Рост вопреки кризисуУкраинцы привыкают к картам. Сегодня НБУ обнародовал данные по карточным операциям за первый квартал 2016 года. Доля карточных платежей продолжает расти, обналичивания в банкоматах — падать. Об этом же на недавней конференции «Платежи и инновации» («Минфин» был ее информационным спонсором) говорил председатель правления Украинского процессингового центра Антон Романчук. «Минфин» попросил его объяснить, за счет чего в кризис растет доля платежей.
Рынок платежных карт, как часть банковской розницы и финансового рынка в целом, в течение последних двух лет ощутил на себе последствия экономического спада. Начиная с 2014 года, мы наблюдали уменьшение количества банков, карт и транзакций. Банки теряли платежеспособных клиентов по разным причинам – Крым, Донбасс, снижение экономической активности и рост безработицы, торможение программ по выпуску кредитных карт и прочее.
Однако с четвертого квартала 2015 рынок начал достаточно быстро восстанавливаться, а в первом квартале 2016 года показатели снова продемонстрировали рост год к году. Так, основной показатель клиентской активности — количество операций по платежным картам (выпущенным банками-клиентами UPC) - увеличился за год на 8% по сравнению с первым кварталом 2015 года. А отдельно в марте рост составил уже 15%.
Как оценить состояние рынка? Самых важных показателей — два. Во-первых, доля активных карт в общем портфеле выпущенных банками карт (не менее одной транзакции за три месяца). Во-вторых, активность держателей карт в целом. Или среднее количество операций, которые клиент совершает по своей карте в месяц.
Доля активных карт в портфелях банков в 2015 году снизилась до 55,4%, по сравнению с 2014. Но уже в первом квартале выросла до 56,1%.
Количество транзакций растет за счет платежей, покупок и переводов. Перевалив порог 50% в 2014 году, доля оплат картами в интернете и в обычных магазинах от общего числа финансовых транзакций, достигла в первом квартале 2016 года 53,8%. Есть куда расти расти. Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы 70-80% операций – это оплата картами, а не снятие наличных в банкоматах.
За год количество безналичных расчетов по картам банков-клиентов UPC увеличилось на 34%.
Количество POS-терминалов выросло за этот период на 13% по сравнению с показателями первого квартала 2015 года. Через POS-терминалы картами банков-клиентов UPC чаще всего рассчитывались в магазинах, включая супермаркеты и магазины одежды, на заправках, а также оплачивали различные услуги.
Электронная коммерция хорошо росла и развивалась в Украине, и даже в период с 2014 по 2015 года мы видели рост количества интернет-магазинов и оплат картами в интернете. В этом году доля операций в интернете от общего числа оплат картами, выпущенными банками-клиентами UPC, достигла 23%. Рост количества сайтов, которые принимают платежи по картам VISA и MasterCard через UPC, составил 27% в год.
Очень быстро растут Р2Р-переводы с карты на карту, в первом квартале 2016 по сравнению с первым кварталом 2015 было на 71% больше операций таких переводов.
В украинском интернете картами банков-клиентов UPC чаще всего оплачивали различные билеты на транспорт, прежде всего, железнодорожные и авиа. Это уже массовый сервис, который успел себя зарекомендовать, все научились им пользоваться – и дальше он будет расти. Билеты в кино, театры на концерты тоже активно приобретают через интернет. Продолжается рост количества платежей картами за мобильную связь, интернет, коммунальные услуги.
http://minfin.com.ua/2016/05/16/18993908/