Прощай, Украина: конец газового транзита ставит крест на «Незалежной»Знаете, какая страна является первопричиной Евромайдана в Киеве? США? Нет. Германия? Нет. Россия? Да нет же. Дело до Евромайдана в Киеве на самом деле довел… Китай. Не сочтите меня за сумасшедшего, но это действительно так.
Нравится это кому-то или нет, но «незалежная» Украина изначально создавалась не столько как полноценное государство, сколько в качестве удобной зоны для «серого экспорта» через ее территорию всяких «ништяков» с постсоветского пространства: нефти, газа, оружия и т. д. Вы, наверное, уже подзабыли, но в самом начале «лихих 90-х» маленькая, но гордая Эстония стала одним из мировых лидеров по экспорту цветных металлов. Так щедро одарила ее мать-природа, что вот куда ни ступи — везде были алюминий, никель, медь, олово, цинк и далее по списку. Правда, все это богатство очень быстро куда-то испарилось, но для понимания происходящего на Украине пример очень показательный — можно сказать, наглядная иллюстрация.
Страна, сидевшая на «трубе»
Так вот, с начала независимости украинская «элита»: от «А» и «Б» до «Ю» и «Я», — сидела на «трубе». Той самой транзитной «трубе», по которой текли на Запад нефть и газ. Не только российские, но и центральноазиатские. Помните «золотого
Туркменбаши»?
Масштабы этого «серого» и просто «черного» экспорта были грандиозными. Само собой, свой «карбач» с процесса имели те, кто контролировали потоки «черного» и «голубого золота» в Киеве. Поэтому перманентная драка за контроль над «трубой» составляла суть украинской политики. Зачем было развивать промышленность, сельское хозяйство, вообще что бы то ни было, если каждый год с «трубы» им в карман капали миллиарды долларов?
Вдобавок, если учесть, что к моменту уничтожения СССР подземных хранилищ газа на территории России практически не было, поскольку все они были построены на Украине, то киевские политики держали в своих руках мощнейший инструмент давления на Москву: стоило им «перекрыть кран» — и буквально через две-три недели после этого нужно было сворачивать добычу газа не только на Ямале, но и в Средней Азии.
Поэтому, чтобы «братья-хохлы не заедались», работал принцип ротации элит в Киеве — одних от «трубы» отстраняли, а других, наоборот, к ней приставляли. Так сказать, демократия в действии…
Вмешательство Поднебесной
И так бы оно все тянулось, ко всеобщему удовольствию, но тут в эту «нефтегазовую идиллию» властно вмешался «китайский фактор». Бурный рост экономики КНР требовал мощного энергетического обеспечения. И к началу 2000-х годов значительная часть среднеазиатских нефти и газа пошла на Восток.
Соответственно, «серые» потоки энергоносителей через территорию «незалежной» серьезно обмелели, что и привело к печально знаменитым «газовым войнам» между Москвой и Киевом, внезапной смерти Туркменбаши, строительству ряда крупных ПГХ в России, первого «Северного потока» в Германию и «Голубого потока» в Турцию.
Чем меньше доходов от транзита углеводородов с Востока на Запад доставалось привыкшим паразитировать на «трубе» украинским элитам, тем сильнее становились антироссийские настроения в «матери городов русских». И тем меньше становился экспорт нефти, а особенно газа, из России: «ведь пряников сладких всегда не хватает для всех».
Наконец, попытка Кремля при помощи «донецких» во главе с
Виктором Януковичем начать строительство новой, «безгазовой» Украины вылилась в новый бунт элит и Майдан — на этот раз уже не «помаранчовый», как в 2004—05 годах, а вполне себе «черно-красный», необандеровский.
По праву победителя
Все ли равно Европе, по какому маршруту получать газ из России: украинскому или балтийскому, посредством «Северных потоков»? Нет, не все равно. Германии, например, выгодно не зависеть энергетически от «незалежных» капризов, а самой стать главным хабом для распределения российского «голубого золота» по Европе. Поэтому Берлин так активно поддержал Евромайдан: далеко не случайно нынешняя украинская Руина провоцирует отказ «Газпрома» от традиционного экспортного маршрута через свою территорию. И столь же активно Берлин рубил, рубит и будет рубить все альтернативные варианты балтийскому маршруту, типа «Южного потока».
Что поделать, выживает сильнейший…
Поэтому совершенно неважно, что сейчас
Юлия Тимошенко снова сменила
Дмитрия Фирташа на украинской «трубе» и контролирует НАК «Нафтогаз Украины» через
Андрея Коболева — все это уже не более чем «калифы на час». Судя по всему, проект «Северный поток-2» будет реализован, и нынешняя доля в 40% экспорта российского газа в Европу для Украины снизится, несмотря на все киевские плачи и угрозы, до уровня максимум 10—15%. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Ну, и напоследок «вишенка на торте». 16 июня председатель правления «Газпрома»
Алексей Миллер — объявивший в тот же день о ликвидации 4300 км магистральных газопроводов в центральном (читай, украинском) коридоре — встретился с главным исполнительным директором Shell
Беном ван Берденом. Обсуждались реализация проекта газопровода «Северный поток-2» и строительство завода по производству сжиженного природного газа в Усть-Луге мощностью 10 млн тонн в год. Это значит, что британско-голландский энергетический гигант торопится к разделу российского «газового пирога» и в обмен на лояльность к «Северному потоку-2» согласен на доступ к эквиваленту примерно 12 млрд кубометров природного «голубого золота»…
Они договорились. Прощай, Украина?
Александр Маслов
ИСТОЧНИКесли было снесу