Меньше месяца осталось до старта свободной торговли Украины и ЕС. С первого января 2016 года все изменится. Воплотится одно из основных формальных чаяний Евромайдана. Нет никаких сомнений, что украинцы заживут по-новому. Даже если не захотят.
Нельзя отказывать правительству Украины в целеустремленности. Поставили себе принципиально достижимую цель — вступление Украины в Евросоюз и постепенно добиваются ее. Без создания зоны свободной торговли членства в ЕС не видать, значит, зоне быть.
Собственно, она уже есть, но только в одностороннем порядке. Евросоюз уже привык к своим правилам, потому ему переходный период не нужен. А вот Украина в тестовом режиме уже год как беспошлинно торгует с Европой всем, что подходит под тамошние стандарты. В рамках установленных квот, разумеется.
Пока таких товаров накопилось совсем немного. По большому счету, Украина в состоянии поставлять в ЕС только сырье. Да и то не всякое. Пшеницу, например, можно. Какой дурак откажется от действительно высококачественной украинской пшеницы, пока ее производство не попало в руки «Монсанто». А вот с мясом уже проблемы, ветконтроль не тот, да и своего мяса у европейцев в достатке.
Экспорт украинских товаров в страны Евросоюза неуклонно снижается.
Только благодаря хорошим урожаям пшеницы удалось добиться снижения вместо откровенного падения. Зато импорт на низком старте. Еще пара недель, и будет можно. Дополнительный неосвоенный рынок — это просто подарок европейским производителям в текущей экономической ситуации. Так что хлынет, можно не сомневаться.
Но вначале Россия закроет для украинских товаров границы. Договориться в рамках трехсторонних переговоров не получилось, значит, придется защищаться.
Нам оно надо, чтобы через Украину в нашу страну ввозились санкционные товары с предсказуемо липовыми документами? Думаю, нет. Мы еще толком проблему с белорусской наливной папайей не решили, куда нам в довесок сочные украинские ананасы?
В ответ Арсений Яценюк уже подготовил зеркальные санкции. Его перспектива прекращения торговли между нашими странами только радует. Будь его воля, вообще бы стеной отгородился. Впрочем, не будем о неудачах. Был проект, да и ладно. Куда интереснее, как будет выглядеть то самое процветание, которое по плану должно прийти вслед за зоной свободной торговли.
План таков: несовременные (читай — все) украинские предприятия будут постепенно перестраиваться. Деньги на это выделят иностранные инвесторы. Перестроенные предприятия начнут выдавать качественную продукцию, способную на равных конкурировать с европейскими товарами на открытом для всех рынке Евросоюза. Модернизированное производство и солидные экспортные доходы дадут жизнь украинской экономике, а та воспрянет и перегонит российскую, которая, естественно, усохнет без притока украинских товаров.
Красивый план. Только что-то нет в нем пунктов, про которые можно было бы сказать хотя бы: «Возможно, в случае удачного стечения обстоятельств».
С выделением денег уже есть накладки. Еврокомиссар по вопросам расширения и европейской политики соседства Иоганнес Хан прямо и недвусмысленно поведал о перспективах компенсации Украине потерь, связанных с неизбежным российским эмбарго:
«Мы, конечно, были и есть против любых действий, затрудняющих торговлю. Но мы уже предоставили немало денег для того, чтобы украинский бизнес подготовился к новым возможностям экспорта и к новым условиям рынка. Будем говорить откровенно: еще с того времени, как мы договорились о ЗСТ, не было секретом, что после ее введения РФ может действовать в ответ, нравится это нам или нет. И было достаточно времени, чтобы подготовиться к этому».
Если компенсации не будет, так, может, хоть частные инвесторы для реорганизации производства найдутся? Сомнительно. Если уж подконтрольные Брюсселю, а, следовательно, и Вашингтону структуры отказываются выделять деньги на поддержку бизнеса в Украине, то где взять желающего рискнуть не бюджетными, а кровными деньгами в надежде, что удастся построить на территории современное предприятие, наладить поставки качественного сырья, найти квалифицированных рабочих, совладать с вероятными посягательствами вооруженных бандформирований, избежать конфликта с властями разных уровней, да еще и продавать продукцию на европейских рынках, получая при этом прибыль. Тут и Илон Маск спасует.
Зато в обратную сторону товары пойдут мощным потоком. Тут дело даже не в качестве или цене. Российский рынок для продовольственных товаров из ЕС закрыт, а девать их куда-то надо. В то же время европейцы веками проталкивают свою продукцию на своими же руками создаваемые рынки. Приемы маркетинга отточены до бритвенной остроты. А на Украине еще и почва унавожена дальше некуда. Народ издерган, разобщен, приучен к агрессивной пропаганде. Да еще и государственная антироссийская политика.
Тут пойдут любые приемы. Настоящий эстонский сыр от партнера по сдерживанию российской агрессии. Итальянские сапоги для тех, кто не в лаптях. Любимая колбаса Степана Бандеры. Вариантов множество.
А вместе с тем еще оставшиеся предприятия будут постепенно закрываться на модернизацию. Как показывает опыт девяностых годов, зачастую модернизация сводится к вывозу старого оборудования на лом и сдаче освободившихся помещений под магазины, салоны и офисы.
Тот факт, что на данный момент Украина не производит конкурентоспособной продукции, признают и сами украинские промышленники. Понятно, что необходимо реорганизовать производство, а это дело не пары дней. При условии, что производство действительно реорганизуется. Даже по прогнозам главы представителя ЕС в Украине Яна Томбинского, стране потребуется 2-4 года на модернизацию. Но местные экономисты такой оптимизм не разделяют.
Все упирается в грамотных управленцев, которые смогли бы за счет внутренних ресурсов создать хоть сколько-то конкурентоспособных производств. Но текущая политика Украины не способствует продвижению во власть подобных людей. А значит, Украину ждет будущее по типу стран Балтии, с поправкой на отсутствие доступа к действующим внутри ЕС программам перераспределения средств. Ну и без шпрот. Правда, возможно, с салом.