Мне все эти разговоры о «продлении/непродлении» «усилении/постепенном снятии» санкций европейскими чиновниками все больше и больше напоминают старинный, бородатый и не вполне приличный анекдот.
Ну, тот самый, когда мужчину, курящего на лестничной клетке между вторым и третьим этажами, окликает женщина с шестого:
- Мужчина! Я вас боюсь.
- А чего это вы меня боитесь?
- А вдруг вы меня изнасилуете.
- Да как же я вас «изнасилую», если я на втором этаже, а вы аж на шестом?!
- А я спущусь…
Вот, так, приблизительно, и с «санкциями» обстоит: население государства Российская Федерация и реальный сектор российской экономики вопрос о санкциях занимает приблизительно в той же степени, как, допустим, гейзерные поля в Исландии: нет, безусловно, занимательно, но в практическом смысле как-то не особенно применимо.
На самом деле некоторую опасность для нашей страны в свое время вызывала только часть т.н. «санкций», а именно «секторальные». Связанные с блокировкой поставок продукции в высокотехнологической сфере (как «двойного назначения», так и, скажем, нефтедобывающего оборудования, для шельфовых работ, например). А также перекрытия доступа к «инвестиционным» и кредитным ресурсам стран, которые до сих пор, не знаю уж, в сравнении с чем, принято называть «развитыми».
Но «технологические» запреты все, для кого это было по-настоящему важно, давно научились обходить.
Что-то научились делать сами, в рамках т.н. «импортозамещения», что-то с немалым удовольствием стали поставлять китайские и другие юго-азиатские товарищи, что-то, подтверждая давний тезис товарища Ленина о «капитализме и веревке» через свои «филиалы» как поставляли, так и продолжают поставлять бизнесмены из стран «рвущих в клочья русскую экономику». И, допустим, введение в строй уникальных и чудовищно технологически сложных ямальских проектов в Новом Порту и Сабетте, невозможных без международной кооперации тому, кстати, лучшее подтверждение.
Про продукцию, допустим, отечественного ВПК, не так давно и довольно эффектно продемонстрированную в той же Сирии мы тут даже и не говорим. Нет, проблемы там, безусловно, есть, в том числе, например, с силовыми установками для флота, традиционно еще со времен СССР производившихся на раздираемой сейчас между западными партнерами, «правосеками» и прочими гомосеками, несчастной территории Украины, но санкции тут, вот уж совершенно точно не причем.
Еще забавней тут, кстати, ситуация с «финансовым сектором».
И дело тут вовсе не в том, что отсутствие доступа к «длинным» западным деньгам – это хорошо. Просто вот ведь какая неприятность, - согласно недавнему докладу Счетной палаты в наших – в наших! – банках, - лежит, недоступный и оттого невостребованный реальным сектором, ни много ни мало триллион полновесных рублей. И дело тут вовсе ни в каких не в санкциях, просто безумная политика «либерального блока» нашего правительства (и, отчасти, ЦБ) привела к тому, что и имеющиеся-то потенциальные кредитные ресурсы из-за своей «дороговизны» элементарно не идут в отечественную экономику.
И вы что, уверены, что в случае «снятия санкций» снизится и ставка ЦБ?!
Ага.
Ну, прямо, сейчас.
На самом деле от санкций в Российской Федерации реально страдает только та часть бизнеса и рынка, которую по строго научной классификации принято называть «компрадорской». Та, которая привыкла быстро наживать капитал на поставках чего-либо, от пластмассовых польских яблок до «финансовых услуг», и столь же быстро выводить нажитое непосильным трудом в «цивилизованные страны». Ну, и связанная с этими ребятами часть чиновничьего и политического корпуса: вот для них «санкции» и «контрсанкции» - это, действительно, очень плохо и тяжело. И, самое что забавное, именно данная страта является самой верной и преданной «союзницей свободного мира» в печальном краю грустных родных осин. Ничего, в принципе, особенного.
Для всех остальных, будем откровенны, тема санкций либо совсем не актуальна. Либо, если их деятельность связана с импортозамещением, эти люди, боюсь, ежедневно ходят в церкви, где ставят свечки за здоровье «вводивших санкции» высших чиновников из США и ЕС. И молятся, чтобы их никто подольше не отменял… Дмитрий Лекух