Незадачливая Окраина Империи. 4Галиция, Малороссия и Украина
Итак, к XX веку в Галиции был полностью сформирован проевропейский украинский проект. Можно уверенно утверждать, что Западная Украина в начале XX века уже была реальностью. Это начали понимать и в Петербурге. Из Вики.
В записке по польскому вопросу чиновник российского МИД Олферев в 1908 г. писал, что в результате политики австро-венгерских властей в Галиции «украинцы сольются в единый самостоятельный народ и тогда борьба с сепаратизмом станет невозможной. Пока в Галиции живёт ещё русский дух, для России украинство не так ещё опасно, но коль скоро австро-польскому правительству удастся осуществить свою мечту, уничтожив всё русское в Галиции и заставить на веки забыть о некогда существовавшей Червонной Православной Руси, тогда будет поздно и России с врагом не справиться».Видна причина, по которой австрийцы продвигали украинство в Галиции. Австро-Венгрия пыталась создать единый проект проевропейского украинства для Галиции и Малороссии. Наверняка дальше планировалось отторжение Малороссии от РИ (все это крайне напоминает что-то из совсем недавней истории :)) Опять же видно, что в Малороссии идеи украинства были достаточно серьезно распространены, иначе чего бы правительство Российской Империи так паниковало. В ответ Россия начала финансировать русское движение в Галиции. Но было уже поздно.
В мае 1910 года австрийские власти закрыли все «русофильские» организации Буковины («Общество русских женщин», «Карпатъ», «Русско-православный народный дом», «Русско-православный детский приют», «Русско-православная читальня», «Русская дружина»), а также русские бурсы (общежития для учащейся молодёжи) в Черновцах и Серете. Имущество организаций было конфисковано. Причиной запрещения деятельности русских организаций были голословные обвинения в шпионаже и государственной измене.Все, Галиция к 1914 году ментально ушла в Европу. О Червонной Руси можно забыть. Это осознавали умные люди в России.
Перед самым началом Первой мировой войны, в феврале 1914 г. бывший российский министр внутренних дел П. Н. Дурново в своей аналитической записке писал про Галицию: «Нам явно невыгодно, во имя идеи национального сентиментализма, присоединять к нашему отечеству область, потерявшую с ним всякую живую связь. Ведь на ничтожную горсть русских по духу галичан, сколько мы получим поляков, евреев, украинизированных униатов? Так называемое украинское или мазепинское движение сейчас у нас не страшно, но не следует давать ему разрастаться, увеличивая число беспокойных украинских элементов, так как в этом движении несомненный зародыш крайне опасного малороссийского сепаратизма, при благоприятных условиях могущего достигнуть совершенно неожиданных размеров».Правительство РИ очень боится малороссийского сепаратизма под флагом украинизации. Видно, не все так безоблачно в Малороссии.
В 1МВ Галиция переходит уз рук в руки. Каждый из тех, кто захватывал Галицию, «чистил» ее от нежелательных (для победителя) элементов. Масштабы чисток небольшие (тысячи людей, несравнимо с 2МВ, там чистки были в сотни тысяч человек). В 1918 году, после начала революционных событий и распада всех европейских Империй, возникает независимая Западно-Украинская Народная республика. Как видно, традиция Народных республик на Украине тянется уже сто лет. Армия ЗУНР с переменным успехом воевала с Польшей. В 1919 году ЗУНР была разбита поляками и Галиция оказывается в составе Польши. Поляки с Западной Украиной не церемонились. Украинцы фактически считались людьми второго сорта, подлежащими ополячиванию и католизации. Политика Польши была направлена на насильственную ассимиляцию и полное уничтожение украинской идентичности Восточной Галиции, Волыни, Холмщины, Подляшья и других территорий, на которых этнические западно-украинцы составляли большинство населения. В ответ следует появление украинских подпольных организаций, начало террора против поляков и Польши. Западно-Украинский этнос сопротивляется ассимиляции и растворению в поляках. В 1938 году подпольными украинскими организациями заинтересовывается нацистская Германия. Абвер «подминает» под себя украинских повстанцев. В начале ВОВ эти украинские повстанцы выступили на стороне Германии. К 1943 году Галиция была одним из наиболее спокойных завоеваний нацистской Германии в Европе. В начале марта 1943 в газетах дистрикта Галиция публикуется «Манифест к боеспособной молодёжи Галиции» губернатора Галиции Отто Вехтера. В этом манифесте признавалась преданная служба галицких украинцев «на благо Рейха», отмечались их неоднократные просьбы к фюреру об участии в вооружённой борьбе. Фюрер, учитывая все заслуги галицких украинцев, разрешает формирование «дивизии СС Галиция». Население Галиции хорошо услышало нацистский призыв. До 2 июня в дивизию записалось более 80 тысяч добровольцев (из них более 60 тыс. из дистрикта Лемберг).
Вот так. В середине XX века галичан совершенно устраивает нахождение Галиции в составе Германии, и они готовы воевать с русскими. Не наши они, не наши. Ладно, с Галицией все.
Малороссия и Украина.
Изначально термин «Малая Русь» принадлежал землям нынешней Галиции. Впервые «Малая Россия» встречается в начале XIV века в Византии. Он служил для определения современных западноукраинских земель в церковно-административной практике. В итоге названия «Великая Русь» и «Малая Русь» вышли на официальный уровень, константинопольский патриарх учредил (1361 г) две митрополии. Одна метрополия создана в «Малой Руси» («Микра Росиа»), с центром в Новгородке и Галиче, другая в «Великой Руси», с центром в Киеве. После переезда метрополии из Киева в Москву церковный термин «Великая Русь» также переезжает в Москву. К XVII веку термины «Малая и Великая Русь» становятся географическими. «Великая Русь» закрепляется за Россией-Московией. «Малая Русь» закрепляется за Гетманщиной. На землях Гетманщины появляется «малороссийская идентичность» — представление о том, что проживающие тут «малороссы» являются, как и «великороссы», местными ответвлениями единого общерусского народа и, под управлением самодержавного монарха обе составные части общерусского народа имеют равные национальные и социальные права и возможности. Малороссийский компонент свободно и на равных правах входил во все имперские, всероссийские, а затем и советские структуры. Название Малороссия до 1917 года полуофициально использовалось для собирательного обозначения Волынской, Киевской, Подольской, Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний.
Теперь о термине Украина. По наиболее авторитетной и распространённой версии, в том числе и на самой Украине, термин происходит от древнерусского слова
оукраина (пограничная область), которое изначально применялось к разным пограничным землям Руси и древнерусских княжеств (свидомый бред даже упоминать не хочу). В качестве собственного имени слово «Украйна» появилось в конце XVII века. В XVI—XVIII вв. «Украина» становится конкретным географическим понятием, равноценным названиям других регионов. Жителей этой территории стали называть украинцами или украинниками. Географическую, а не этническую привязку этого понятия демонстрирует тот факт, что украинцами называли также служилую польскую шляхту на этих территориях. С XVIII века понятие «Украина» используется в географическом смысле и является общеизвестным наравне с названием «Малороссия». С начала XIX века значимость понятия «Украина» все повышалась, и само слово стало восприниматься не только как географический термин, но и как название этнического пространства. Иначе говоря, весь XIX век идет этногенез малороссов в отдельный от русских этнос, судьба термина Украина является отражением этого этногенеза. На рубеже XIX и XX веков термин «Украина», как название всей этнической территории, стал полностью самостоятельным и самодостаточным, вытеснив другие самоназвания, которые с тех пор употреблялись только на региональном уровне. Правительство РИ со второй половины XIX века боролось с украинством преимущественно путем запрета пропаганды и разгрома украинских организаций. Но все равно, идея Украины в начале XX века была хорошо известной не только в среде интеллигенции, но и в простом народе. Это и неудивительно, рядом с Малороссией существовала австрийская Украина, и спрятать ее существование от населения Малороссии было невозможно. Тем более австрийцы прикладывали большие усилия в пропаганде этой самой Украины. А бороться с идеями с помощью запретов невозможно, эту аксиому еще вспомним потом, при рассмотрении советской Украины.
Получается, что к моменту развала РИ малоросская Украина существовала в виде влиятельной идеи. Интеллигенция в Малороссии была поголовно захвачена украинофильством, простые жители Малороссии знали об Украине, и, по многим признакам, неплохо относились к этой идее. Слишком уж легко произошла украинизация малороссов потом, в Союзе. Идея овладела массами, спасибо пропаганде австрийцев (зря, что ли австрийцы создали украинский "Пьемонт" - блестящую витрину западного украинства). Этнос малороссов был готов превратиться в украинцев.