Ситуация с беспилотными летательными аппаратами на Украине
Пишет известный украинский волонтер Ю.Касьянов, специализирующийся на аэроразведке:
*****
Мы были одними из первых, кто занялся аэроразведкой в зоне; на начальном этапе войны практическими единственными на весь фронт - от Станицы Луганской до Мариуполя. Летали на всём, что летало, приспосабливая для разведки любительские аппараты, и создавая новые, "заточенные" под требования, диктуемые войной. Опыт был накоплен колоссальный. Добавьте к этому моё профильное образование офицера-разведчика, интенсивную службу в авиационном разведполку в девяностые годы, и кажется очевидным, что такой опыт должен быть востребован во время войны.
Однако за два года ни в Генеральном штабе, ни в ГУРе, ни в Нацгвардии, ни в каких-то там профильных комитетах, комиссиях, испытательных центрах, и пр. - никто не проявил никакого интереса к нашей работе. Работали за "спасибо!": поработали - спасибо - до свидания. А решения по развитию беспилотной авиации, фактически - по дележу бюджетных денег принимают другие люди.
Сразу оговорюсь - я ни на что не претендую, и не считаю себя всезнающей истиной в последней инстанции.
К счастью, благодаря энтузиазму любителей, помощи бизнеса и населения, в стране сформировались несколько волонтерских и коммерческих организаций, успешно строящих беспилотники уже серийно, хотя по прежнему, в большинстве случаев, без какой-либо господдержки. Именно эти беспилотники активно применяются на фронте; и уже десятки полетных групп - волонтерских, военных, добровольческих - имеют опыт, бОльший, чем мы наработали в начале войны.
В стране уже есть большая практика создания и применения БПЛА; сложилась своя школа беспилотной авиации, а решения по развитию отрасли (и дележу денег, конечно же) по-прежнему принимают какие-то совершенно "левые" люди. Фронтовой опыт никого не интересует.
Основные беспилотные аппараты, применяемые сейчас на фронте, это днепропетровские "Лелеки" - где-то треть от всего авиапарка; харьковские "Мары" - тоже треть (стоимость каждого около 7 тысяч долларов); треть - любительские конструкции; и только 10% - все остальные, закупаемые государством.
В закупке и постановке на вооружение всё с точностью до наоборот - смотрите табличку закупок Нагвардией беспилотников (количество я умышленно затер, хотя документ и несекретный) - огромные деньги тратятся на аппараты, которые почти никогда не летают в зоне боевых действий. Потому что поднимать в воздух беспилотник, стоимостью 100 тысяч долларов или 150 тысяч евро не каждый оператор/командир отважится. При том, что в стране есть аналогичные по характеристикам отечественные БПЛА, которые стоят в 10-20 раз дешевле.
Хваленая "Фурия", которая обходится налогоплательщику в 100 тысяч долларов за комплекс из 3-х аппаратов не имеет полноценного автопилота и защиты от РЭБ. Польский "FlyEye" ничем, кроме цены, удивить не может - 500 тысяч евро за комплекс из 3-х аппаратов. При том, что имеет весьма посредственные характеристики по дальности и времени полета, а качество съемки вообще оставляет желать лучшего... - наши любительские конструкции давно ушли вперёд.
Мне приходилось видеть работу этих польских аппаратов на фронте (комплекс "FlyEye" был куплен корпорацией Roshen для одной из артиллерийских бригад) - у них точно так же, как и на любых других БПЛА вдруг отказывает оборудование, сгорают сервоприводы, и они точно также могут быть заглушены с помощью средств РЭБ противника. За что же мы платим такие огромные деньги, за которые можно было бы приобрести не три, а двадцать три лучших отечественных самолетов?..
Ситуация с закупками БПЛА в Минобороны ничем не лучше. Хуже. В их списке много других дорогих и практически бесполезных аппаратов, закупленных по чисто коррупционным схемам. Об этих безобразиях можно написать не одну статью...
Современная война всё больше становится не войной артиллерии, танков, авиации, а войной дронов. Наша страна остро нуждается в создании Национального центра дроностроения, который бы накапливал, анализировал опыт боевого применения дронов; смог бы объединить лучшие конструкторские коллективы, и обеспечить их действенной государственной поддержкой.
Если бы вместо совершенно безумных закупок полмиллиона евро выделили на организацию или поддержку конструкторского бюро беспилотной авиации, или на организацию серийного производства достойных образцов, если бы это делали системно и целенаправленно, по-государственному - мы бы очень быстро вырвались в первую десятку стран, владеющих передовыми технологиями в области БПЛА. http://twower.livejo…76011.html
Пишет известный украинский волонтер Ю.Касьянов, специализирующийся на аэроразведке:
... моё профильное образование офицера-разведчика
Если бы вместо совершенно безумных закупок полмиллиона евро выделили на организацию или поддержку конструкторского бюро беспилотной авиации, или на организацию серийного производства достойных образцов, если бы это делали системно и целенаправленно, по-государственному
Если бы вместо совершенно безумных закупок полмиллиона евро выделили на организацию или поддержку конструкторского бюро беспилотной авиации, или на организацию серийного производства достойных образцов, если бы это делали системно и целенаправленно, по-государственному - мы бы очень быстро вырвались в первую десятку стран, владеющих передовыми технологиями в области БПЛА. http://twower.livejo…76011.html