С одиннадцатого по четырнадцатое мая в освобожденном Крыму, в русском городе-герое Севастополе пройдет 1-й Международный Фестиваль русской словесности «Точка сборки», в рамках которого будет впервые вручаться учрежденная при поддержке губернатора Таврическая литературная премия.
Почему это важно.
Во-первых, потому, что Севастополь - это, простите, Крым.
Место для русской литературы ничуть не менее сакральное, чем, допустим, для русской истории. Здесь, к примеру, в 1820 году бродил по Керчи, Гурзуфу, Бахчисараю и Симферополю молодой Александр Пушкин. Останавливался на виноградниках Броневского, бродил по горам, путешествовал морем «мимо полуденных берегов Тавриды». Ездил на лошадях на вершину Аю-Дага, ходил на лодках к мысу Суук-Су.
Здесь, в Севастополе, на 4-м бастионе, на Малаховом кургане и в знаменитом сражении при Черной речке дрался поручик от артиллерии граф Лев Николаевич Толстой. И именно здесь он не только получил орден «Святой Анны 4-й степени» за храбрость, но и написал первый из своих «Севастопольских рассказов», благодаря которым страна получила не только блистательного офицера-артиллериста, но и великого русского писателя.
Здесь, неподалёку, в Ялте, с 1898 года большую часть времени проживал и писал неизлечимо больной туберкулезом Антон Павлович Чехов, лишь изредка выезжая в Москву.
Здесь небольшой крымский поселок Коктебель стал одним из величайших символов «серебряного века русской литературы», благодаря знаменитой, наверное, на весь мир «даче Максимилиана Волошина».
И, в общем-то, было бы даже, наверное, странно, если бы Фестиваль, который по мысли организаторов, «должен выйти за пределы писательских «междусобойчиков» и «компаний для своих», и уже по одному этому станет единственным в своём роде литературным событием в России» (с), проводился где-то в другом месте.
Во-вторых, к сожалению, последние два десятилетия, скудные в смысле культурной жизни в России, фактически ликвидировали само понятие «литературного процесса», превратив его в вечную вялотекущую склоку между «как бы постмодернистскими» и как бы «постсоветскими консерваторскими» кланами, не живую и никому, по сути, не интересную.
И неслучайно ведь, спроси кого из читающей публики хоть одну фамилию лауреата бесчисленных «литературных премий», так в лучшем случае одного Прилепина и вспомнят. Да и то не потому, что премии получал, а потому, что ездил в Донбасс и ведет программу на телевидении. И не потому, что Прилепина никто не читает – Захара-то как раз читают. Просто в массовом сознании «писатель Прилепин» и «лауреат литературных премий Прилепин» не взаимосвязаны и живут как бы сами по себе.
И это и означает только одно: отсутствие самого понятия «современного русского литературного процесса» в сознании массовой читательской аудитории.
И хотя мы, к сожалению, не настолько идеалистически-наивны, как организаторы Фестиваля и оттого не предполагаем, что одно, даже собирающееся стать ежегодным мероприятие может эту ситуацию переломить, но как тенденция, как тренд – это уже в любом случае как минимум интересно. И за этим событием, особенно в сочетании с пропитанным русской литературой самим воздухом русского города-героя Севастополя, с нашей точки зрения, обязательно следует проследить.