Китай настаивает на разрешении соответствующих споров между КНР и. Филиппинами в южно-китайском море путем переговоров. Часть 2.
новая дискуссия
Статья
228
II. ИСТОКИ СПОРОВ МЕЖДУ КИТАЕМ И ФИЛИППИНАМИ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ
55. Сутью споров между Китаем и Филиппинами в Южно-Китайском море является территориальная проблема, возникшая из-за незаконного захвата Филиппинами некоторых островов и рифов архипелага Наньша, принадлежащего Китаю. Кроме того, с развитием Международного морского права между Китаем и Филиппинами также возникли споры по вопросам делимитации морских границ в некоторых акваториях Южно-Китайского моря.
1. Незаконные действия Филиппин по захвату китайских островов повлекли за собой споры между Китаем и Филиппинами по поводу архипелага Наньша
56. Границы территории Филиппин установлены целым рядом международных договоров, включая «Парижский мирный договор между США и Испанией» («Парижский договор») от 1898 г., «Договор между США и Испанией о цессии остров, прилегающих к Филиппинскому архипелагу» («Вашингтонский договор») от 1900 г., и «Договор об установлении границ между Британским Северным Борнео и Американскими Филиппинами» от 1930 г.
57. Острова Южно-Китайского моря находятся за пределами территории Филиппин.
58. В 50-х гг. XX века Филиппины пытались претендовать на архипелаг Наньша Китая, но в результате решительного протеста Китая Филиппины прекратили свою деятельность. В мае 1956 г. филиппинец по имени Клома организовал частную экспедицию на архипелаг Наньша, он самовольно назвал некоторые острова и рифы архипелага Наньша «свободным местом». Вслед за этим вице-президент и министр иностранных дел Филиппин Гарсия оказал поддержку действиям Кломы. В связи с этим официальный представитель МИД Китая 29 мая сделал заявление, в котором строго отметил, что «архипелаг Наньша всегда являлся частью территории Китая. КНР осуществляет неоспоримый законный суверенитет над этими островами... недопустимо, чтобы любая страна вторгалась на них под любым предлогом и в любой форме». В то же время тайваньская администрация направила военные корабли в район архипелага Наньша для патрулирования и восстановила свой гарнизон на острове Тайпиндао архипелага Наньша. Позже МИД Филиппин заявил, что филиппинское правительство заранее не было осведомлено о поступке Кломы и не давало ему согласия на подобные действия.
59. Начиная с 70-х гг. XX века Филиппины, используя вооруженную силу, захватили некоторые острова и рифы архипелага Наньша и выдвинули незаконные территориальные претензии. В августе и сентябре 1970 г. Филиппины незаконно захватили остров Махуаньдао и остров Фэйсиньдао; в апреле 1971 г. Филиппины незаконно захватили остров Наньяодао и остров Чжунъедао; в июле 1971 г. Филиппины незаконно захватили остров Сиюэдао и остров Бэйцзыдао, в марте 1978 г. и июле 1980 г. незаконно захватили остров Шуанхуаншачжоу и риф Сылинцзяо. В июне 1978 г. президент Филиппин Маркос подписал Президентский указ № 1596, в котором назвал некоторые острова архипелага Наньша Китая и значительную прилегающую акваторию «архипелагом Калаяан» (в тагальском языке «калаяан» имеет значение «свобода»), учредил «поселок Калаяан» и незаконно включил их в состав территории Филиппин.
60. Филиппины приняли ряд внутренних законодательных актов и заявили претензии на свои территориальные воды, исключительную экономическую зону и континентальный шельф, отдельные из которых вошли в противоречие с китайскими морскими правами и интересами в Южно-Китайском море.
61. Чтобы скрыть факты незаконного захвата некоторых островов и рифов архипелага Наньша, принадлежащих Китаю, и реализовать свои амбиции по расширению территории, Филиппины сфабриковали ряд предлогов, например, якобы «архипелаг Калаяан» не входит в состав архипелага Наньша и является «ничьей землей»; после Второй мировой войны архипелаг Наньша стал «подопечной территорией»; Филиппины захватили архипелаг Наньша исходя из «географической близости» и требований «государственной безопасности»; некоторые острова и рифы архипелага Наньша находятся в исключительной экономической зоне и континентальном шельфе Филиппин; «эффективный контроль» Филиппин над соответствующими островами и рифами уже стал неизменяемым «статус-кво».
2. Незаконные претензии Филиппин не имеют под собой никаких исторических и правовых оснований
62. Претензии Филиппин на территории некоторых островов и рифов архипелага Наньша не имеют оснований ни с точки зрения истории, ни с точки зрения международного права.
63. Во-первых, архипелаг Наньша никогда не являлся частью территории Филиппин. Территориальная граница Филиппин уже установлена рядом международных договоров. США, осуществлявшие в то время господство на Филиппинах, хорошо знают эти факты. 12 августа 1933 г. бывший сенатор Американских Филиппин Лос Рейес направил письмо генерал-губернатору США на Филиппинах Франку Мерфи, и, использовав как предлог географическую близость, заявил, что некоторые острова архипелага Наньша являются составной частью Филиппинского архипелага. Это письмо было передано для рассмотрения Военному министерству и государственному департаменту США. 9 октября 1933 г. госсекретарь США ответил на письмо: «эти острова... находятся далеко от границ Филиппинского архипелага, который получен у Испании в 1898 г.». В мае 1935 г. глава департамента сухопутных сил США Джордж Дерн направил письмо госсекретарю Корделлу Халлу и попросил государственный департамент высказать свое мнение по поводу «обоснованности и уместности» территориальных претензий Филиппин на некоторые острова архипелага Наньша. В меморандуме офиса советника по истории Госдепа США за подписью С. У. Боггса (Samuel Whittemore Boggs, 1884–1954 гг., известный географ Госдепа США – прим. переводчика), было отмечено, что «США не имеют никаких оснований утверждать, что соответствующие острова являются частью Филиппинского архипелага». 20 августа госсекретарь США Корделл Халл написал ответное письмо главе департамента сухопутных сил США Джорджу Дерну, в котором отметил: «острова Филиппинского архипелага, полученные у Испании согласно договору 1898 года, ограничиваются только теми, которые определены в 3-й статье договора»; в то же время, что касается соответствующих островов архипелага Наньша, «следует отметить, что нет никаких свидетельств, которые могут подтвердить, что Испания когда-либо осуществляла суверенитет над любым из этих островов, или заявляла претензии на него». Все эти документы доказывают, что территория Филиппин никогда не включала острова в Южно-Китайском море, этот факт признает международное сообщество, в том числе и США.
64. Во-вторых, заявление о том, что «архипелаг Калаяан» является «ничьей землей», обнаруженной Филиппинами, является необоснованным. Филиппины назвали некоторые острова и рифы архипелага Наньша Китая «архипелагом Калаяан» под тем предлогом, что их граждане якобы «обнаружили» эти острова и рифы в 1956 г. Таким образом Филиппины пытаются, смешивая географические названия и понятия, расчленить архипелаг Наньша. На самом деле географические границы архипелага очерчены ясно и четко, а так называемый «архипелаг Калаяан» Филиппин на самом деле является лишь частью архипелага Наньша Китая. Архипелаг Наньша давно уже стал неотъемлемой частью китайской территории, это вовсе не «ничья земля».
65. В-третьих, архипелаг Наньша не является так называемой «подопечной территорией». Филиппины заявили, что после Второй мировой войны архипелаг Наньша стал «подопечной территорией», суверенитет над ним неопределен. Подобные заявления Филиппин необоснованы с точки зрения закона и фактов. «Подопечные территории» после окончания Второй мировой войны были ясно перечислены в соответствующих международных договорах и соответствующих документах Совета по опеке ООН. Архипелаг Наньша не был включен ни в один из вышесказанных документов, так что это вовсе не «подопечная территория».
66. В-четвертых, «географическая близость» и «государственная безопасность» не являются с точки зрения международного права основаниями для приобретения территории. Часть территории у многих стран мира находится далеко от их основной территории, иногда даже располагается вблизи побережья других стран. Во время колониального правления США на Филиппинах между США и Нидерландами возник конфликт за суверенитет одного из островов вблизи филиппинского архипелага. Территориальные претензии США на этот остров под предлогом «географической близости» были расценены как лишенные оснований с точки зрения международного права. Еще большим бредом выглядит захват чужой территории ради так называемой «государственной безопасности».
67. В-пятых, Филиппины заявили, что некоторые острова и рифы архипелага Наньша находятся в их исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе, так что эти острова и рифы принадлежат Филиппинам или являются составной частью континентального шельфа Филиппин. Такая позиция не что иное, как попытка намерено отрицать территориальный суверенитет Китая, используя понятие юрисдикции по морским делам, установленной в «Конвенции», это идет вразрез с принципом международного права «суша господствует над морем» и вовсе не отвечает принципам и цели «Конвенции». Во введении к «Конвенции» предусматривается: «установить один правовой режим для морей и океанов с должным учетом суверенитета всех государств...». Поэтому приморские государства должны осуществлять юрисдикцию по морским делам при условии уважения территориального суверенитета других государств, нельзя распространять свою юрисдикцию по морским делам на чужую территорию, тем более нельзя использовать эту юрисдикцию, чтобы отрицать суверенитет других стран и посягать на территорию других стран.
68. В-шестых, так называемый «эффективный контроль» Филиппин на основе незаконного захвата является незаконным и недействительным. Международное сообщество не признает так называемый «эффективный контроль», который сформирован на основе захвата с помощью военной силы. Так называемый «эффективный контроль» является наглым, ничем не прикрытым вооруженным захватом Филиппинами некоторых островов и рифов архипелага Наньша Китая, он нарушает Устав ООН и основные принципы международных отношений, что строго запрещено в международном праве. Так называемый «эффективный контроль» Филиппин на основе незаконного захвата не может изменить тот основной факт, что архипелаг Наньша является частью китайской территории. Китай решительно выступает против любой попытки рассматривать захват некоторых островов и рифов архипелага Наньша как «совершившийся факт» или «статус-кво», Китай ни в коем случае не признает это.
3. Развитие институтов Международного морского права вызвало споры между Китаем и Филиппинами по вопросам делимитации морских границ
69. С разработкой и вступлением в силу «Конвенции» споры между Китаем и Филиппинами в Южно-Китайском море постепенно обострялись.
70. На основе исторической практики китайского народа и китайского правительства в течение длительного времени и последовательной позиции китайского правительства всех созывов, согласно внутреннему и международному праву, включая «Декларацию правительства КНР о территориальных водах» от 1958 г., «Закон КНР о территориальных водах и прилегающих к ним зонах» от 1992 г., «Решение Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР об утверждении "Конвенции ООН по морскому праву"» от 1996 г., «Закон КНР об исключительной экономической зоне и континентальном шельфе» от 1998 г. и «Конвенцию ООН по морскому праву» от 1982 г., Китай в Южно-Китайском море имеет внутренние воды, территориальные воды, прилегающую зону, исключительную экономическую зону и континентальный шельф. Кроме того, Китай обладает историческими правами в Южно-Китайском море.
71. Согласно Закону Республики № 387 от 1949 г., Закону Республики № 3046 от 1961 г., Закону Республики № 5446 от 1968 г., Президентскому коммюнике № 370 от 1968 г., Президентскому указу № 1599 от 1978 г. и Закону Республики № 9522 от 2009 г. Филиппины прокламировали внутренние воды, акваторию архипелага, территориальные воды, исключительную экономическую зону и континентальный шельф.
72. В Южно-Китайском море побережья китайской сухопутной территории и филиппинской сухопутной территории находятся друг напротив друга, расстояние между ними немногим менее 400 морских миль. Зоны морских прав и интересов, на которые две страны претендуют, совпадают, поэтому между двумя странами возникли споры по поводу делимитации морских границ.
III. КИТАЙ И ФИЛИППИНЫ УЖЕ ДОСТИГЛИ КОНСЕНСУСА ПО РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ В ЮЖНО-КИТАЙСКОМ МОРЕ
73. Китай решительно защищает суверенитет над островами Южно-Китайского моря, решительно выступает против незаконного захвата Филиппинами китайских островов и рифов, решительно выступает против нарушения Филиппинами, в соответствии с их собственными убеждениями, прав Китая в акваториях, находящихся под китайской юрисдикцией. В то же время, исходя из сохранения мира и стабильности в Южно-Китайском море, Китай сохраняет высокую степень сдержанности, придерживается мирного разрешения споров между Китаем и Филиппинами в Южно-Китайском море, и прилагает неуклонные усилия для этого. Китай неоднократно проводил консультации с Филиппинами по вопросам урегулирования и контроля за разногласиями на море и продвижению делового сотрудничества на море. Стороны достигли важного консенсуса по разрешению споров в Южно-Китайском море путем переговоров и урегулированию разногласий надлежащим образом.
1. Разрешение споров в Южно-Китайском море путем переговоров является общей позицией и обещанием Китая и Филиппин
74. Китай неуклонно прилагает усилия для налаживания дружеских отношений с разными странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, а именно: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности; взаимного ненападения; невмешательства во внутренние дела друг друга; равенства и взаимной выгоды; мирного сосуществования.
75. В июне 1975 г. китайско-филиппинские отношения нормализировались, обе страны в соответствующем коммюнике четко заявили, что правительства двух стран согласились не прибегать к применению силы или угрозе силой, разрешать все конфликты мирным путем.
76. Фактически, инициатива Китая «отложить споры и заниматься совместным освоением» в разрешении проблемы Южно-Китайского моря прежде всего была выдвинута в отношении Филиппин. В июне 1986 г. китайский руководитель Дэн Сяопин во встрече с тогдашним вице-президентом Филиппин Сальвадором Лаурелем отметил, что архипелаг Наньша принадлежит Китаю. В то же время по поводу существующих разногласий он заявил, что «можно отложить эту проблему и принять вариант совместного освоения. Отложим проблему на какое-то время, а через несколько лет снова соберемся вместе и найдем вариант решения вопроса, приемлемый для всех сторон. Эта проблема не должна препятствовать дружеским отношениям Китая с Филиппинами и другими странами». В апреле 1988 г. на встрече с президентом Филиппин Корасон Акино Дэн Сяопин повторил, что «в решении вопросов архипелага Наньша Китай больше, чем кто бы то ни было имеет право слова. Архипелаг Наньша исторически является частью китайской территории, и долгое время это не вызывало сомнений у мировой общественности», «с учетом развития дружеских отношений между двумя странами проблему Наньша можно временно отложить и прибегнуть к варианту совместного освоения». После этого в разрешении споров, связанных с Южно-Китайским морем, и развитии двусторонних отношений со странами, находящимися по периметру Южно-Китайского моря, Китай неизменно придерживается идеи Дэн Сяопина: «суверенитет принадлежит Китаю, отложим споры и займемся совместным освоением».
77. Начиная с 80-х гг. XX века, Китай выдвинул ряд предложений и инициатив по урегулированию и разрешению споров между Китаем и Филиппинами в Южно-Китайском море путем переговоров. Он много раз заявлял о своем суверенитете над архипелагом Наньша, излагал позицию разрешения споров в Южно-Китайском море мирным путем и инициативу «отложить споры и заняться совместным освоением», четко отмечая, что Китай выступает против вмешательства внешних сил, а проблемы Южно-Китайского моря не должны интернационализироваться, подчеркивая, что не следует позволять спорам влиять на развитие отношений между двумя странами.
78. В июле 1992 г. на 25-м заседании Совета министров иностранных дел АСЕАН в Маниле была принята «Декларация АСЕАН о проблеме Южно-Китайского моря». Китай заявил об одобрении соответствующих принципов, изложенных в этой декларации. Китай неизменно придерживается мирного разрешения территориальной проблемы, связанной с некоторыми островами и рифами архипелага Наньша, путем переговоров, выступает против применения силы, и готов, когда созреют условия, проводить переговоры с соответствующими странами о том, как «отложить споры и заняться совместным освоением».
79. В августе 1995 г. Китай и Филиппины опубликовали «Совместное заявление КНР и Республики Филиппины о консультациях по проблеме Южно-Китайского моря и сотрудничеству в других сферах», заявив, что «споры должны разрешаться странами, имеющими непосредственное отношение к делу», «обе стороны обещают постепенно продвигать вперед сотрудничество и в конце концов разрешить споры между двумя сторонами путем переговоров». После этого Китай и Филиппины подтвердили соответствующие договоренности по разрешению проблемы Южно-Китайского моря путем двусторонних переговоров и консультаций в ряде двусторонних документов, например, в «Совместном коммюнике Китая и Филиппин на заседании рабочей группы для создания мер по укреплению доверия» от марта 1999 г., «Совместном заявлении правительств КНР и Республики Филиппин о рамках двустороннего сотрудничества в XXI веке» от мая 2000 г.
80. В ноябре 2002 г. Китай и 10 стран АСЕАН подписали «Декларацию о поведении сторон в Южно-Китайском море», в которой стороны торжественно обещали, что «согласно принципам общепринятого международного права, включая “Конвенцию ООН по морскому праву” от 1982 г., суверенные государства, имеющие непосредственное отношение к делу, будут разрешать территориальные споры и споры о юрисдикции мирными способами, путем дружеских консультаций и переговоров, не должны прибегать к силе или применять угрозу силой».
81. После этого Китай и Филиппины подтвердили свои торжественные обещания, сделанные в «Декларации», в ряде двусторонних документов, например, в «Совместном информационном коммюнике правительств КНР и Республики Филиппины» от сентября 2004 г.; «Совместном заявлении КНР и Республики Филиппины» от сентября 2011 г.
82. Вышеперечисленные двусторонние документы, подписанные Китаем и Филиппинами, и положения «Декларации» доказывают, что Китай и Филиппины достигли следующих консенсусов и дали следующие обещания по поводу разрешения споров в Южно-Китайском море: во-первых, споры должны быть разрешены между суверенными странами, имеющими непосредственное отношение к делу; во-вторых, разрешать споры надо на основе равноправия и взаимного уважения, путем переговоров и консультаций; в-третьих, суверенные государства, имеющие непосредственное отношение к делу, должны в соответствие с общепринятыми принципами международного права, включая «Конвенцию ООН по морскому праву» от 1982 г. «в результате окончательных переговоров разрешать двусторонние споры».
83. Китай и Филиппины многократно заявляли о разрешении споров путем переговоров, и много раз подчеркивали, что соответствующие переговоры должны проводиться между суверенными странами, имеющими непосредственное отношение к делу. Вышесказанные положения уже явно породили эффект, в соответствии с которым способ разрешения споров через третью сторону должен быть исключен. Особенно «Совместное заявление» от 1995 г., в котором предусматривается, что «споры между двумя сторонами должны разрешаться путем окончательных переговоров», здесь слово «окончательных», безусловно, подчеркивает, что «переговоры» – единственный возможный способ для разрешения споров, избранный двумя сторонами, и исключается любой другой способ, в том числе разрешение споров с привлечением третьей стороны. Вышеуказанные консенсусы и обещания сформировали соглашение между Китаем и Филиппинами о способе разрешения споров в Южно-Китайском море, исключающем участие третьей стороны. Необходимо соблюдать это соглашение.
2. Надлежащим образом регулировать и контролировать споры в Южно-Китайском море – общая позиция Китая и Филиппин
84. Китай неизменно настаивает на том, что стороны должны регулировать и контролировать споры путем разработки правил и улучшения механизма, осуществления практического сотрудничества и занятия совместным освоением, создавая таким образом благоприятную атмосферу для окончательного разрешения споров в Южно-Китайском море.
85. После 90-х гг. XX века Китай и Филиппины достигли ряда консенсусов по урегулированию и контролю за спорами: во-первых, сохранять сдержанность в вопросах, связанных со спорами, не совершать действий, которые могут вызвать эскалацию ситуации; во-вторых, урегулировать и контролировать споры с помощью механизма двусторонних консультаций; в-третьих, продвигать морское практическое сотрудничество и совместное освоение; в-четвертых, не позволять спорам влиять на здоровое развитие двусторонних отношений и мир и стабильность в регионе Южно-Китайского моря.
86. Китай и Филиппины в «Декларации» также достигли консенсуса по следующим вопросам: сохранять самообладание, не предпринимать действий, которые могут вызвать осложнение ситуации, ее эскалацию и повлиять на мир и стабильность в регионе; перед мирным разрешением территориальных споров и споров о юрисдикции, руководствуясь духом сотрудничества и взаимопонимания, стараться искать различные пути создания взаимодоверия; обсудить возможности и развернуть сотрудничество в таких сферах, как защита морской экологии, проведение морских научных исследований, обеспечение безопасности морского судоходства и морских путей сообщения, поиск и спасение на море, борьба с трансграничной преступностью.
87. Китай и Филиппины достигли позитивных сдвигов в урегулировании и контроле разногласий, осуществлении практического сотрудничества на море.
88. В марте 1999 г. Китай и Филиппины провели первое заседание рабочей группы для создания мер по укреплению доверия в Южно-Китайском море. В «Совместном коммюнике Китая и Филиппин на заседании рабочей группы для создания мер по укреплению доверия в Южно-Китайском море» две страны отметили: «обе стороны обещали разрешать споры мирным путем, прибегая к консультациям, в соответствии с общепринятыми принципами международного права, включая “Конвенцию ООН по морскому праву”... стороны согласились сохранять сдержанность, не предпринимать действия, которые могут вызвать эскалацию ситуации».
89. В апреле 2001 г. в «Совместном информационном заявлении 3-го заседания экспертной группы для создания мер по укреплению доверия» Китай и Филиппины отметили: «две стороны осознали, что механизм двусторонних консультаций, сформированный между двумя странами для обсуждения способов сотрудничества в Южно-Китайском море, является плодотворным, достигнутое взаимопонимание и консенсус играют конструктивную роль в сохранении здорового развития китайско-филиппинских отношений и поддержания мира и стабильности в регионе Южно-Китайского моря».
90. В сентябре 2004 г. в присутствии лидеров Китая и Филиппин Китайская национальная морская нефтяная корпорация и Филиппинская национальная нефтяная корпорация подписали «Соглашение о совместных океанолого-сейсмологических работах в некоторых акваториях Южно-Китайского моря». С согласия Китая и Филиппин в марте 2005 г. национальные нефтяные корпорации Китая, Филиппин и Вьетнама подписали «Трехстороннее соглашение о совместных океанолого-сейсмологических работах в зоне соглашения Южно-Китайского моря». Они достигли договоренности о том, что в трехлетний срок действия соглашения нефтяные корпорации трех стран будут осуществлять сбор и обработку определенного количества двухмерных и трехмерных сейсмических данных, перерабатывать существующие двухмерные сейсмические данные, проводить исследования и оценку состояния нефтяных ресурсов в зоне соглашения. В «Совместной декларации КНР и Республики Филиппины» от 2007 г. отмечено: «две стороны считают, что трехсторонние совместные океанолого-сейсмологические работы в Южно-Китайском море могут служить примером сотрудничества в регионе. Две стороны согласились, что можно обсудить возможность повысить трехстороннее сотрудничество в следующей стадии на более высокий уровень, и тем самым укрепить благоприятную тенденцию создания взаимодоверия в регионе».
91. К сожалению, из-за отсутствия у филиппинской стороны желания сотрудничать, китайско-филиппинские заседания рабочей группы для создания мер по укреплению доверия были приостановлены, а трехсторонние совместные океанолого-сейсмологические работы Китая, Филиппин и Вьетнама в Южно-Китайском море не смогли продолжаться.