Две жизни Мустафы ДжемилеваЛюблю писать о конкретных людях. О их судьбах, подвигах и ошибках. Люблю анализировать, раскладывая биографии по полочкам и находя то, что подтолкнуло человека на тот или иной поступок. Но больше всего люблю смотреть за тем, как меняется мировоззрение человека под давлением определенных факторов, либо стечения обстоятельств. Хорошо когда эти перемены вызваны переоценкой собственных ошибок, хуже когда это банальное приспособленчество, вызванное инстинктом самосохранения и желанием остаться на плаву любой ценой.
Сегодня у меня выдалась свободная минутка, и я решил покопаться в одном удивительном эпизоде украинской истории. Речь пойдет о конкретном человеке, но чтобы Вы не составили о нем ложных впечатлений, скажу сразу – этот человек остался верен своим убеждениям несмотря ни на что. Поменялся не он. Поменялась система, которая раньше с ним в определенные моменты даже боролась. И это довольно редкий случай в моей практике. Обычно система ломает людей, ставит их перед выбором, предлагая либо продолжать свою деятельность и быть гонимым, либо мимикрировать и получать от власти определенные преференции. Здесь все получилось иначе. Сработали по принципу «враг моего врага – мой друг!». Речь пойдет о Мустафе Джемилеве, лидере крымско-татарского народа.
Звезда Мустафы взошла на политический небосклон стремительно – в тот момент, когда Крым и Севастополь охватила Русская весна, татарское меньшинство полуострова, активная его часть, оказалось крайне востребовано. Если Вы потратите немного времени и найдете в сети фотографии, предшествующие непосредственному выходу Автономной Республики Крым из состава Украины, то увидите кто на самом деле составлял костяк той массы, которая противопоставила себя сторонникам воссоединения с Россией. После проведения референдума и отделения Крыма, Мустафа Джемилев и его активисты и вовсе стали максимально востребованы. Большего патриота Украины и сторонника ее целостности и не найти. Борец за возврат Крыма, депутат Верховной Рады, патриот Украины – хоть сейчас на пьедестал. А как было раньше? Как складывались отношения руководства крымско-татарского меджлиса и официального Киева все предыдущие годы?
Объединившись с азербайджанской диаспорой Крыма, Джемилев от лица крымско-татарского народа "неожиданно" выступил против признания геноцида армян на территории Османской империи в 1915-1922 годах.
Наблюдая за тем, как Турция активно включилась в поддержку крымско-татарского меджлиса, объявившего священную войну России и поставившего перед собой задачу во чтобы то ни стало вернуть Крым, многие обыватели относили это явление к особенностям черт характера представителей турецкого руководства. В те дни, учитывая в прах развалившиеся российско-турецкие отношения, Турция была готова поддерживать все и вся при условии, что поддерживаемая структура будет блистать антироссийской риторикой. Снабжение вновь созданных батальонов, состоящих из якобы крымских татар, финансирование меджлиса, поддержка блокады Крыма – все это воспринималось как само собой разумеющееся. Считалось, что Турция делает подобные шаги исключительно назло России. Но на самом деле история дружбы Мустафы и возглавляемого им меджлиса, и правящих кругов Турции имеет более глубокие корни.
Благодаря тому, что Крым сегодня наш, многие документы, рождённые в недрах местного СБУ, стали достоянием СМИ и их можно найти в свободном доступе. Так вот, опираясь на эти письма и справки, можно с уверенностью сказать, что Мустафа Джемилев и сплотившиеся вокруг него «патриоты» крымско-татарского народа, никогда не болели сердцем и душой за единую и неделимую Украину. Более того, органы службы безопасности Украины рассматривали как лидера меджлиса, так и его членов, в качестве прямой угрозы, что побудило их к систематическому проведению мероприятий, направленных на противодействие деятельности лидеров меджлиса на территории Крыма и Украины. И причиной этому стали совсем не радикальные взгляды отдельных представителей крымско-татарского народа. Нет. Все дело в том, что Мустафа Джемилев и ряд его сторонников рассматривались СБУ в качестве агентов иностранного влияния. Судя по документам, Джемилев, под видом деятельности направленной на отстаивание интересов крымско-татарского народа, отстаивал исключительно интересы Турции и делал это совсем не бескорыстно.
Исходя из данного документа можно понять, что для СБУ никогда не было тайной то, чьи интересы отстаивает Джемилев и кто оплачивает данный "банкет"В свое время крымские оперативники и аналитики СБУ пришли к выводу, что Джемилев не только работает на турецкую разведку, но и представляет угрозу национальной безопасности Украины. Правда руки до него не дошли, занимались локализацией пророссийских активистов и русских общин. Да и сам Джемилев в этом противостоянии был как нельзя кстати. Татар банально противопоставили русским. Всех это устраивало. После отделения Крыма татар, по отработанной схеме, противопоставили России. И никого не напрягало сотрудничество Джемилева и меджлиса с Турцией. Враг моего врага – мой друг.
Сегодня Джемилев позиционируется как патриот Украины. Он выступает с трибуны Верховной Рады, летает в Турцию и Вашингтон, организует блокаду Крыма и встречается с российскими оппозиционными политиками. В Киеве ошибочно предполагают, что деятельность бывшего врага, а ныне союзника, направленна на восстановление территориальной целостности Украины. Они ошибаются. Джемилев и активисты его структуры никогда не видели Крым украинским. В худшем случае татарская автономия, в лучшем – прямой протекторат Турции. Именно поэтому турецкие власти и вкачивали в систему Джемилева столь немалые деньги, а на грудь Мустафы вещали турецкие ордена. Вы не знали что Джемилев был награжден высшей наградой Турции - «Орденом Турецкой республики»? Вроде мелочь, а на многое открывает глаза. Как и те миллионы долларов, ежегодно вкачиваемые в меджлис турецким правительством через аффилированные структуры вроде организации «TIKA».
Финансирование Джемилева и его соратников турецким правительством продолжается и по сей день. Продолжается, несмотря на то, что Джемилев уже не имеет никого отношения к Крыму, заседает в Верховной Раде, числиться советником у Петра Порошенко, и выступает за независимую Украину, единую и неделимую. На работу структуры меджлиса выделяется около 3 миллионов долларов в год. Сам Джемилев получает неплохую зарплату – 50 тысяч долларов в месяц. Часть финансирования идет на поддержание блокады Крыма, часть на организацию дезинформации посредством разветвленной системы СМИ. И это еще не все. При возникновении у верхушки меджлиса острой необходимости в деньгах, бюджеты тут же пересматриваются. Квартиры, машины, представительские расходы…
В отчете СБУ о формах работы на территории Украины турецких спецслужб так же фигурирует меджлис и его турецкое финансированиеСегодня уже никого не напрягает тот факт, изложенный в аналитических материалах СБУ, что деятельность Джемилева и возглавляемого им меджлиса напрямую координировалась турецкими дипломатами и представляла угрозу национальной безопасности Украины. Не напрягает и то, что будораживший крымских татар исключительно за турецкие деньги Мустафа по каждому вопросу не стеснялся бегать в турецкое посольство. Сегодня Джемилев подхватил знамя борьбы за свободу и независимость Крыма, и всех это устраивает. Возможно кто-то в правительстве Украины, проинструктированный западными кураторами, пришел к выводу, что всем будет лучше если Крым станет турецким? Потому что вернуть Крым в лоно Украины в планы возлюбленного всеми «укропатриота» Джемилева не входит…
Вот такая история одного человека, который работая против государства неожиданно стал востребован этим же государством. Человека, который стал связующим звеном между Украиной и Турцией, двумя геополитическими соперниками России. Человека, который занимается экстремисткой деятельностью как минимум с одобрения руководства двух государств. Что можно еще сказать по этом у поводу? Какие принципы, какая идеология, такие и герои. Джемилев, Савченко… Сколько еще подобных индивидов соберут под одно крыло чтобы уничтожить некогда независимую Украину?
Алексей Зотьев