Минск не горит желанием встревать в конфликт России с ЗападомИсточник:
http://naviny.by/rubrics/politic/2016/05/21/ic_articles_112_191715/Привозил ли посетивший Минск 15-16 мая Сергей Лавров серьезные предупреждения белорусскому руководству, может стать известно в случае ухудшения отношений России с Западом. Вручил ли Лавров «черную метку»?
Приезд в Беларусь министра иностранных дел России вызвал оживленные комментарии относительно состояния двусторонних отношений.
Привозил ли посетивший Минск 15-16 мая Сергей Лавров серьезные предупреждения белорусскому руководству, может стать известно в случае ухудшения отношений России с Западом.
Вручил ли Лавров «черную метку»?
Приезд в Беларусь министра иностранных дел России вызвал оживленные комментарии относительно состояния двусторонних отношений.
Пикантность момента в том, что в России укрепляется точка зрения, будто официальный Минск старается ослабить здесь ее влияние, стремясь улучшить взаимодействие с Западом на фоне ухудшения отношений последнего с Москвой.
В свете этого высказывались предположения, что Лавров приедет вручить белорусскому руководству некую «черную метку».
Действительно ли у гостя имелись такие планы, сказать трудно, поскольку публично никаких их признаков проявлено не было. Напротив, по словам главы белорусской дипломатии
Владимира Макея, все обсуждения проходили в
«абсолютно открытой, искренней и доверительной атмосфере, как это и водится между друзьями».
Вместе с тем, очевидно наличие у союзников разногласий как по политическим, так и по экономическим вопросам.
Роль военного плацдарма дискомфортна
Наиболее значительные из этих разногласий, как представляется, лежат в военно-политической сфере. Так, позиция Кремля состоит в том, что создание объектов системы противоракетной обороны Соединенных Штатов в Румынии и Польше напрямую угрожает национальной безопасности России. Москва также предупредила о готовности к принятию ответных мер, если НАТО реализует свои намерения и направит четыре дополнительных батальона в Польшу и страны Балтии.
Как и следовало ожидать, на совместной пресс-конференции после переговоров Макей формально полностью солидаризировался с коллегой в вопросе реагирования на продвижение инфраструктуры НАТО на восток, выразив озабоченность этим
«потенциальным вызовом для нашего государства».
Вместе с тем, история с не удавшимся пока планом Москвы разместить в Беларуси авиабазу свидетельствует, что не все так однозначно.
На прошедшей недавно в нашей столице конференции «Осмысление безопасности Беларуси» прозвучало экспертное мнение, что официальный Минск согласен играть роль передового бастиона России на случай военного нападения Запада (тем более что, скорее всего, слабо верит в подобный сценарий), но вовсе не желает быть плацдармом для российской агрессии против Европы. С этой точкой зрения можно согласиться.
К сожалению, трудно представить, что белорусские власти смогут долго сопротивляться российскому нажиму в том случае, если Кремль всерьез вознамерится создать в нашей стране свои вооруженные форпосты — в виде упомянутой авиабазы, посредством размещения
комплексов «Искандер» или другого мощного оружия.
На экономической привязи
Основная причина, по которой белорусскому руководству затруднительно проводить собственную внешнеполитическую линию, заключается в наличии у России мощных рычагов давления, в первую очередь экономических.
Правда, некоторые эксперты полагают, что падение мировых цен на энергоносители уменьшает степень этой зависимости, так как приводит к сокращению объемов экономической помощи.
В 2015 году по сравнению с предыдущим белорусский экспорт в Россию сократился на треть — с 15 до 10 миллиардов долларов. Но одновременно даже чуть больше упал импорт оттуда, так что отрицательное сальдо в итоге уменьшилось на 300 млн долларов.
Энергетические же дотации сохраняются. Более того, Минск настойчиво требует их увеличения за счет снижения стоимости газа, платя за него по самостоятельно установленной цене. В результате, по утверждениям Москвы,
газовый долг. Беларуси за прошедшие четыре месяца года составил более 125 млн долларов, и «Газпром» подал соответствующий иск в арбитражный суд.
Наконец, нельзя забывать о
кредите в 2 млрд долларов от Евразийского фонда стабилизации и развития, начать поэтапное получение которого было, естественно, невозможно без согласия Москвы. А без этого займа положение дел в экономике Беларуси очень скоро могло стать критическим.
Таким образом, говорить о радикальном сокращении российского субсидирования пока явно не приходится. Другое дело, что при определенном стечении обстоятельств это может произойти уже не в очень отдаленной перспективе.
Именно эти опасения наряду с угрозами, создаваемыми сегодняшней российской политикой, и вынудили белорусские власти заняться поисками других источников поддержки, в том числе на Западе.
Конечно, рассматривать это как кардинальный разворот внешнеполитического курса можно только при не очень здоровом воображении. К сожалению, временами, мягко говоря, странное поведение правящих кругов России заставляет подозревать, что это как раз и имеет место.
Поскольку Москва, судя по всему, не ожидала, что последствия конфликта с Киевом окажутся столь тяжелыми, сейчас ей не хочется портить отношения с Минском, и потому некое своеволие ему пока сходит с рук.
Однако приоритетным направлением для российской внешней политики остается, разумеется, западное. Практически без риска ошибиться можно спрогнозировать, что при обострении на этом направлении любого вида противостояния Беларусь непременно будет втянута в него на стороне России.
Точно так же понятно, что тогда Минску придется распрощаться с надеждами достичь хоть какой-то нормализации в отношениях с объединенной Европой и Соединенными Штатами.