Украинский порожняк в обход России привез китайцам 20 вагонов воздуха
Демонстрационный поезд, призванный доказать, что Украина может обойтись без России и по части железнодорожного транзита, добрался через Закавказье и Казахстан до китайской границы. В Киеве заговорили о том, что смогут наконец лишить Москву денег за транзит. В реальности затея является финансово бессмысленной, а потому мертворожденной.
Экспериментальный контейнеровоз с украинскими товарами, везущий их по «Шелковому пути» в обход России, достиг китайской границы, сообщило в понедельник агентство «Новости-Казахстан».
«Вчера поезд уехал в Китай», — сказал собеседник агентства в Алма-Атинском отделении железной дороги.
Накануне поезд достиг казахской станции Достык, — последней перед границей Китая, сообщило РИА «Новости».
«31 января в 07.12 по местному времени поезд был расформирован на станции Достык. Это — конечная точка нового маршрута „Шелкового пути“. В дальнейшем грузы будут отправлены в крупные промышленные города КНР — Чжэнчоу, Чунцин, Ляньюган», — пообещало министерство инфраструктуры Украины.
«Говорил: порожняком пойдем»
Как ранее признались в Киеве, два десятка вагонов первого состава шли практически без груза, — чтобы, как заявлялось, отработать всю процедуру и выявить проблемные моменты.
Ранее сообщалось, что поезд «потерялся» в степях Казахстана. Позднее, со слов источника в одной из местных транспортных компаний, выяснилось, что проблемный момент возник в субботу на станции Балхаш Карагандинской области, где состав был отцеплен — «из-за того, что за него не заплатили».
Правда, эту информацию официально никто не подтвердил. Но в итоге путь занял 17 суток вместо расчетных двух недель.
Советник президента Украины, бывший премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс заявил, что маршрут выгоден Киеву и политически, и экономически.
«В политическом аспекте это событие доказывает: раз Россия выбрала войну, то Россия от этого очень много потеряет», — сказал советник. — Надеемся, в будущем железные дороги между Китаем и западной Европой принесут и большую экономическую пользу.
«Грузы по железной дороге, если все-все улажено, из Китая в Евросоюз могут пройти где-то за неделю, а грузы, которые везут на больших судах вокруг всей Азии, плывут где-то 45 дней.
Если посмотреть на карту, то очевидно, что самые большие товарные потоки по железной дороге должны идти через Украину. А если через Россию — проблема, то они в принципе могут идти и в обход России», — заявил советник президента.
Впрочем, Кубилюс оговорился, что, конечно, надо еще подсчитать, насколько это будет выгодно, — возить в обход России через Черное и Каспийское моря, — и учесть при этом все технические проблемы».
На фоне осложнения торговли с Россией Украина тестирует обходной пусть доставки своих товаров в Азию по так называемому Транскаспийскому маршруту. Это конкурент проекта «Шелкового пути» в Евросоюз через Россию, причем его активно продвигают два российских партнера — КНР и Казахстан вместе с Грузией, Азербайджаном и Турцией.
Астана ранее отвергла разговоры о том, будто маршрут связан с попытками обхода России. Как пояснял казахский вице-премьер Бакытжан Сагинтаев, его республика ищет различные пути доставки грузов в западную Европу из тихоокеанского порта Ляньюнган, поскольку там Казахстан владеет терминалом.
Напротив, в Киеве подчеркивают, что маршрут позволит лишить Россию платы за транзит. В отличие от Кубилюса, министр инфраструктуры Андрей Пивоварский уже заверил, что рейс будет конкурентоспособен и по срокам (10–12 дней в одну сторону), и по цене — по сравнению с маршрутами через Россию. Для стартовавшего 15 января из Ильичевска поезда его министерство даже специально создало на своем сайте систему слежения.
Многие следившие за судьбой поезда блогеры не считают, что эксперимент удался.
«Если учесть таможенные процедуры и пересечение границы, а также дальнейший путь по Китаю к приморским СЭЗ, которые и являются генератором контейнерного трафика, то можно сказать, что срок доставки таким вычурным путем „через два моря“ из Украины в Китай составят примерно 23 суток, — написал в минувшие выходные блогер periskop в посте под заголовком „Поезд Украина — Пiднебесная: перемога или все-таки зрада?“.
— Против 14–15 классическим прямым путем через Казахстан — Россию без всяких паромов и дополнительных граничных барьеров».
О том же говорят и профессиональные экономисты. Руководитель департамента международных отношений Высшей школы экономики, директор центра Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин напоминает, что возить контейнеры по этому маршруту ничего не мешало и раньше — с 90-х годов.
«Это явно политический проект, поскольку финансово он совершенно невыгоден. Там два раза надо перекладывать контейнеры на паромы. Сначала поезд по Черному морю плывет, потом по Каспийскому. Это дорого и никому не нужно.
Коммерчески гораздо выгоднее по-прежнему возить через Суэцкий канал. Основной поток из Китая в западную Европу так и идет, — и в Россию, кстати, тоже», — сказал он. http://rusvesna.su/news/1454390939