Как стало известно, на Украине случилась очередная «недокатастрофа».
Как сообщает пресс-служба Минэнерго Украины, на первом энергоблоке Хмельницкой АЭС обнаружили протечку в парогенераторе, энергоблок отключен от сети до двадцать четвертого июля.
Радиационная обстановка в районе станции вполне нормальная, отклонения от фоновых естественных значений не наблюдается. Второй энергоблок на Хмельницкой работает в штатном режиме.
…Тревожно не это.
Только за первую половину 2016 года на атомных станциях Украины произошло девять серьёзных аварий, это – уже десятая.
Так, в частности, в начале мая от энергосети дважды отключали четвертый энергоблок Запорожской АЭС. Сначала, как сообщало украинское Министерство энергетики, для устранения негерметичности газовой системы. Потом, через две недели, из-за «срабатывания защиты». Которая, кстати, в том же месяце срабатывала и на Южно-Украинской АЭС (официальная причина «ошибка персонала»), в результате чего на ней отключился второй энергоблок. Да и вообще, по данным все того же украинского Минэнерго, на атомных станциях Украины в течение последнего года ни разу не работало в штатном режиме более, чем две трети от общего количества энергоблоков. И это, увы, к сожалению, людям более или менее профессиональным много о чем говорит.
И дело тут даже не в американских ТВЭЛах от активно склоняемой всеми по делу и не по делу WestinghouseElectric Company. Хотя, чисто с точки зрения «пугающей журналистики катастроф» ее бы, наверное, и было бы довольно выгодно «прицепить». Проблема в том, что дела обстоят значительно хуже, чем кажутся, и без всякого залетного «Вестингауза», к сожалению, увы.
Дело в том, что едва ли не половина энергоблоков атомной генерации «незалэжной» выработала свой проектный и эксплуатационный ресурс. И, тем не менее, эти энергоблоки продолжают эксплуатироваться.
Более того.
Уже к концу 2018 года на Украине будет выработан ресурс десяти энергоблоков из существующих пятнадцати, и никаких перспектив их замены или остановки, разумеется, даже и не предусматривается, не до того.
Соответственно, вал аварийных ситуаций в ядерной энергетике огромной территории, граничащей как с Европейским союзом, так и с Российской Федерацией, будет только нарастать, даже если не принимать во внимание опасные эксперименты с не совсем кондиционными, зато политически правильными американскими ТВЭЛ.
Довольно критичной становится ситуация и с кадрами: наиболее квалифицированные специалисты либо уже перебрались либо усиленно поглядывают в сторону российского «Росатома». С ним украинская генерация не может конкурировать по уровню зарплат и объемам социальных пакетов для работников просто по определению, и куда их довольно охотно берут.
К слову говоря, нет ничего удивительного: ситуация в украинской энергетике аховая далеко не только в «мирном атоме». В тепловой генерации дело обстоит еще хуже: достаточно сказать, что уже будет скоро полвека, как на ТЭС Украины не введен в эксплуатацию ни один новый энергоблок. Выработка ресурса там уже сейчас превышает более девяноста (!) процентов мощностей: «клятые коммуняки» строили, безусловно, здорово и прочно, но всему существует предел. Но у украинской теплогенерации перед украинской атомной генерацией при этом есть одно ярко выраженное конкурентное преимущество: так громко и ощутимо для соседей там точно не «рванет».
И, как это цинично ни прозвучит, и для ЕС, и для Российской Федерации это намного важней. Дмитрий Лекух