Поездка в Краснодон к соратникам из Одессы. Проезжаем через Хрящеватое и Новосветловку - места ожесточённых сражений конца августа 2014, когда украинская армия была близка к полному окружению Луганска. Однако в последних числах августа она была разбита сводными силами ополчения, усиленными «неизвестными танками» и выбита из этих сел, что знаменовало конец её наступления на ЛНР и начало разгрома на этом участке фронта.
Разрушения в сёлах и сегодня страшны – разрушенные и сожжённые дома (особенно вдоль дороги) зияют чёрными провалами окон и иззубренными обломками стен
Разрушенный Дом Культуры в Новосветловке – так он выглядит сейчас.
Проезжая руины в Новосветловке наш водитель крестится – видимо у него с ними связано что-то личное. Глядя на всё это лучше понимаешь, почему здесь так часто на машинах самых обычных и наверняка прежде весьма далёких от любой политики сельских жителей, висят георгиевские ленточки, флажки Новороссии, ЛНР и России, а на номерных знаках автомобилей укрофажок заклеен наклейкой в виде флага ЛНР. Зло, которое принесла сюда Украина ещё очень не скоро забудется этими людьми и любая символика Украины теперь для них - это символика врага и агрессора.
Мы едем дальше на юго-восток, оставляя позади населённые пункты, побывавшие в горниле войны, и приближаемся к Краснодону.
Каждому кто родился и вырос в СССР, Краснодон известен как место где действовала и погибла Молодая Гвардия – молодёжная подпольная организация времён оккупации города немецкими нацистами во время Великой Отечественной.
Меня, как человека, впервые приехавшего в Краснодон, камрады везут показать памятные места города, связанные с Молодой Гвардией.
Мы проезжаем по улице Пионерской и камрад, взявший на себя функции экскурсовода, усмехаясь, спрашивает:
- «Когда немцы заняли Краснодон, Пионерскую переименовали. А знаешь, как её назвали?»
- «Не знаю» отвечаю я, ожидая услышать, что её назвали в честь Гитлера или что-то подобное.
- «Её назвали улицей Тараса Шевченко» зло усмехается камрад.
Как это знакомо … Мне сразу вспомнилось кубло украинских нацистов из общества «Просвита» в Одессе - которое при любых нападках на него заявляло, что преследует цели исключительно по изучению творчества Шевченко, на деле же служа крышей для распространения пещерного украинского национализма в наших краях.
Виноват ли в этом сам Шевченко? Не виноват. Но из истории надлежит извлекать уроки – и если на протяжении всего XX-го века ВСЕ враги России заполучив любую власть Малороссии и Новороссии (не важно были это местные украинские националисты или иноземные оккупанты) поднимали его на щит, то, наверное, это было неспроста. И выводы из этой истории очень просты: любое педалирование национальной темы, попытки лепить «великих писателей\поэтов всепланетного масштаба» из местечковых сочинителей на руку только врагам страны – ибо создают питательную почву для распространения периферийного национализма, который является её смертельным врагом. И нам, имперским патриотам, надлежит позаботиться, чтобы более этих ошибок Россия не повторяла и ничего подобного культу Шевченко на нашей земле более не было.
Мы подъезжаем к мемориалу, построенному на мести казни молодгвардейцев. Их расстреливали, а тела (часто ещё до наступления смерти) сбрасывали в шурф шахты №5 имевший в глубину 58 метров. В общей сложности после жестоких пыток был расстрелян и сброшен в шахту 71 человек (плюс ещё 9 человек были казнены в других местах).
Над шурфом шахты №5 построен мемориал в память о молодогвардейцах, сам шурф замурован решёткой и закрыт плитой с мемориальной табличкой:
Стоя над шурфом, глядя вниз на плиту и слушая сухой и страшный рассказ камрада, рассказывавшего об обстоятельствах этого чудовищного зверства меня не покидали мысли. Самым страшным в трагедии Молодой гвардии была даже не нечеловеческая жестокость, с которой её членов пытали и казнили. Страшным было то, что арестовавшие, пытавшие и казнившие их люди в массе своей были не немцами. Нет, немцы тоже принимали в этом участие – но аресты, следствие и пытки велись в основном силами полиции, набранной из местного населения из бывших сограждан молодогвардейцев.
А ещё страшным было то, что, казалось бы, канувшие в лету времена молодогвардейцев снова вернулись в почти том же самом виде, что и тогда. Снова на наших землях идёт война, снова на территориях оккупированных врагом действует неумелое подполье – с которым борются очередные предатели Родины и коллаборационисты. Кто сегодня служит в СБУ, кто ведет следствие по делу арестованных подпольщиков, кто избивает и пытает их с целью заставить выдать своих товарищей? Это делают не американцы или другие иностранные оккупанты. Как и тогда в 1943м это делает местная мразь, прежде ходившая с этими подпольщиками по одним улицам и дышавшая одним воздухом.
Судьба тех, кто пытал и казнил молодгвардейцев сложилась по-разному. Кто-то (как начальник полиции Краснодона) сумел сбежать, кто-то (как следователь, который их допрашивал) был впоследствии пойман и расстрелян. Наверняка так же по-разному сложится в будущем и судьба современных предателей, которые сейчас служат цепными собаками режима украинских нацистов и творят зло от его имени. Некоторые из них уже получили заслуженное, как, например, один комендант лагеря пленных, который был пойман во время ликвидации дебальцевского котла. Один из камрадов, побывавший в плену, которого вызывали на опознание этого ублюдка, рассказывал о том, как они встретились на опознании. Камрад, невысокий человек средней комплекции, посмотрел тогда в глаза своему палачу – и тот (здоровый, грузный мужик, гоголем ходивший перед строем пленных, заставляя их кричать «слава украине» и лично избивавший ногами тех, кто отказывался это делать) оплыл под его взглядом как куча навоза под солнцем. Более о нём никто никогда не слышал, но камрад уверен, что смерть этого мерзавца не была лёгкой – это было видно хотя бы по взглядам, которыми на него смотрел конвой во время опознания.
Я далёк от идеализма и веры в торжество справедливости – увы, справедливость в этом мире торжествует далеко не всегда. Так что наверняка многие из тех, кто сегодня работает в СБУ, допрашивает и избивает задержанных подпольщиков когда геополитическая ситуация изменится и время их власти подойдет к концу, тоже успеют сбежать как и начальник полиции Краснодона. Многие, но не все. И об этом факте, о том, что есть немалая вероятность, что через пару лет и им тоже придётся смотреть на опознании в глаза тем, кого они сегодня гноят в тюрьмах им стоит помнить.
И если это произойдет, то жизнь их будет целиком зависеть от того, что именно скажет о них суровым конвойным тот человек, который сегодня сидит в их кабинете со скованными руками и которого они прессуют и пытаются сломать. Пусть они помнят об этом каждый день и каждую минуту …
http://odzeml.livejournal.com/1846.html