Брянский ( Практикант ) | |
11 июл 2016 10:17:31 |
Цитата: ЦитатаФамилия Резниченко относится к особой группе еврейских фамилий, связанных с религиозной практикой, литургией, синагогальной службой и традиционной общинной жизнью. Поскольку у евреев религия и законы Торы играли исключительно большое значение и в повседневности, род занятий, связанных с религией, так же занимал важное место в существовании еврейской общины. Соответственно, эти занятия отразились и в еврейских фамилиях, таких как Габай (староста синагоги), Шамес (синагогальный служка), Кантор или Хазан (певец, ведущий молитву в синагоге), Парнас (представитель общины в отношениях с властью) и так далее.
На Украине и в Белоруссии окружающее славянское население называло забойщиков скота словом «резник» (на иврите «шохет»). В еврейской общине резник (шохет) – человек, который осуществляет забой скота в соответствии с требованиями кашрута.
Резник в общине еврейского местечка – это, как правило, второй после раввина человек, сведущий в Законе. Как вспоминают жители местечек: «Резник – это не просто еврейский мясник, как многие считают. Это ученый человек. Он знает Тору, Талмуд и производит убой скотины и птицы по всем правилам».
Работа резника заключалась не только в непосредственном ремесле мясника, но и, главное, в доскональном соблюдении многочисленных законов кашрута, связанных с применением мяса в пищу. Отметим здесь в скобках, что без резника не могла существовать ни одна община. Как правило, при основании новой общины первыми призывали именно раввина и резника.
Резник (шойхет) всегда был одним из главных людей в местечке. Только он умел заточить нож до остроты бритвенного лезвия и точным движением рассечь животному нужные жилы. Шойхет обычно учился не меньше года, после чего получал диплом с подписью раввина. Только на постановку руки при заточке ножа уходило от 80 до 100 часов учебы. Для "шхиты" (шхита - способ ритуального забоя скота или птицы) всегда использовался и используется до сих пор нож особого рода – халиф, остроту которого шойхет каждый раз проверяет ногтем. Если он находит малейшую зазубрину, нож заменяется другим. Такая острота нужна как для того, чтобы не причинять животному мучений, так и для того, чтобы вытекающая из жил кровь не успела просочиться в плоть и сделать мясо некошерным.
Иногда в местечках шойхетом и раввином был один и тот же человек. Кроме того, что резники были образованными людьми, они так же находились в постоянной связи с местными крестьянами и торговцами. Судя по многочисленным документам начала 19 века, резники обычно знали не только идиш, свой родной язык, но и иврит – для изучения законов, и польский, украинский или русский для общения с окружающим населением.