Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,788,048 45,057
 

  зарун ( Дилетант )
10 май 2016 15:28:54

Тред №1093036

новая дискуссия Дискуссия  84

Сталинская индустриализация

8 мая 1929 г. Саул Брон и Альберт Кан подписали контракт на строительство тракторного завода в Сталинграде проектной мощностью 20 тыс. тракторов в год (позднее увеличенной до 50 тыс.). Фирма Кана должна была подготовить предварительные и рабочие чертежи, оказать помощь в закупках материалов и оборудования, а также обеспечить строительство техническим персоналом, включая главного инженера, прорабов и специалистов по инженерным сетям и монтажным работам. Проект стоимостью 130 тыс. долл. предназначался только для строительства данного завода и оставался собственностью фирмы.

«Нью-Йорк Таймс» назвала этот договор «началом коммерческих отношений огромного масштаба», а Форд, узнав о контракте, к удивлению Кана, немедленно инструктировал его «передать русским, что он готов снабдить их любыми патентами, чертежами и спецификациями, а также послать своих инженеров в Россию и пригласить советских инженеров на свои заводы для изучения методов массового производства». Форд заявил: «Неважно где развивается индустрия, в Индии, Китае или России — выгода от этого будет всем, включая нас».

В СССР о контракте было объявлено 16 мая 1929 г. в «Торгово-промышленной газете», писавшей, что привлечение фирмы Кана гарантировало своевременное выполнение проекта и применение всех достижений современной техники. 30 июня 1929 г. газета сообщила, что первые американские инженеры Джон К. Калдер и Леон А. Сваджан уже прибыли в Москву с предварительными чертежами основных цехов и ожидают отбытия в Сталинград. Через шесть недель из Детройта прибыло еще четыре инженера с полным комплектом рабочих чертежей.

В апреле 1929 г. председатель Совнаркома А.И. Рыков выражал беспокойство, готова ли страна к выполнению поставленных задач: «Справимся ли мы с разрешением вопроса об организации людей, научно-технических кадров, квалифицированной рабочей силы? Мало одних денежных средств, нужны также и люди — от квалифицированных рабочих до инженеров самой высшей квалификации». Но в ноябре 1929 г., когда строительство в Сталинграде уже было в разгаре, Сталин смог уверенно заявить, что к весне 1930 г. на полях СССР будет работать 60 тыс. тракторов, через год после этого — свыше 100 тыс., а спустя еще два года — более 250 тыс.: «Мы идем на всех парах по пути индустриализации — к социализму, оставляя позади нашу вековую “рассейскую” отсталость».

Делая это заявление, Сталин полагался не только на Сталинградский завод. Переговоры с фирмой Кана о контракте более грандиозного масштаба уже шли с июля 1929 г. В декабре Совнарком одобрил проект договора между фирмой и Комитетом по строительству ВСНХ на предоставление консультативных услуг и руководство проектными и строительными работами во всех областях промышленности. Договор предусматривал создание в Москве проектного бюро под непосредственным руководством «25 компетентных и опытных архитекторов и инженеров» фирмы, включая главного архитектора, архитекторов-специалистов по различным типам индустриальных зданий, главного инженера по расчету конструкций и главных специалистов по всем видам инженерных сетей. Фирма обязалась снабдить их детальными типовыми проектами и всеми справочными материалами, «обычными для архитекторов в американских условиях». Контракт заключался на два года, с уплатой фирме 250 тыс. долл. в год, плюс 10 тыс. долл. в качестве среднего годового оклада ее специалистам в Москве. (Проекты, осуществлявшиеся в Детройте, оплачивались отдельно). Фирма получала вознаграждение на 85% в долларах и на 15% в советских 9-процентных «железнодорожных» облигациях, а ее специалисты — 75% в долларах и 25% в рублях. По окончании договора все материалы, посланные фирмой в СССР, и проекты, разработанные там специалистами фирмы, а также относящиеся к этим проектам советские патенты и лицензии, становились собственностью заказчика.

Это беспрецедентное соглашение было подписано С.Г. Броном и А. Каном 9 января 1930 г. Кан описывал всеобъемлющий характер поставленной перед его фирмой задачи: «Надо было не только спроектировать заводы, но также подготовить технологические планы и выбрать и заказать оборудование, вплоть до инструментов, необходимых для строительства — и все это надо было заказать и изготовить в США и переправить в Россию». В заявлении прессе вице-президент фирмы Мориц Кан, который возглавил работу в Москве, подчеркивал, что принципы стандартизации в индустриальном строительстве, применяемые фирмой, выгодно сочетались с централизованным планированием и государственным владением промышленностью в СССР: «У нас будет только одна проектная организация и только один заказчик». Проекты заводов, выпускающих определенный вид продукции, могли быть типизированы, что вело к колоссальной экономии времени и стоимости проектирования и строительства. ВСНХ, действуя через посредство Амторга, выступал в роли суперзаказчика, что обеспечивало явное преимущество при закупках материалов и оборудования.

Трест «Госпроектстрой», созданный по решению ВСНХ от 5 марта 1930 г., стал воплощением мечты советских планировщиков, которые к 1929 г. осознали, что для выполнения пятилетки вместо множества разрозненных проектных контор был необходим «один мощный институт». Как писала «Торгово-промышленная газета» 12 июня 1929 г., эта организация должна была стать «учебно-производственным предприятием, которое, воспринимая американский опыт в процессе своей производительной деятельности, одновременно передавало бы этот опыт возможно большему количеству стройорганизаций и молодых советских специалистов».

Группа из 45 человек во главе с Морицем Каном, включавшая 25 специалистов и членов их семей, выехала из Детройта 20 марта 1930 г. На пресс-конференции во время прощального приема Альберт Кан категорически отверг обвинения в симпатии большевистскому правительству, заявив, что политика России его не интересовала и что его профессиональное отношение к ней было подобно «отношению врача к своему пациенту». По прибытии группы в Берлин, перед посадкой на поезд в Москву, будущий главный архитектор Госпроектстроя Д.К. Скримджер отправил сообщение главе фирмы в Детройт: «Все в хорошей форме и готовы к работе, что бы нас ни ждало».
Отредактировано: зарун - 10 май 2016 15:35:32
  • +0.03 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!