Украина и украинско-российские отношения
206,808,526 349,264
 

  Урфин ( Специалист )
12 июл 2016 18:03:41

«Нафтогаз»: снова о газовой независимости от России

новая дискуссия Дискуссия  884

«Нафтогаз»: снова о газовой независимости от России

И украинская власть, и руководство «Нафтогаза» понимают, что с Газпромом всё равно придётся договариваться

Очередное обсуждение возможности возобновления Украиной закупок российского газа развернулось около месяца назад.

На фоне резкого (более чем в 16 раз) сокращения его закупок в Европе и мизерного пополнения израсходованных за зиму запасов в подземных газовых хранилищах, а также шокировавшего украинских специалистов заявления главы «Газпрома» Алексея Миллера о планах к 2020 году демонтировать около 4000 километров старых, выработавших свой ресурс газопроводов.

Дело в том, что знаменитая украинская газотранспортная система, способная принять на входе за год 288 млрд. куб. м и передать на Европу 142,5 млрд., строилась как часть ГТС Советского Союза и в принципе не предусматривала никакого разделения.

Но после развала СССР её таки выделили. И демонтаж «трубы» на территории России приведёт к тому, что «Газпром» сможет перекачивать в направлении Украины только 10-15 млрд. кубометров.

То есть ставится крест и на украинском транзитном потенциале, и на ГТС Украины как технологическом объекте.
Почему? Да потому что, по расчётам украинских специалистов, рентабельность работы ГТС обеспечивается при объёме транзита не ниже 60 млрд. куб. м. Но из-за его постепенного снижения уже в прошлом году Украина перекачала чуть меньше этого порогового значения. Если верить расчётам, уже сработала себе в убыток.


* * *
Срок демонтажа российской части советских трубопроводов выбран не случайно и связан не только с их физическим износом. В 2019 году заканчивается долговременный российско-украинский контракт на транзит голубого топлива в Европу. Также к этому сроку планируется окончание постройки газопровода «Северный поток-2». Кроме него строятся, расширяются или проектируются другие транзитные мощности, с вводом которых в строй нынешняя ГТС Украины станет не нужна в принципе.

К тому же времени подоспеет и полная выработка ресурса украинской ГТС, на некоторых участках которой уже сегодня нет, как говорится, живого места. В буквальном смысле этого слова! Например, на взорвавшемся в июне 2014 года участке газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород» в Полтавской области на 30-метровом куске трубы специалисты насчитали 11 заплат. Плачевное состояние системы связывают с отсутствием или недостатком финансирования регламентных работ.

Помнится, в 2010 году «Газпром» ради сохранения ГТС обратился к «Нафтогазу» с предложением о её совместной эксплуатации. В том числе в форме трёхстороннего консорциума (с участием ЕС). При этом российский монополист готов был вложить в модернизацию системы 4,5 млрд. долл. Однако предложение встретило яростное сопротивление со стороны «патриотических» политических сил, настаивавших на том, что ГТС должна остаться в исключительно украинской государственной собственности.
Но фактически сразу после государственного переворота 2014 года те же политические силы молниеносно приняли решение о… создании консорциума с участием США. А потом и вовсе проголосовали за возможность продажи «трубы» исключительно европейским и американским инвесторам.

Как обычно, это решение сопровождалось пропагандистской трескотнёй про то, что после этого на Украину хлынут потоком гигантские деньги. Но прошло два года, желающих вложиться в умирающую ГТС, требующую для «реанимации» ещё около 6 млрд. долл., так и не нашлось. Теперь же, после объявления Миллером о грядущем демонтаже российской части советских газопроводов, найти их будет невозможно в принципе.
* * *
В настоящее время украинские власти, Евросоюз и США оказывают беспрецедентное давление на Россию с требованием сохранить транзит газа через Украину и не допустить строительства обходных газопроводов. Вплоть до того, что Министерство обороны Украины в 2015 году проводило на территории Евросоюза секретную спецоперацию с целью «дискредитации строительства газопровода «Северный поток-2», а также любого другого сотрудничества с Россией в энергетической сфере».
Главный аргумент состоит в том, что Россия, мол, отказом от использования украинской ГТС осуществляет экономическую агрессию против Украины.

В ответ на эти обвинения на Петербургском экономическом форуме Алексей Миллер предоставил свои аргументы по экономической нецелесообразности транзита через Украину. По его словам, стоимость транзита через «Северный поток-2» составляет 2,1 доллара за тысячу кубометров на 100 километров, в то время как при транзите через Украину этот показатель – 2,5 доллара.

Себестоимость доставки газа из России в Германию по «Северному потоку» в 1,6 раза ниже, чем транзитом через Украину. А дополнительные эксплуатационные затраты по украинскому маршруту за 25 лет составят от 25 до 43 млрд. долл. С учётом тарифов, которые собирается ввести Украина после 2019 года, и расстояния транспортировки «Газпрому» придётся платить в год 8,1 млрд. долл., в то время как доставка таких же объёмов по Nord Stream будет обходиться в 1,3 млрд. в год.
* * *
Но до 2019 года вопрос о том, что делать с зарытыми в землю тысячами километров металлолома не встанет. Как не стоит вопрос, будет ли в этом году Украина закупать российский газ. У неё просто не осталось выбора, поскольку, даже если реверсные поставки из Словакии будут задействованы на полную мощность, «Нафтогаз» до наступления холодов не успеет закачать «европейское» топливо в подземные хранилища в объёмах, необходимых для гарантированных поставок в Европу.

Не стоит больше и вопрос о цене на газ, вокруг которой регулярно устраивают «танцы с бубнами» украинские политики и менеджеры «Нафтогаза». Предложенная главой «Газпрома» цифра устраивает украинскую сторону. Копья ломаются лишь вокруг минимальных объёмов поставки. Точнее, суммы, которую должен заплатить «Нафтогаз», чтобы поставки ему возобновились.

Дело в том, что денег на это у Украины физически нет. На убийство своих же граждан в Донбассе есть, а на тепло для населения – нет. А поскольку Евросоюз ранее имел неосторожность выделить кредит на заполнение украинских ПГХ, то и в этом году украинское руководство решило прокрутить аналогичную аферу: шантажируя европейцев возможностью замёрзнуть в морозы, добиться, чтобы они оплатили газ за Украину.

Решение об этом Европа может принять к осени. Сегодняшняя активность в прессе главы «Нафтогаза» Андрея Коболева вокруг противоречий с «Газпромом» рассчитана не столько на украинскую, сколько на европейскую аудиторию.

Поскольку украинская тема в последнее время оказалась вытеснена из сферы внимания Европы, Киев пытается подогреть интерес к себе самыми различными способами – от масштабных вооружённых провокаций на линии разграничения в Донбассе до скандальных обращений в суды на российского газового монополиста.

Сейчас в Стокгольмском арбитраже находятся иск «Нафтогаза» на «несправедливые» условия контракта о поставках газа Украине, а также встречный иск «Газпрома», требующего исполнения обязательств Украины по объёмам закупки топлива.

Кроме того, «Нафтогаз» требует оплаты за «недоперекачанный» в Европу газ.

Однако если в контракте, заключённом Юлией Тимошенко, предусмотрены штрафные санкции за снижение оговоренных объёмов покупки (принцип «бери или плати»), то аналогичных санкций за снижение объёмов транзита не значится. А выискивание новых поводов для сутяжничества непременно приводит к увеличению суммы по российскому иску, поскольку «Газпром», идя навстречу украинской стороне, испытывающей финансовые трудности, не применял принципа «бери или плати».

Причём российская сторона, даже не исчерпав всех резервов для увеличения суммы иска на нафтогазовские претензии в сумме 11,7 млрд. долл., довела свои требования до 31,4 млрд. и имеет шансы поднять эту сумму до 60 млрд. долларов.
* * *
Разумеется, и украинская власть, и руководство «Нафтогаза» прекрасно понимают, что с «Газпромом» им всё равно придётся договариваться. Либо ЕС будет кредитовать поставки газа на Украину, взимая мзду, которая Киевом будет переложена на кошельки жителей страны.

На днях Минэкономразвития Украины сообщило, что средняя таможенная стоимость импортного природного газа для Украины с 1 по 30 июня текущего года составила 184 долл. за тысячу кубометров, а в целом за год составит приблизительно 202 долл. за тысячу кубометров.

Известно, что со стороны «Газпрома» контрактная цена российского газа для Украины во втором квартале составляла 177 долл., а в третьем квартале 167,57 долл. за тысячу кубов…
  • +0.96 / 24
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!