Украина и украинско-российские отношения
204,790,022 348,223
 

  Scarface1 ( Слушатель )
05 янв 2016 23:33:53

Тред №1042351

новая дискуссия Дискуссия  141

 Украинская экономика сегодня -анализ текущего положения.

То, что сейчас происходит на Украине, очень напоминает ситуацию в России весны-лета 1998 года: абсолютно пустая казна, рухнувший сбор налогов, весь банковский безнал отконвертирован в валюту, все ждут кризиса, дефолта и девальвации. 

В 2015 году по всем линиям Украина получила 14,8 млрд. долларов. И на 2016 год Украине требуется не меньше 20 миллиардов. Из действующих линий есть только от МВФ, это около 7 млрд. долларов, по 1,7 миллиарда в квартал, обычный stand buy фонда.  МВФ работает с Украиной по своим стандартизированным лекалам, которые не меняются уже лет так 35:  жесткий, очень экономный  бюджет, дефицит не более 3% ВВП, налоговая реформа и контроль над сбором налоговых поступлений,  наполнение бюджета неналоговыми доходами, контрольные миссии фонда и их отмашка на выдачу очередного транша, ну и главное  - исполнение платежей по реестру фонда.  Избранные фондом коммерческие кредиторы свои деньги получат. Но вопрос – когда?
Октябрьский транш МВФ не проплатил, теперь Украина приняла бюджет под диктовку МВФ и появилась надежда на январские деньги.  Но не успели принять, как тут же решили, что в марте будут его пересматривать.

  Главная из рекомендаций фонда для Украины – это налоговая реформа, смысл которой сводится к перераспределению налоговой нагрузки с промышленности на сельское хозяйство, снижению пенсий за счет их налогообложения и введение акцизов на добываемый на Украине природный газ. Логика этих рекомендаций совершенно примитивна, не подтолкнуть вперед развитие экономики и промышленности, и за счет этого увеличить налогооблагаемую базу, а взыскать налоги с операций, которые труднее всего, или просто невозможно, спрятать.
  Сельское хозяйство Украины – это единственная отрасль экономики, которая несет золотые яйца.  В последние годы экспорт зерновых устойчиво превышает 30 млн. тонн в год. При текущих ценах, - 240-250 долларов на пшеницу и 160-170 долларов на кукурузу, - валовая выручка приближается к   7 миллиардам. За счет отмены всех льгот для села МВФ и пытается хоть как-то наполнить украинский бюджет. С пенсиями так же все ясно, тут уклониться от уплаты налогов невозможно. На Украине даже раздаются призывы полностью отменить пенсии, ибо наполнение пенсионного фонда текущими отчислениями не превышает 30% расходной части. По сути, все предложения МВФ – это налоги на конечное потребление. Вот поэтому Верховная Рада и брыкалась, понимая, что столь непопулярные меры вызовут отрицательную реакцию у электората. 
   Падение производства на Украине в 2014 году  составило  7%, в этом году ожидается еще 11%, это явно приукрашенные данные Андрея Илларионова, который в последнее время зачастил на Украину. После этого понятно, почему МВФ  никаких надежд на возрождение украинской промышленности МВФ не возлагает.
 Бюджет. Бюджеты 2013-2014 годов сводились с дефицитом в 4,5-5 процентов ВВП.  Так что совершенно не случайно за два года Украина практически удвоила свой внешний долг. При текущем курсе гривны он составляет уже 95% от ВВП. Хотя еще совсем недавно, в августе этого года, в момент скрытого дефолта и реструктуризации долгов Парижскому клубу кредиторов, внешний долг составлял 70% ВВП, что являлось настоятельным требованием фонда. Бюджет 2015 года, после всех перетрясок, равен почти 500 миллиардам гривен (курс 23 гривны за доллар). Декларировано, что около 400 млрд. гривен составят только налоговые доходы, а дефицит не превысит 76 миллиардов, что меньше 2% ВВП. Исполнен этот бюджет гарантированно не будет, ибо принимался он без учета падения реального производства и с расчетом на инфляционный рост доходов. Все эти лукавые цифры бюджета-2015 не более, чем дымовая завеса для чиновников МВФ, которые теперь могут отчитаться в фонде о своей работе. В точности по этой же схеме построена работа и по бюджету 2016 года. Расходы  - 650 млрд. гривен, налоговые доходы около 500 млрд. гривен, что-то даст таможня, а дефицит  всего 3,7%, во как!  Мне абсолютно очевидно, что исполнить его невозможно, что роста производства не будет, что при ВВП в 80 млрд. долларов исполнить бюджет в 28 миллиардов долларов, из которого более 20 миллиардов приходится на налоги,  абсолютно не реально. Почему? 
  Я долго пытался найти на сайте украинского ЦБ раздел о денежных агрегатах (если кто знает, как это сделать, то подскажите). Это очень ёмкая информация, позволяющая судить о состоянии платежно-денежной системы. Но не нашел, и это уже очень плохой симптом. Если эту информацию прячут, то это о многом говорит.  Опыт последних десятилетий поведения рынков в преддверии кризиса, - Мексика 1994, Россия 1998, Аргентина 2002, Греция 2011, - однозначно говорит о том, что перед кризисом всегда резко падает монетизация ВВП. Субъекты рынка перекладываются в валюту-убежище, и денежные власти страны не могут этому помешать. Если кто не помнит, то утром 17 августа 1998 года суммарные остатки на корсчетах российских коммерческих  банков были меньше 5 миллиардов рублей. На Украине не может быть как-то по-другому, ведь не идиоты же владельцы счетов в гривнах. А процесс демонетизации экономики автоматически приводит к бюджетному кризису, ведь платить налоги физически нечем, и к кризису неплатежей, когда перестают платить даже зарплату.
 Теперь сложим очевидные факты: налоговый кризис, бюджетный кризис, падение минимум на треть экспорта из-за выхода из Зоны свободной торговли с Россией, и что в итоге? В итоге, если из необходимых  500 млрд. гривен украинская казна соберет 250-300 миллиардов, то это будет очень неплохой результат. Учитывая, что транши МВФ уже заложены в бюджет, можно смело утверждать, что на 2016 год Украине дополнительно необходимо внешнее финансирование в 15 млрд. долларов, т.е. на уровне 2015 года.   Вопрос в том, кто их даст. Но и это еще не все проблемы украинской экономики.
  То, что происходит сейчас в экономике Украины - это классическая институциональная ловушка по Дугласу Норту: девальвировать гривну нельзя, ибо госдолг тут же превысит 120% ВВП, а это уровень "мусорных облигаций" для ЕС и МВФ; девальвировать гривну необходимо, ибо без этой меры не спасти хотя бы  только один торговый баланс. Это называется выбор между плохим и ужасным. 
   Но у Украины есть в запасе два хода.
Первый традиционен, вновь начать воровать газ из трубы, это может дать (если Россия будет терпеть) 4-5 млрд. долларов в год на реэкспорте. Но и риск здесь огромен, времена Кучмы и Лазаренко прошли, Россия трубу с гарантией перекроет. И этот вариант уже на Украине обсуждается. Его сторонники утверждают, что под  давлением ЕС Россия будет терпеть, ибо если вентиль будет закрыт, то Запад в очередной раз поднимет крик, что «во всем виновата Россия», которая, де,  «не умеет цивилизованно договариваться». И здесь России надо играть на опережение, подавая сигналы Западу и в СМИ, что труба будет точно перекрыта при первых признаках несанкционированного отбора. Если это заранее не сделать, то Россия в очередной раз окажется в роли оправдывающейся стороны. 
  Второй весьма экзотичен, позаимствовать опыт Карлоса Менема 1990-1991 годов и добиться от Запада введения на Украине currency board в точности  по аргентинскому образцу. У Украины в данной ситуации будет достаточно аргументов для Запада. В качестве прецедентов можно вспомнить статью Дж.  Сороса в «Файнэншл таймс» в конце августа 1998 года, в которой маститый финансист именно этот механизм финансовой   стабилизации предлагал   применить в постдефолтной России.   Или визит в Россию сразу после дефолта самого Доминго Кавалло, имевшего в тот момент титул автора аргентинского экономического чуда.   В конце концов, Украина может поставить вопрос ребром: раз ваши политические и экономические советники, господа западные партнёры, завели Украину в тупик,    так вот давайте теперь скиньтесь, слепите нам currency board по аргентинским лекалам и вытаскивайте нас из кризиса.
  Запад воспримет такой ход как очевидный шантаж со стороны Украины, но будет вынужден как-то ответить. Вот и посмотрим, что он ответит, имея всего три возможных варианта действий: реально ввести на Украине currency board, взять на себя ответственность за судьбу страны и годика через три начать петь гимны «украинскому экономическому чуду»; оставить всё как есть и ежегодно дотировать украинскую экономику на 15-20 млрд. долларов, но это может тянуться неопределённое время, согласится ли на это Запад ; предоставить Украину своей собственной судьбе, ограничившись символической гуманитарной помощью.

  То, что сейчас происходит на Украине, очень напоминает ситуацию в России весны-лета 1998 года: абсолютно пустая казна, рухнувший сбор налогов, весь банковский безнал отконвертирован в валюту, все ждут кризиса, дефолта и девальвации. 
Главный показатель, на который опираются наши рассуждения - остатки на корсчетах комбанков в НБУ: данные очень старые, за апрель 2015 года,  других не нашлось, но ситуация явно не улучшалась, так что сойдет. Итого, 25 млрд. гривен на корсчетах. Это называется полная катастрофа. Всего миллиард долларов по текущему курсу.  Для ВВП в 1,6-1,8 трлн. гривен такие остатки - это гарантированный кризис неплатежей и бюджетно-налоговый кризис. Но если посмотреть по М0, а это сейчас уже почти 300 млрд. гривен, то станет ясно, как реально функционирует украинская экономика. Если верить Александру Охрименко (http://minfin.com.ua/users/okhrimenko/), то валютный нал на Украине составляет 40 млрд. долларов. Это слишком много и для Украины, и для ВВП в 85-95 млрд. долларов. В России в 1997-1998 годах было не больше 50 млрд. зеленого нала, но при этом и гораздо более широкие экспортные возможности.  Для Украины правильная оценка - это 15-20 млрд. долларов налом. Прибавим почти 12 млрд. в наличных гривнах (из М0 вычтем остатки на корсчетах), вот 30 млрд. на проворот ВВП в черном нале  без официальных неплатежей и хватит. Попросту, весь бизнес ушел в серые схемы и конвертные зарплаты. Как они все это отражают в балансах, я смутно понимаю, неплатежи там должны лезть.  По крайне мере в России было именно так. Но украинские предприниматели могли пойти ещё дальше в создании серых схем, превратив большую часть продукции в забалансовый левак.  Но это лишь предположение, свечку не держал, балансы не анализировал. А вот бюджетный кризис будет страшенный, ведь никто, если в своем уме, в преддверии кризиса  в налоговую с мешком нала не пойдет.
Смысл происходящего в общих чертах понятен: крупняк ушел в оффшорные схемы расчётов, бизнес среднего уровня оперирует валютным налом, ритейл, сфера услуг и  отчасти строительство используют в основном наличную гривну. Все зарплаты в конвертах, налоги никто не платит, так как платить юридически несчего.
  Кому интересно состояние отраслей украинской экономики, смотрите блог Александра Охрименко, он сильный секторальщик  и говорит нелицеприятные вещи, опираясь на реальные данные. Но когда его тянет в макроэкономику, сразу начинаются казусы. Хотя в одном макроэкономическом вопросе он безусловно прав:  украинская экономика мало чувствительна к девальвации, девальвация не приводит к росту экспорта, а лишь затрудняет импорт, что хоть как-то поддерживает торговый баланс.
  Интересно, а задают ли себе украинские денежные власти один нелицеприятный вопрос, почему предложения МВФ по налоговой реформе столь примитивны? Неужели в МВФ не знают об опыте Польши 1989-1991 годов? Ведь тогда Лежек Бальцерович вылечил польскую экономику от неплатежей, оффшорных схем и упавшей монетизации ВВП буквально за полтора года. Кому нужны подробности – в моей книге «Синтетическая экономика».
Украинскому истеблишменту есть смысл над этим задуматься, ведь из ответа на этот вопрос, а почему же Запад не хочет дать Украине развиваться, а заталкивает её в ту же ловушку, что и Россию в 1998 году, следуют очень интересные выводы. 
И в заключение простая макроэкономическая арифметика. Бюджет Украины 2016 года предполагает получение 500 млрд. гривен налогов и сборов. С остатков на корсчетах в 25 миллиардов их можно собрать, если за год 20 раз обескровить всю украинскую экономику. Реально, по опыту России, что выдерживает экономика, это максимум четыре цикла «сбор налогов – расходы бюджета» в год.  Итого, реальная дыра в бюджете Украины на 2016 год составляет 400 млрд. гривен, или почти 17 млрд. долларов по текущему курсу. Дыру нужно чем-то затыкать, а иначе остановка платежей и коллапс банковской системы.  Ну и всей экономики в придачу.

http://cinecon.livej…22233.html
Прочтя статью вы поймете 3 млрд$ для погашения суверенного долга перед РФ у Украины нет и не предвидится в ближайшие лет 5, а то и 10. 
Отредактировано: Scarface1 - 05 янв 2016 23:39:12
  • +0.89 / 16
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!