То, что Украина использует в вооруженном конфликте на Донбассе иностранных наемников, уже давно ни для кого не секрет. Во время радиоперехватов разведка народных республик довольно часто слышит польскую, грузинскую, французскую, английскую речь. Находят свидетельства пребывания наемников на захваченных позициях – в тех же Иловайске, Дебальцево, Углегорске, Новосветловке. Немало фото- и видеодоказательств можно найти и в сети интернет. В принципе, не удивительно, что в этой войне Киев делает ставку именно на них. Почему? Давайте разберемся.
Первый эшелон украинской армии – это, собственно, ВСУ, сформированные из мобилизованных и призванных украинцев. Как рапортует Минобороны Украины, в 2015 году численность ВСУ увеличилась до 280 тысяч человек. Почти в ДВА раза! Такая армия, по европейским меркам, достаточно большая. Например, численность ВС Франции составляет более 300 тысяч человек, при полном отсутствии призыва. Численность Бундесвера – около 250 тысяч, доля призывников здесь очень мала. Украина же увеличивает численность ВСУ именно за счет мобилизации и призыва.
Но призвать – не значит усилить армию. Призывников нужно еще обучить, накормить, вооружить, одеть и обуть. А что может предложить им Украина? Две недели на полигоне – и в бой? Синюю тушенку в качестве еды, фотографии которой облетели уже весь интернет? А о нормальном обмундировании и речи идет – в чем призвали, в том и служи. К тому же у насильно загнанных в казармы рядовых украинцев нет никакого желания воевать. Вот и пьют они, в основной своей массе, «горькую», потому что понимают, что на этой войне они – пушечно мясо. Обходится Украине это «мясо» довольно дорого. Из 280 тысяч человек – 204 тысячи военнослужащих, в том числе 73 тысячи служат в так называемой «зоне АТО». Все это официальные данные, которые легко проверить.
По данным Минсоцполитики Украины, призванным солдатам-срочникам выплачивают денежную помощь в размере двойной минимальной зарплаты – 2436 гривен, и вдвое больше получают служащие в «зоне АТО». По самым скромным подсчетам, только на зарплаты этим солдатам Киев потратил в прошлом году почти 9 миллиардов гривен. В 2016 году зарплаты всем служащим ВСУ правительство обещает поднять еще в 2,5 раза. То есть выделить 22,5 миллиарда гривен на оплату пьянства.
Второй эшелон украинской армии – националистические батальоны «Правого сектора», так называемые «батальоны территориальной обороны» и другие вооруженные формирования. Только по официальным данным их 38, и все они подчиняются не киевской власти, а «спонсорам».
В отличие от обычных призывников, у бойцов этих батальонов есть мотивация – идеологическая и финансовая.
«Азов», «Донбасс», «Айдар», «Шахтерск» и другие полностью или преимущественно состоят из людей, имеющих судимости, националистов и «правосеков». А также добровольцев из стран Прибалтики, Грузии и наемников ЧВК, но о них позже. Большинство из них свято верят в идею «чистой Украины», без «москалей» и еврейских олигархов, и готовы за это воевать. Хотя, по факту, именно на этих олигархов они и работают.
Известно, что тому же Игорю Коломойскому принадлежат минимум семь таких батальонов («Айдар», «Днепр», «Днепр-1», «Днепр-2», «Донбасс», «Чернигов» и «Батальон №43»). В среднем в таких батальонах – от 300 до 650 человек, то есть всего около 18 тысяч бойцов. Хотя есть и отдельные крупные формирования. Например, по оценкам экспертов, батальон «Днепр» насчитывает до 5000 человек, из которых 1500 иностранных наемников. Платят бойцам батальонов в 3-4 раза больше, чем украинским призывникам – 6-10 тысяч гривен. То есть примерно 1,7-2,7 миллиарда гривен в год только на зарплату. К тому же «спонсоры» усиленно их готовят, привлекая для этого иностранных инструкторов из Израиля, Франции и США. Конечно, это не дешево, но и уровень боевой подготовки у них на порядок выше, чем у ВСУ.
Третий эшелон украинской армии – иностранные наемники, «солдаты удачи», «псы войны», «дикие гуси». И официальный Киев, и «спонсоры» привлекают наемников самых разных категорий и для самых разных целей. Впервые они засветились в Донецке, еще в марте 2014 года, при попытке подавить антимайданные настроения. Были это бойцы из американской частной военной компании Academi (экс-BlackWater, которая прославилась расстрелами мирных жителей в Багдаде). Нанял их тогда Игорь Коломойский, сказавший сакральную фразу: «Зачем изобретать велосипед, если есть реальные люди, которым понятно, сколько и как платить?»
Чуть позже, уже сотрудники британской AegisDefenseServices были замечены в охране президента Украины Петра Порошенко:
Нужно сказать, что поскольку американцы и британцы – это действительно мировая элита наемников, чаще всего подконтрольная правительству своих стран, то их услуги стоят недешево – от 500 до 1500 долларов в сутки, плюс страховка (обычно стократная сумма контракта). Массово их нанимать могут позволить себе, опять же, только олигархи.
Известно, что костяк батальона «Днепр» составляют именно 1500 сотрудников Academi, треть из которых занимается логистикой и подтягиванием боевой подготовки местного персонала до приемлемого уровня, а тысяча находится в готовности к ведению боевых действий. Если посчитать только зарплату этих наемников, то получится около 37,5 миллионов долларов в месяц (11,7 миллиардов гривен в год). Что касается официального Киева, то понятно, что в украинском бюджете таких денег для найма нет, а потому он чаще прибегает к услугам менее дорогостоящих «солдат удачи», коих имеется в избытке.
В основном, это частные военные компании, зарегистрированные в Африке или Азии, которые собирают под своим крылом наемников со всего мира. Цены на их услуги колеблются от 100 до 500 долларов в день, опять же, плюс страховка. Кстати, цена жизни наемника зачастую зависит от того откуда он родом – чем беднее страна, тем дешевле. За 100 долларов в день готовы рисковать жизнью, скажем, выходцы их Африки; грузины или поляки не пойдут воевать меньше, чем за 300 долларов; ну а французы, немцы, шведы и прочие европейцы потребуют уже все 500. И это только за их присутствие в зоне конфликта, если же бросать их в бой – то это обойдется вдвое дороже.
А повоевать им в степях Донбасса довелось немало. В частности, французских наемников засекали прошлой зимой выше Счастья. Поляков в Миусинске (юг ЛНР) на границе со Снежным, и на 31-м блокпосту на Бахмутской трассе. Что до грузин, то представителей этой страны в Украине особенно много: Хрящеватое, Новосветловка, Рубежное, аэропорты Луганска и Донецка – везде был виден след грузинских наемников. Случается здесь и настоящая экзотика. Например, в данный момент чернокожие наемники базируются в Станице Луганской.
Хотя, судя по всему, гости с «черного континента» на луганской земле не впервые.
На этих снимках запечатлен американский транспортный самолет LockheedC-130 Hercules с бортовым номером NAF 917, принадлежащий Военно-воздушным силам Нигерии.
Вот он же в январе 2013 года при погрузке войск Нигерии для переброски в Мали для борьбы с исламистами:
Сведений о том, что Нигерия направляла на Донбасс свой миротворческий или любой другой военный контингент, нет. А значит, скорее всего, какая-нибудь частная военная компания приобрела этот самолет для собственных нужд. Почему-то вспоминается украинская песня «Ой, летiли дикi гуси…» Сколько было переброшено наемников в Луганский аэропорт бортом NAF 917 – неизвестно. Но только после длительных и ожесточенных боев, в результате которых аэропорт практически сровняли с землей, из-под завалов вытаскивали очень много тел погибших, ну или то, что от них осталось.
В целом, наемников на Украине очень много. В нашумевшем интервью итальянца Франческо Фонтана, который воевал в батальоне «Азов», он говорил о том, что вместе с ним в батальоне служат минимум 85 иностранных наемников, а заявок от других желающих было больше тысячи. Это только в прошлом году. Сколько их сегодня – три тысячи или пять? Неизвестно. Ясно только, что Киев всячески старается их легализировать, потому что скрывать их присутствие уже просто невозможно. Для этого и упрощается процедура получения наемниками гражданства Украины, и узакониваются так называемые «совместные военные бригады», в составе которых воюют иностранцы.
Если суммировать затраты на содержание украинской армии, то получается кругленькая сумма – 45 миллиардов гривен в год! Откуда деньги на содержание такой армии? Ответ очевиден – все оплачивает запад. Уже не скрывая, посол США в Украине Джеффри Пайетт заявляет: «С 2014 года мы предоставили оборудование и провели подготовку военных на сумму более 266 миллионов долларов».
А помимо США, активно оказывают помощь Великобритания, Канада, Австралия, Германия, Польша, Литва. Выделяемые ими миллиарды направляются не на поддержку экономики, не на развитие промышленности, не на улучшение социальной обстановки, а на содержание наемников и подготовку к войне.
И, судя по всему, эта война не за горами. Как сообщает достоверный источник, сегодня на линии разграничения сконцентрировано несколько батальонов выходцев из Турции, среди которых есть даже представители ИГИЛ. Также присутствуют военные формирования из Польши, стран Прибалтики, Грузии, несколько совместных военных бригад. Похоже, что Киев готовится в ближайшее время спустить «псов войны», и начать полномасштабные боевые действия.
Куда в это время смотрят представители мониторинговой миссии ОБСЕ? Неизвестно. По-видимому, их беспокоит только отвод крупнокалиберной артиллерии, а стягивание к линии разграничения людской силы – это мелочи, на которые не стоит обращать внимания. Они забыли, каких усилий стоило приструнить эту свору собак, и если их вновь выпустить на свободу – то они не пожалеют никого. Ссылка