Юрий Ковальчук, журналист из Херсона, уехавший на войну на Донбасс
В последние дни на Донбассе по всей линии разграничения идут тяжелые бои, интенсивность которых постепенно приближается к показателям 2014-2015 годов. Особенно тяжело приходится Донецку, Докучаевску, Ясиноватой, Макеевке и Горловке.
Украинская сторона уже давно не стесняется использовать запрещенные Минскими договоренностями калибры, однако теперь каратели открыто обстреливают населенные пункты, не стесняясь, проводят маневрирование и переброску войск.
ВСУ не только пытается захватить «серую зону» и закрепиться в ней; не только предпринимает вылазки с целью перерезать пути сообщения или занять более выгодные позиции, но и проводит перегруппировку войск с целью окружения г. Докучаевск.
Украинские силовики получают адекватный ответ. На протяжении последней недели ведется контрбатарейная работа, подавление огневых точек и уничтожение бронетехники противника.
Результаты не заставили себя долго ждать – несмотря на стандартные заявления украинского генштаба в стиле «потерь нет», украинские волонтеры и представители «добробатов» в голос воют о тяжелейших потерях. По сводным данным, только на прошлой неделе украинские каратели потеряли до 70 человек убитыми.
Такой оказалась цена действий Киева, который, вопреки Минским соглашениям, возобновил применение танков и тяжелой артиллерии. Нет никаких сомнений, что ВСУ использовали бы преимущество для захвата все новых и новых позиций вплоть до оккупации целых населенных пунктов.
Ситуация сложна. Одним из предназначений Минска было прекращение обстрелов мирных городов. Теперь же Киев не только провоцирует армии республик на вовлечение ополченцев, но и активно бомбит гражданское население. Причем, мировая общественность ничуть не обеспокоена нарушениями со стороны Киева, а ОБСЕ замечают обстрелы лишь только когда стреляют непосредственно по представителям миссии.
Чтобы прекратить обстрелы, нужно либо дипломатическим путем заставить ВСУ вернуться на первоначально оговоренное расстояние от линии разграничения и отвести тяжелую технику, либо отбросить украинские войска с нынешних позиций. Последний вариант, учитывая, как окопались каратели на своих рубежах, означает кровавую баню, которая превзойдет все предыдущие баталии на Донбассе вместе взятые.
Что будет, если «кротов», как миссию ОБСЕ называет местное население, вооружить тем или иным оружием по предложению украинской стороны? Неужели они «прозреют» и начнут замечать нарушения Минска со стороны ВСУ? Скорее, ОБСЕшники станут прикрытием карателям, которые будут подходить вплотную к позициям ВСН и так же бомбить города Донбасса. Если Европа столько времени довольствуется версией «они сами себя обстреливают», что может заставить ситуацию измениться?
К миссии ОБСЕ сейчас такое отношение в республиках, что их вооружение вызовет настоящий взрыв. Одним словом, нужно срочно искать другой выход из ситуации. Необходимо экстренно остановить провокационные действия режима Порошенко, продолжающиеся в нарушение Минских соглашений.
Лучшее, что мог бы сейчас сделать официальный Киев, — отменить указ о проведении т.н. АТО, полностью вывести войска с Донбасса и, наконец, начать прямые переговоры с республиками.
Цена затянувшегося принуждения режима Порошенко к миру слишком высока. Каждый день — это жизни людей. Навигатор