Сталин. Роль в истории страны. Современники, события, явления. Сталин сегодня.
3,788,070 45,057
 

  Дядя Саша ( Слушатель )
11 май 2016 22:50:28

Тред №1093574

новая дискуссия Дискуссия  128

Еще интересный кусок из истории Уралвагонзавода.

Тагил строит

В 1930 году на стажировку за океан отправился инженер-механик Харьковского паровозостроительного завода Григорий Павлоцкий. Уже тогда каждое предприятие тяжмаша имело априори двойное назначение. От Павлоцкого требовалось выяснить, как использовать принцип сборки гусеничных машин в танкостроении.

Американское ноу-хау пошло на пользу. В 1934-м Павлоцкого назначили техническим директором завода, а вскоре за организацию производства новых танков наградили орденом Красной Звезды. Тогда-то на подающего надежды харьковчанина обратили внимание кадровики Народного комиссариата тяжелой промышленности СССР. Павлоцкий оказался в «шорт-листе» кандидатов на пост директора строящегося «Уралвагонзавода».

Первая пятилетка, включая программу 1932 года, была выполнена существующими вагоностроительными заводами страны всего на 60 %. Грузового железнодорожного транспорта катастрофически не хватало. За счет нового предприятия вагонный парк к 1937 году должен был увеличиться более, чем в полтора раза.

При этом задача, стоящая перед Павлоцким, не ограничивалась управлением и оптимизацией производства. Речь шла об организации его с нуля. На заводе в Нижнем Тагиле в тот момент не было ни управленческого аппарата, ни инженерной, ни технологической, ни экономической, ни снабженческой служб. Не было руководителей и главных специалистов цехов. Как, впрочем, и самих цехов.
«Плохо там дело. Мы указали Уральскому обкому и предложили ему принять меры помощи. Возложили на Пятакова (заместитель наркома тяжелой промышленности) повседневную проверку исполнения, с тем, чтобы он в ноябре еще раз поехал туда, а в декабре заслушать на политбюро отчет о ходе стройки», — писал Лазарь Каганович Иосифу Сталину еще в октябре 1933-го.

А несколькими месяцами ранее нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе срочной телеграммой вызвал в Москву Лазаря Марьясина, одного из руководителей «Магнитостроя». Строитель Магнитки, которого не без оснований считали «человеком Серго», возглавил «Уралвагонстрой».

К 1935 году, когда Григорий Павлоцкий перебрался из Харькова в Нижний Тагил, Лазарю Марьясину удалось сдвинуть строительство с мертвой точки. Отчасти потому, что новый глава «Уралвагонстроя» обратил внимание на «социалку». Из-за бытовой неустроенности только за 9 месяцев 1933-го с площадки ушло 15 тысяч человек. На 25 тысяч рабочих имелось лишь 56 тысяч квадратных метров жилплощади, притом неблагоустроенной. Вопрос подготовки жилья (главным образом — бараков) к зиме был настолько острым, что Марьясин распорядился направить для соответствующих работ людей с основной стройки.

Правительство выделяло на возведение «Уралвагонзавода» 250 миллионов рублей. По опыту Магнитки Марьясин знал, что это — капля в море. И со всей социалкой смета нового предприятия может потянуть на полмиллиарда, а то и больше. Разумеется, таких денег никто ему дать не мог. Тем паче в отсутствие сколько-нибудь заметных промышленных результатов.

Например, 19 мая 1934 года был наконец-то запущен цех чугунных колес. Но 90 процентов его продукции отбраковывалась. Просчеты проектантов оборачивались не только браком, но и человеческими жертвами. В первые же дни работы цеха там погиб рабочий. Причем, в темном узком туннеле его не сразу обнаружили.

А в августе 1934-го жертвой человеческого фактора чуть было не стал сам Серго Орджоникидзе, приехавший инспектировать проблемную стройку. По халатности дежурного станции на путь, на котором стоял спецвагон наркома, ошибочно направили состав с щебенкой. Столкновение было такой силы, что в щепки разлетелись три товарных вагона и был смят паровоз, оказавшийся между спецвагоном и груженым составом.

Позднее НКВД припомнит Марьясину этот инцидент. Но тогда сталинская карательная служба еще скорее помогала «Уралвагонзаводу», нежели мешала. По просьбе Орджоникидзе, Свердловское управление НКВД согласилось отправить на «Уралвагонстрой» отряды спецпереселенцев. Главным образом усилиями раскулаченных крестьян и репрессированных был возведен ключевой для завода вагоносборочный цех. Причем часть прибывших была направлена на строительство нового большого поселка, который впоследствии превратился в благоустроенный рабочий городок со 100 домами на четыре семьи, баней, школой и физкультурной площадкой.

Руководить этой стройкой Лазарь Марьясин поручил своему товарищу по Магнитке Моисею Тамаркину. Глава «Уралвагонстроя» предупреждал своего друга и ученика, что ему предстоит возвести нечто напоминающее «бывшую Мясницкую улицу в Москве». Семь 850-метровых пролетов вагоносборочного корпуса — действительно впечатляющее сооружение и вполне достойное человека, чьи заслуги уже воспеты писателями. Именно Тамаркин послужил прототипом Давида Маргулиеса — персонажа катаевской повести «Время, вперед!».

20 сентября 1936 года вагоносборочный цех был сдан в эксплуатацию. 8 октября пошел главный конвейер первого пролета корпуса, а 16 октября сборка вагонов была поставлена на поток. Григорию Павлоцкому было что привезти на VIII Всесоюзный съезд Советов, который принимал новую, сталинскую конституцию. «Шлю большевистский привет работникам самого большого в мире вагонного завода!» — телеграфировал Герой Советского Союза летчик Михаил Водопьянов. «Блестяще освоить гигант вагоностроения!» — призывал писатель Алексей Толстой.

К концу 1936 года было изготовлено 94 390 колес, 40 250 вагонных осей, 10 612 автосцепок, 5939 комплектов вагонной упряжи, выплавлено 2300 тонн стали, собрано 411 гондол. На требуемые мощности «Уралвагонзавод» еще не вышел, но его строители смогли наконец-то перевести дыхание. Впрочем, у НКВД была своя точка зрения. 23 декабря во время отдыха на Черном море был арестован Лазарь Марьясин.

Благодарность в висок
Бывшего главу «Уралвагонстроя» обвинили в «контреволюционной троцкистской организации и активном вредительстве». Искать обоснования сталинским репрессиям в принципе бессмысленно. Но замнаркома тяжелого машиностроения Георгий Пятаков, который был арестован несколькими месяцами ранее, в свое время хотя бы входил в число политических союзников Льва Троцкого. Марьясин же принадлежал к категории «технократов», крайне далеких от ожесточенных внутрипартийных дискуссий.

Зато от него ниточка могла привести к руководству Наркомтяжмаша. Тем более что спустя пару месяцев, в феврале 1937-го, был арестован парторг нижнетагильской стройки Шалва Окуджава (его сын Булат станет впоследствии известным отечественным бардом). Окуджава-старший, как и Марьясин, — давний хороший знакомый Серго Орджоникидзе.

Косвенно версию об истинной цели нижнетагильского расследования НКВД подтверждает и писатель Юрий Домбровский. В своем романе «Факультет ненужных вещей» он приводит следующий фрагмент из статьи Вячеслава Молотова: «Секретарем парткомитета на «Уралвагонстрое» был вредитель троцкист Шалико Окуджава. Несколько месяцев, как вредители разоблачены. В феврале сего года по поручению Наркомтяжпрома для проверки вредительских дел на «Уралвагонстрой» выехала специальная авторитетная комиссия. […] Эта комиссия не привела ни одного факта вредительства на стройке. Получается, что матерый вредитель Марьясин вместе с другим вредителем Окуджавой сами на себя наклеветали. Между тем, пока комиссия ездила на Урал, Марьясин дал новые показания, где более конкретно указывает, в чем заключалась его вредительская работа на стройке. Он указывает при этом на целый ряд фактов вредительства на «Уралвагонстрое», которые прошли мимо глаз уважаемой комиссии».

Как добывались подобные «показания», догадаться нетрудно. Достаточно сказать, что Моисей Тамаркин, также арестованный вслед за Марьясиным, не выдержав допросов, бросился на шины высокого напряжения. Сам же бывший глава «Уралвагонстроя» был расстрелян 1 апреля 1937-го, а Шалва Окуджава — 4 августа того же года.

К тому времени Серго Оржоникидзе уже не было в живых. Главный вдохновитель сталинских индустриальных побед скоропостижно скончался 18 февраля 1937-го. Согласно официальной версии — от инфаркта. Но «чистки» в системе Наркомтяжпрома не прекращались. 1 декабря 1937-го был арестован новый нарком Валерий Межлаук. (Этот пост уже до расформирования наркомата в 1939 году занял Лазарь Каганович.) А 16 сентября 1938-го за участие «в контрреволюционной террористической диверсионно-вредительской организации троцкистов» был расстрелян Григорий Павлоцкий. Правда, на сей раз к троцкистам добавилась еще и «германская разведка» — по ее заданию первый директор «Уралвагонзавода» якобы «проводил вредительскую деятельность в танкостроении»

Недостаток Зальцмана

Злая ирония судьбы — во время Великой Отечественной войны «Уралвагонзавод», сосредоточившийся исключительно на выпуске танков, возглавил еще один управленец с Харьковского паровозостроительного завода — Юрий Максарев. И в 1942-м году он чуть было не разделил участь первого директора, когда предприятие не выполнило план по производству боевых машин.

От суда и, скорее всего, расстрела, Максарева спас заместитель наркома танковой промышленности Исаак Зальцман. По распоряжению Сталина, он занялся налаживанием бесперебойного выпуска Т-34 в Нижнем Тагиле. При этом Максарева, которого знал по совместной работе на ленинградском Кировском заводе, Зальцман оставил в качестве главного инженера.

— Есть же распоряжение отдать меня под суд, — якобы предупредил Максарев. — Звонил Молотов, очень ругал...
— Я возьму все на себя, — ответил Зальцман. — Главное, чтобы ты хорошо поработал.

Новый директор шел как танк, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Включая и влиятельных сталинских сподвижников. Так было, например, когда завод отказался от производства артиллерийских передков, над которым шефствовали люди Берии. Позвонив предварительно наркому вооружений Борису Ванникову и узнав, что передками к 76-миллиметровым пушкам армия располагает в достаточном количестве, Зальцман распорядился все мощности и кадры перевести на изготовление деталей для Т-34.
Звонок Берии не заставил себя долго ждать. После трех минут сплошного мата Зальцману удалось вставить:
— Товарищ Сталин поручил мне настроить выпуск Т-34.
И, воспользовавшись недоуменной паузой собеседника, добавил:
— Относительно артиллерийских передков я уже договорился с Ванниковым на временное прекращение производства их у нас, пока будем разворачиваться с танками. А тогда мы будем выпускать их не единицами, а сотнями в день...
— Правда? — переспросил Берия.
— Правда!
— Тогда хорошо, только смотри, Зальцман, чтобы у тебя гусеницы не лопнули, — предупредил могущественный глава карательного ведомства.

«У этого человека все держится на нервах, он страшно женственен, мне кажется, что выпавшую на его долю тяжелую историческую задачу он решает огромным напряжением нервной системы, а вовсе не органически: Зальцман — бархатный орешек с металлом внутри», — писала Мариэтта Шагинян.

Заводчане только и обсуждали, какой «Исаак отмочил номер» или «дал концерт». Сталину, конечно, докладывали о проделках его протеже. На что генералиссимус отвечал: «Вы забываете еще один недостаток Зальцмана: он умеет делать танки!» Не забыл об этом «отец народов» и в 1949 году, когда возникло «Ленинградское дело», зацепившее многих бывших сослуживцев Исаака Зальцмана. Прежде всего, его близкого товарища по Кировскому заводу — второго секретаря Ленинградского обкома Якова Капустина.

Создатель Танкограда отказался давать показания против опальных ленинградцев, но с ним поступили по тем временам мягко — сняли с должности и исключили из партии. Похоже, не обошлось без своеобразной «протекции» Сталина. Когда ему доложили о связи Зальцмана с «Ленинградским делом», вождь якобы спросил: «А кем он начинал?» — «Мастером на Кировском заводе» — «Вот пусть и вернется к этому занятию…»

«Уралвагонзавод» создавался, помогал строить и спасать страну не благодаря, а вопреки. Просто были люди, способные добиваться результатов, плывя против течения, и ставящие интересы дела выше чинов и званий.
Отредактировано: Дядя Саша - 11 май 2016 22:52:29
  • -0.33 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  Vstarik ( Слушатель )
12 май 2016 09:26:29

«Уралвагонзавод» создавался, помогал строить и спасать страну не благодаря, а вопреки. (с)

Вопреки кому?


Из тщательно проведенного расследования стало ясно, что дело Ш.Окуджавы связано с убийством ближайшего соратника Сталина Сергея Кирова. Арестованный начальник Уралвагонстроя Лазарь Миронович Марьясин дал показания о том, что в августе 1934 года он и Окуджава во время приезда наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе на Уралвагонстрой пытались организовать на него покушение. На вагон Орджоникидзе, поставленный в один из тупиков, был пущен товарный состав с целью разбить вагон и убить наркома. Однако теракт не был совершен по независящим от них причинам. В деле так же были свидетельства американца Джона Скотта, который прямо отмечал в своей книжке «За Уралом», что Лазарь Марьясин высказывался частенько антисоветски..


Марьясин - «Да, свои показания от 8 февраля 1937 года о том, что Окуджава являлся членом к-р троцкистской организации, с которым я был лично связан, подтверждаю».

Далее Марьясин подтверждает связь Окуджавы с членом правительства Пятаковым, и то, что вместе они вели подрывную работу на Уралвагонстрое. Далее он подтверждает, что была директива Пятакова о расстановке участников контрреволюционной троцкистской организации на важнейших участках строительства, а также о подготовке террористического акта против Орджоникидзе. Он также сообщает, что некий Турок в присутствии Окуджавы информировал о том, как он выполняет указании организации о подготовке террористических актов против Молотова и Кагановича.


«Наши отцы, - пишет в одной из своих статей И.Марьясин, - были арестованы органами НКВД в 1936-37 гг. один за другим: вначале Марьясин, а затем Окуджава, причем второй в должности секретаря Н-Тагильского горкома партии немало потрудился, чтобы «разоблачить» первого».
4 января 1937 года на ХIV городской партийной конференции, где он выступил с предупреждением: «В Тагильской организации требуется особая бдительность… Надо иметь в виду, что в Тагил часто наведывался мерзавец Пятаков… Наигрубейшей ошибкой было то, что мы вовремя не разоблачили врагов, революционная бдительность в организации оказалась не на высоте. На Уралвагонстрое продолжительное время существовала группа активных врагов. Марьясин разоблачен как троцкист-террорист»


Завенягин, на Пленумов ЦК ВКП(б) говорил:


" На Магнитке работал известный Марьясин , он строил коксохимический завод и построил его явно вредительски. Хуже всего то, что вредительская работа Марьясина обнаружилась не сейчас, она была видна и раньше, но мы не сумели ее правильно расшифровать. Серго не раз на очень больших собраниях очень резко крыл этого проходимца за его работу в Магнитогорске. Марьясин действовал таким образом. На Магнитке домны и коксовые печи располагаются двумя параллельными линиями. Доменные печи начали строиться с одного конца: первая, вторая, третья и четвертая. Поэтому для наивыгоднейшей передачи кокса коксовые печи надо было строить против доменных печей: первая батарея, вторая батарея, третья и четвертая батарея.
Однако вредитель Марьясин сделал наоборот.

Ссылаясь на большое количество земли, которую надо было вынуть, и на жесткие сроки, он начал строить с восьмой батареи. И таким образом получилось, что доменные печи на одном конце, а коксовые батареи — на другом. Соединили то и другое временным транспортером длиной почти в километр. Этот транспортер стал очагом постоянных аварий, больших простоев коксовых и доменных печей, огромных потерь в производстве.

Стройка коксохима велась таким образом, что железнодорожные пути и кабели проложили времянками, вся земля осталась, агрегаты цеха оказались в канавах и котлованах. Нам пришлось потом на ходу эту землю вынимать и вывозить, кабели и пути перекладывать, что было крайне бесполезно и стоило чрезвычайно дорого. Особенно безобразно строились химические отделения коксохимического завода.

Марьясиным был послан рапорт о пуске коксохимического завода в 1932 году, тогда как на деле его удалось пустить только в 1934 году, причем предварительно пришлось очень многое демонтировать, крышу сменить, усилить фермы и т. д., а рапорт был послан. То, что было вредителями сделано в прочих химических цехах, пришлось разобрать и заново монтировать, ибо работа была сделана по-арапски, для бутафории (Чубарь: «А приемки не было?»). Не было. В отношении Марьясина была проявлена большая слепота. Его считали арапом, очковтирателем. Видели, что он посылает очковтирательские рапорта, но вывода до конца, что это вредитель, сделано не было. Не думали, что люди с партбилетом могут быть вредителями.

 (Молотов: «Арапов тоже надо проверять, не только вредителей».) Теперь совершенно очевидно, что арап — это уже вредитель. (Молотов: «Не обязательно, не всегда».) Во всяком случае, кандидат во вредители. (Молотов: «Одним словом, проверять без различия национальности, в том числе и арапов». Смех...)

Неблагополучно у нас было и с водоснабжением. Здесь явно действовала вредительская шайка. В сеть втягивалась масса щепок, мусора, кокса, забивали коммуникации мартеновских и прокатных цехов, в результате чего все время горели холодильники, кессоны, печи простаивали, преждевременно выходили в ремонт. Эту публику мы сами вышибли, однако, она осталась безнаказанной, несмотря на наши настояния.

Вчера здесь задавались вопросом, где находится грань между бесхозяйственностью и вредительством? Трудно эту грань провести, если мы будем мириться с бесхозяйственностью, если к бесхозяйственности будем относиться либерально, примиренчески. Надо бесхозяйственность искоренять, чтобы ее совсем не было на наших заводах. Тогда останется только вредительство, злоупотребления, тогда все злоупотребления будет легче вскрыть. Людей, которые плохо ведут дело, надо раз предупредить, подтянуть, вкатить выговор, а если безобразия продолжаются, таких людей надо снимать, строго спрашивать за плохую работу и бесхозяйственность, судить. Единственный способ найти грань между бесхозяйственностью и вредительством — не мириться с бесхозяйственностью.

На Магнитогорском заводе серьезные опасения вызывают рабочие кадры. Рабочих не было, в первые годы строительства завезли большое количество кулачья, так называемых трудпереселенцев, организовали большую исправительно-трудовую колонию, притащили тысячи две перебежчиков, немало иностранных рабочих. Иностранные рабочие трудятся, как правило, на химии. Народ не всегда нужный, не всегда знающий, часто подозрительный. Надо подумать насчет оздоровления кадров. Единственное средство — это брать рабочих, которые приходят самотеком, в частности, из окружающих сел. Но мы не можем воспользоваться этим ввиду инструкций Главмилиции, мы имеем право брать только тех рабочих, которые завербованы в организационном порядке. Если рабочий сам пришел, мы не имеем право его нанять. (Постышев: «А кто это запретил?») — Такая инструкция есть. (Постышев: «От кого?») — Инструкция Главмилиции. Мы получили ряд отсрочек по прямому указанию ЦК партии. Сроки окончились, и эта инструкция продолжает действовать. Мы можем вербовать рабочих на Волге, а из ближайших сел брать нельзя. (Постышев: «Дикость какая!» Шкирятов: «Это совершенно неверно!)"
  • +0.30 / 4
  • АУ