Португальский разведчик мог пойти на сотрудничество с СВР из-за проблем с пенсией
Громкий скандал в Риме, где якобы с поличным был арестован ветеран португальских спецслужб, передававший некоему россиянину секретные документы, может осложнить отношения РФ и Италии. Но, скорее всего, если этот арест действительно имел место быть, наш соотечественник будет освобожден. Правда, в дело может агрессивно вмешаться пострадавшая сторона – НАТО.Высокопоставленный сотрудник португальской внешней разведки и, предположительно, сотрудник российской спецслужбы были арестованы в Риме по наводке служб безопасности НАТО и португальской контрразведки еще накануне. Якобы они были взяты с поличным при передаче португальцем россиянину секретных документов о деятельности НАТО и ЕС за денежное вознаграждение. Португалец будет экстрадирован на родину, где его ждет множество обвинений, включая шпионаж, разглашение государственной тайны и почему-то (но это важно) коррупцию. Посольство России в Риме данное событие не комментирует.
«Длительное время Португалия была раем для шпионов наравне со Швейцарией, Австрией и Швецией»
Арестованного португальца зовут Фредерику Жиль Карвалью, он ветеран местных специальных служб. Заявлено, что он занимает пост заместителя руководителя португальской внешней разведки – Службы стратегической информации в интересах обороны (SIED). По данным другой португальской структуры – контрразведки, Службы информации и безопасности (SIS), бригадир Карвалью сам, как говорят в этом мире, «инициативно» вышел на некую российскую разведку (в португальских и итальянских источниках называют СВР, которая традиционно ничего не комментирует) еще в 2014 году и предложил свои услуги по предоставлению секретной информации. Заявлено, что он получал за каждый передаваемый им документ 10 тысяч евро наличными. Это логично, поскольку позволяет избегать отслеживаемых через систему налогового контроля платежей на банковские счета.
Португальская разведка далеко не самая эффективная в Европе. Изначально португальские спецслужбы были заточены исключительно под Африку и росли во время колониальных войн. Но после отделения всех основных колоний в Португалии вообще забыли о существовании такого атрибута государства, как разведка. При этом господство британских спецслужб на территории республики было глобальным, и отставные джеймсбонды получали право там селиться, ибо тепло, дешево, портвейн и море, которое так любят престарелые англичане.
Длительное время Португалия со всеми ее военными переворотами, «революцией красных гвоздик» и Движением вооруженных сил (это такая политическая партия) была раем для шпионов наравне со Швейцарией, Австрией и Швецией. Никто никого не трогал, и хорошо одетые джентльмены спокойно вели странные разговоры в прибрежных барах. Ситуация изменилась в середине 80-х, когда армянские активисты захватили посольство Турции, а неустановленные лица (хотя все мы понимаем, о ком идет речь) уничтожили в Лиссабоне представителей Организации освобождения Палестины. Проходной двор на окраине НАТО надо было как-то закрывать, и португальское правительство озаботилось созданием собственных специальных служб.
Подготовленных кадров не было, кроме тех, кого поставлял бригадир Дуррау Коррейра – бессменный руководитель департамента военной разведки с 1997 года. Несмотря на исключительно военный характер его деятельности, Коррейра фактически поставил под свой контроль весь кадровый состав португальской разведслужбы, который набирался в основном из бывших военных, сотрудников военной же службы информации и наемников, воевавших еще в Мозамбике и Анголе. Эта «кадровая монополия» до самого последнего времени составляла головную боль для общих спецслужб НАТО и ЕС, поскольку контролировать такого рода тыловые системы им крайне сложно в силу незнания местной обстановки.
В последние годы новые кадры подбирались с очевидным трудом и при этом чрезмерно зависели от прохождения специальной подготовки в Великобритании. В результате началось постепенное выдавливание из аппарата португальской разведки ветеранов с заменой на молодых сотрудников, имеющих особые связи со структурами НАТО.
Предположительно, Фредерику Карвалью тоже могло грозить увольнение на пенсию с большими финансовыми потерями, что и подвигло его на сотрудничество с российскими спецслужбами. Особо отмечается, что он передавал секретные данные, не имеющие непосредственного отношения к Португалии, а касавшиеся именно НАТО и ЕС – надгосударственных структур. И если верить португальским и итальянским источникам, сотрудничал Карвалью с чем-то российским более двух лет, – в современных условиях это очень большой срок для традиционной агентурной разведки. Его разработку изначально вела португальская контрразведка, но затем дело было передано общенатовским структурам, что само по себе жест.
Агентурную разведку никто не отменял и не отменит никогда. Нет ничего важнее прямых контактов и непосредственного получения информации, какой бы она ни была. При этом никто пока не придумал более эффективных контактов с агентурой, помимо проведения личных встреч. Да, существует множество способов передачи информации закрытым путем, включая коротковолновые передатчики и интернет. Но подлинность документов определенного сорта может быть подтверждена только их физическим наличием, а передать их можно либо лично, либо через тайники. Именно с этим казусом, судя по всему, мы сейчас и имеем дело.
Ветеран португальской разведки на то и ветеран, чтобы понять слежку. Что же касается российского сотрудника (если таковой вообще имеется; посольство и СВР, напомним, ничего не комментируют), то на такие операции, как правило, отправляют новичков. Забрать контейнер, встретиться с человеком в кафе, поговорить по телефону – это удел стажеров, причем это практика не сугубо российская, но и, например, британская тоже. Людей с дипломатическими паспортами, с иммунитетом, именем и опытом подставлять под простейшие, но крайне опасные операции никто не будет. Такие люди будут сидеть в закрытой комнате посольства и ждать результата. Здесь многое зависит от понимания ситуации стажером и от уровня его подготовки. Это его дело – заметить слежку, его задача – полдня колесить по Вечному Городу, который дает кучу возможностей оторваться от возможного «хвоста».
Тут дело явно не в россиянине (если он, повторимся, вообще был). Слежка за Карвалью велась два с лишним года, и это именно он привел за собой контрразведку. Другое дело, что инициатива по разглашению этой истории явно исходила не от итальянцев и не от португальцев. Лиссабону нет смысла распространяться о домашних проблемах и пробелах в области нацбезопасности, равно как и итальянцам не с руки признавать, что на их территории происходят такого рода события. Инициатива исходила от общих структур НАТО, которые и считают себя пострадавшей стороной.
Уже в ближайшем будущем все это приведет к некоторым дополнительным сложностям в российско-итальянских отношениях, которые на общеевропейском фоне казались
относительно стабильными. В то же время велика вероятность, что российский гражданин, несмотря на отсутствие дипломатического иммунитета, будет освобожден и передан в посольство, поскольку никаких противоправных действий именно против Италии он не совершал, а общих ордеров на арест «в пользу НАТО» не существует. Кем бы ни был этот россиянин, юридически у Рима нет оснований его задерживать. Если только власти Португалии не пойдут на принцип.
В этом смысле особенно важно обвинение Карвалью в «коррупции», под которым Лиссабон понимает подкуп государственного чиновника. Это тот единственный повод, который может осложнить освобождение россиянина, поскольку юрисдикция этого обвинения может быть передана непосредственно в Португалию, что потребует его экстрадиции в Лиссабон. Но такое развитие событий осложнит отношения Рима и Москвы совсем уж значительно, что Италии совсем не нужно.
А уж какие там секреты НАТО и ЕС хотел передать Карвалью Москве (или уже передал) – проблема НАТО. Он два года находился под слежкой, и не факт, что имевшиеся в его распоряжении данные не были провокацией. А вот что было до них – другой вопрос. Пусть теперь сами голову ломают.
Ссылка