосипеде. И тем не менее, за что я люблю маршрут Киев-Москва, так это за то, что всего за каких-то 8 часов сна в пути переносишься в некую абсолютно иную реальность. Ощущение иной реальности, иной психологической атмосферы, иного «воздуха» в России присутствует почти на физическом уровне. Данное эмоциональное восприятие можно получить только лично прочувствовав острый контраст этих двух городов и стран. Опять-таки, не хочется повторять сказанное в прошлый раз о том, как не похожа их жизнь на нашу, добавлю только одно сравнение, чтобы сделать понятным то о чем идет речь. Давящая атмосфера ненависти на Украине, вызывает практически реальное ощущение железного обруча надетого на голову. На российской земле это удивительным образом исчезает.
Цены не кусаются
Как ни странно, ценового контраста нет. Московские цены на основные продукты питания, такие как хлеб, мясо, молочное – практически не отличаются от киевских. Еще 2 года назад, до событий на майдане и скатывания страны в экономическую пропасть, киевские цены были в два раза ниже московских. Сегодня же столица Украины бьет все мыслимые и немыслимые ценовые рекорды на продукты питания. Не стану приводить скучные выкладки на тему что и сколько стоит, все это можно посмотреть в интернет-каталогах украинских продуктовых магазинов. О том, как за последние два года обвалился уровень жизни большинства украинских граждан писалось много и долго, в пересказывании нет смысла. Прибавьте к этому двукратное подорожание киевского транспорта и квартирной платы, вам станет понятна трагичность ситуации с ценами на продукты питания на Украине. Для сравнения проезд в московском метро сейчас составляет 30 руб (9,5 грн.), что пока выше, чем в киевском, где стоимость одной поездки равна 4 грн. Однако, усилиями нашего «замечательного» мэра этот недостаток скоро исправится. По прогнозам, в новом году стоимость проезда в общественном транспорте и у частных перевозчиков поднимется в 2,5 раза, соответственно метро подорожает до 10 грн, что будет выше стоимости проезда в транспорте российской столицы. Но нельзя забывать тот факт, что российские зарплаты и пенсии в несколько раз превосходят украинские. Множество украинцев сегодня просто неспособны покрывать расходы, связанные с коммунальными, транспортными и другими услугами. Обнищание Украины, снижение покупательной способности граждан, голод среди малоимущих слоев населения – это страшная трагедия сегодняшнего дня.
Где же пустые прилавки?
На Украине существует такой распространенный стереотип, что в России пустые прилавки, что с момента запрета ввоза санкционных товаров, там ничего не продается. Хочется развеять этот миф. Московские прилавки продуктовых магазинов заполнены товаром. Повсеместно преобладают товары собственного производства. Отечественные молокозаводы и мясокомбинаты справляются с обеспечением населения довольно качественными продуктами. Дефицита нет, объем продукции в целом не уступает таковой киевским супермаркетам, за исключением, разве что, мясных изделий, разнообразие которых на Украине все-таки больше. Конфеты украинской марки «Рошен», в свою очередь, отсутствуют полностью, что скорее является плюсом, чем минусом, т.к. по своим вкусовым качествам российские конфеты на порядок превосходят рошеновский аналог, сделанный из дешевого низкокачественно сырья. Очередей и дефицитов по типу ранней перестройки, как распространено считать у нас, в Москве не наблюдается. При этом покупательная способность, как уже было сказано, у российского потребителя намного выше, чем у украинского.
Отопление в помещениях
Несмотря на то, что в конце ноября в Москве уже были морозы, температура в жилых помещениях и учреждениях была достаточно высокой. К сожалению, у меня не было с собой термометра, чтобы точно измерить температуру. Но ощущение от обжигающей батареи резко контрастирует с прохладной батареей в киевских квартирах, где уже сейчас, несмотря на плюсовую температуру за окном, внутри довольно прохладно. К слову, во многих учреждениях Киева с началом отопительного сезона осуществляется жесткая экономия отопления, и температура в частности, в том бюджетном учреждении, где я работаю, не превышает 8-10 градусов Цельсия. Это притом, что по санитарным нормам работать можно лишь при температуре от 18 градусов. Начало зимы и действия украинской власти по отказу от российских энергоносителей не сулит ничего приятного. Еще к теме зимы стоит добавить, что в российской столице исправно расчищают тротуары от снега, чего нельзя сказать об украинской столице, где выпавший в декабре снег и образовавшийся гололед зачастую лежит на тротуарах до самой весны, что является причиной многочисленных травм пешеходов. Обнищавшая Украина с ее плохо отапливаемыми помещениями убивает последние надежды на то, что когда-нибудь может быть лучше. Лучше не будет. По крайней мере в ближайшие десятилетия. Кризисы будут чередоваться с незначительными периодами мнимой стабильности. А наступление зимы будет сродни стихийному бедствию всеукраинского масштаба.
Чисто там, где убирают
Улицы Москвы чисты до рези в глазах. Именно так и должен выглядеть нормальный европейский город. А российская столица – это без сомнения город европейского уровня. И достиг он этого без всяких майданов с их евробезумием. Чисто везде. На улицах, во дворах многоэтажек, в скверах, лесополосах и даже на окраинах. Для поддержания такого порядка тратится много усилий, отряды многочисленных дворников, уборщиков исправно делают свое дело. Это выглядит необычно. Особенно там, где хочется увидеть привычную помойку посреди тротуаров и в транспорте, а ее нет. Транспорт и метро в частности, просторное, чистое, светлое. Здесь нет заблеванных лавочек как в киевской подземке. Также здесь вы не встретите того обилия нищих, которыми последнее время кишит Киев, как кишит червями утроба покойника. Попрошайки в центре Киева – явление повсеместное. Они просят на помощь «бойцам АТО», на операции «онкобольным детям», представляются несуществующими благотворительным фондами и организациями, от них невозможно скрыться, эти наглые «нищие» буквально за рукава хватают прохожих, в надежде выдурить пару гривен. К счастью, российская столица свободна от этих отбросов в человеческом обличии, что в свою очередь создает положительный образ города. Этого нельзя сказать о Киеве, где мафия фальшивых нищих, бутафорских «воинов АТО» и многочисленных «беженцев с Донбасса», выпрашивающих подаяния, не вызывает ничего кроме чувства брезгливости по отношению к стране победившего майдана.
Вкус праздника и никаких покрышек
На московских улицах и в магазинах присутствует предновогодняя атрибутика, развешаны гирлянды, на Красной площади напротив ГУМа стоит наряженная елка, чувствуется атмосфера предстоящего праздника. Невольно вспоминается Киев двухгодичной давности с горящими шинами, разобранной на баррикады главной столичной елкой и смрадными палатками посреди улиц. Новый год, хороший праздник ставший заложником евроинтеграционного безумия, еще долго и некстати будет ассоциироваться у нас с майданом. Даже на таком простом сравнении начинаешь понимать, что в России не возможен был бы евромайдан, хоть кто бы ни встал во главе его. Какая-то совершенно иная ментальность не позволит россиянам изгадить центральную площадь столицы, отравить воздух гарью покрышек, запомоить захваченные правительственные здания. Нет, не будет в Москве майдана. Здесь умеют ценить благополучие и стабильный уклад, здесь умеют работать и зарабатывать, здесь привыкли дорожить собственным временем и не станут разменивать устоявшуюся жизнь на чужие, пусть даже очень заманчивые обещания. К тому же здесь не принято пьяными глотками орать на улицах государственный гимн, не принято «митинговать» в очередях и на автобусных остановках, как это повелось у нас со времен майдана. При всем родстве и схожести, наши народы имеют ряд ментальных отличий. Такими разными бывают близнецы, выросшие в неодинаковых условиях. Изначально одинаковые лица выглядят непохожими друг на друга. Среда способна изменить даже то, что заложила природа, дать совершенно иное внутреннее наполнение, что найдет свое отражение во внешнем облике.
Отношение к нам
Мероприятие, на которое меня пригласили, было массовым, довольно внушительной была заявлена украинская делегация, однако в итоге кроме меня на сей раз больше никого с украинским паспортом не присутствовало. От учреждения, которое я представляю, тоже больше никто не выразил желания ехать «на территорию врага». Те же, кто изначально подал заявки на участие, по тем или иным причинам отказались ехать. Всему этому есть одна простая причина, собственные заблуждения и ложные понятия о патриотизме. Патриотизм в рваных штанах – самая абсурдная из его разновидностей. Многие видят в России своего главного врага и даже в ущерб себе готовы отстаивать эту точку зрения. Можно быть патриотом страны с мощной экономикой, передовыми технологиями, высоким уровнем жизни, но быть нищим гражданином нищей страны, при этом кичиться своим низким статусом и называть все это патриотизмом – нелепо.
Для меня как типичного представителя лояльной к России части украинского общества, не было ни малейшей трудности при общении с россиянами. Чтобы в России получать в ответ нормальное отношение достаточно, будучи гостем, не позволять себе некорректных высказываний в адрес принимающей страны. Элементарные правила поведения, принятые в цивилизованном обществе и никаких суждений в адрес лидера государства или его внешней политики, являются гарантией того, что вы не окажетесь в дурацкой ситуации. Достаточно не оскорблять то, что для подавляющей массы граждан является святым и неприкосновенным. А учитывая то, что действия российского президента и сама его личность для россиян находятся за гранью категорий добра и зла, высказываться в отрицательном ключе было бы неразумно. При этом, если вы демонстрируете свою лояльность, то проблем в общении у вас не возникнет.
Стоит отметить, что сегодня для россиян, когда появился более серьезный противник в виде исламского экстремизма, Украина с ее проблемами, майданами и голодоморами отошла на второй план. Теперь о ней говорят всего лишь с горькой усмешкой, как о непутевом спившемся родственнике. Вместе с тем отношение к гостям из Украины остается вполне доброжелательным. К сожалению, не могу не повторить заново свою мысль, высказанную полгода назад. Если бы россиян принимала украинская сторона, отношение было бы далеко не таким приветливым.
Начали за здравие, кончим за упокой…
Побывав вне Украины даже недолго, начинаешь оценивать происходящее как бы со стороны. Конечно, все зависит от взгляда, которым мы смотрим на вещи. Невозможно быть абсолютно непредвзятым и объективным, обладая лишь инструментом субъективного восприятия. Невозможно говорить без эмоций о вопросах эмоционально окрашенных. А Украина сама по себе и происходящие события, связанные с ней, являются остро эмоционально окрашенными. Украинская «революция достоинства», выросшая из полупьяного евромайдана, война на востоке и последующая скачка в пропасть со свистом и хохотом, это ли не воплощение острого психологического надлома, к которому на протяжении двух десятилетий шла наша страна. Тот ментальный кризис, который сейчас переживает Украина, так или иначе касается каждого ее жителя. Безумие Украины – это безумие всех нас. Мы больны, очень больны душой, не как тот или иной народ или политсила Украины, а как политическая нация в целом. Мы обезумели среди военного конфликта на востоке, упадка, и угрозы еще большей войны по всей стране. И как это часто бывает, не замечаем своего безумия. Наша страна все чаще напоминает темный подвал, пропитанный запахом нечистот. Да, можно жить в подвале, можно научиться обходиться без солнца и свежего воздуха, среди трупного смрада и сырости, можно насквозь пропитаться плесенью и думать, что раз «все так живут», то другого и не надо. Но лишь до того момента, пока не вырвался наружу. Стоит только вырваться из этого тесного подвала, убежать в зеленые луга и залитые солнцем березовые рощи, вдохнуть свежий воздух свободы, как подвал предстанет во всей мерзости упадка. И больше не хочется возвращаться назад, к зловонью, червям и гнили. Больно смотреть на то, во что превратилась эта некогда благодатная земля, на ее раны, на ее обезображенное гнойными язвами лицо. И нет пока таких сил, чтобы залечить эти язвы и раны, омыть ее измаранное лицо. Прекрасной и цветущей Украины больше нет. Это тяжело осознавать. Чужая злая воля превратила благоухающие поля в территорию упадка и смерти, затмила солнце над ней, поставила высокие стены, загнала в сырость и холод под землю. Здесь не цветут сады, а пируют жирные могильные черви и исправно работает машина по переработке живого в мертвое.
Страна потерянных возможностей
Наверное, где-то существует параллельный мир, некая страна потерянных возможностей, в которой сбылось все то, что могло сбыться, но так и осталось неосуществимым. Там сказано все то, что мог и не успел сказать в нужное время, там закрыты все счета и оплачены все долги, там ты так и не опоздал в последний вагон уходящего поезда, не сорвался со ступенек и доехал до нужного пункта. Там те, кто был дорог по-прежнему где-то рядом, будто не было прощаний, отравленных взаимным разочарованием. А любящее и любимое тобой сердце бьется, живет, а не лежит в земле, накрытое могильным холмиком, так, словно и не было глухих ударов лопаты о неподатливую почву, ни прощальной горсти земли, ни листьев, падающих на остывший бугорок. И ты живешь вместе с ним своей привычной радостной жизнью, и нет ежеминутной не дающей успокоения боли от того, что не удержал, не сумел, не уберег, и осознания, что в одночасье весь мир с его красками, запахами и звуками вдруг сузился до размеров этого маленького холмика. Там сбылось все хорошее, что должно было сбыться. Где-то там, в несуществующей параллельной реальности есть и Украина, цветущая земля, не изуродованная войной, в которой два года назад не произошел кровавый майдан, и не было раскола страны, волнений и тысяч трупов. Можно много и долго говорить о том, что навсегда ушло в эту страну утраченных возможностей, но исправить уже ничего нельзя. Попасть туда невозможно даже во сне. И остается жить с тем, что есть, среди хаоса и разрухи…