Украина и украинско-российские отношения
207,019,929 349,462
 

  Boris Bakhterev ( Специалист )
20 июл 2016 15:34:15

Ситуация с углем на Украине

новая дискуссия Аналитика  2.705

Некоторое время назад на Украине возникла проблема с запасами угля электростанциях. Например: На Украине резко сократились запасы угля. Проблема - настолько серьезная, что Министр энергетики съездил в ДНР под видом журналиста.
.
Внимание, вопрос №1: что случилось? Что является причиной снижения запасов? Версии: рост потребления угля в связи с ростом производства или в связи с ростом угольной генерации в результате остановки ряда блоков АЭС; увеличение экспорта; снижение импорта.
Правильный ответ:

Источник: Промышленные грузы.
Совершенно очевидно, что уже в апреле существенно сократился импорт, а с мая и внутренние перевозки. Внутренние перевозки - это преимущественно ЛДНР, импорт - это Россия и тоже ЛДНР.
.
Допустим, Россия просто сократила экспорт на Украину в порядке экономического давления. Для России объемы экспорта на Украину несущественны. Но тогда, внимание, вопрос №2: что делает с углем ЛДНР?
Первое, масштабы. ДНР добывает примерно 1 млн. тонн угля в месяц:

Источник: Министерство энергетики и угля ДНР
Интересно, что данные за июнь до сих пор не опубликованы, хотя обычно публикуются в первых числах месяца. Видимо, есть причина попридержать информацию.
Сколько добывается угля в ЛНР - неизвестно, рискну предположить, что порядка 200-400 тыс. тонн. Какое-то количество угля расходуется на собственные нужды, в том числе на собственные ТЭС. Сколько - не знаю, но опять же рискну предположить, что свободного угля в ЛДНР около 1 млн. тонн (250 тыс. тонн в неделю) или даже больше. Куда он может уходить?
Второе, куда этот уголь можно вывести? Российские порты Азово-Черноморского бассейна: Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Ростов, Усть-Донецк, Ейск, Азов, Темрюк. Объемы перевалки угля в них были: в феврале - 630 тыс. тонн, в марте - 640 тыс. тонн. "Растолкать" через них 1 млн. тонн, вероятно, непросто. Даже меньшие объемы должны быть заметны в статистике ж. д. перевозок.
Здесь нужна одна оговорка. Теоретически, уголь можно вести не только по ж. д., но и автотранспортом. Могу себе представить, как везут уголь из Донбасса в Таганрог, Ростов или Азов. Но уже очень сомневаюсь в экономической обоснованности таких перевозок уже в Ейск. Я вижу расхождение между помесячными данными перевалки в портах и еженедельными данными отгрузки на припортовые ж. д. станции. Разница может объясняться перевалкой угля, доставленного автотранспортом. Расхождение, очень приблизительно, для февраля - 40 тыс. тонн, для марта - 90 тыс. тонн. Очень приблизительно - потому что месяц - это не четыре недели, ежеквартальные и ежемесячные периоды не совпадают. Кроме того, расхождение может объясняться изменением запасов.
С учетом всех сделанных оговорок рискну выдвинуть следующее предположение:

Вверху - график сокращения запасов угля на электростанциях по данным Минэнерго Украины. Внизу - недельные отгрузки РЖД на припортовые станции. В первом приближении - это объемы экспорта через российские порты. Получается, что снижение поставок на Украину донбасского угля по времени совпадает с ростом экспорта через российские порты. Внутренние перевозки угля по украинской ж. д. сократились на 1 млн. тонн в месяц (т. е. отгрузки донецкого угля практически прекратились). В то же время экспорт через российские порты вырос на 50-100 тыс. тонн в неделю или на 200-400 тыс. тонн в месяц. Кроме того, 100-200 тыс. тонн угля могло уйти в Таганрог и Ростов автотранспортом.
Получается, что ЛДНР сумело "пристроить" мимо Украины почти половину своего угля? Это было бы очень крупным успехом и объяснило бы, почему ЛДНР может себе позволить переговоры с позиции силы.
Как это можно проверить?
Уголь в Россию может вывозиться по двум веткам ж. д.: через Свердловск-Краснопартизанск-Гуково и Иловайск-Амвросиевка-Успенка. 1 млн. тонн делим на 70 тонн = 14 тыс. вагонов, делим, допустим, на 50 = 280 составов в месяц или 9-10 в сутки. Если вывозится, как у меня получилось, около половины угля, то должно наблюдаться в среднем по два-три состава по каждой ветке. В принципе, это может быть заметно.
  • +1.65 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (16)
 
 
  Карел ( Специалист )
20 июл 2016 17:33:19


Можно еще рассмотреть грузооборот портов Азово -Черноморского бассейна за отчетный период 16 года. Особенно уделяя внимания портам приближенным к месту событий...
Цитата: ЦитатаРост грузооборот в порту Новороссийск составил 2,3% относительно января-мая 2015 года до 55,19 млн тонн. Порт Ростов-на-Дону нарастил перевалку грузов на 33,4% до 4,55 млн тонн, Азов - на 25,4% до 2,25 млн тонн, Ейск - на 19% до 1,44 млн тонн, Тамань - на 14% до 5,17 млн тонн, Кавказ - на 4,4% до 9,04 млн тонн.
Порт Геленджик сократил перевалку грузов на 71,3% до 0,05 млн тонн, Таганрог - на 24,2% до 0,84 млн тонн, Темрюк - на 17,6% до 1,01 млн тонн, Туапсе - на 2,1% до 10,43 млн тонн.
ссылка

Просмотрел бегло... Основной прирост по портам дало зерно. Но кое-что таки есть... Новороссийск прирост по экспорту угля не дал.
Ростов -на -Дону...
Цитата: ЦитатаОбработка выросла...  ...угля и кокса навалом — на 23,8% до 334 тыс. тонн ссылка

Азов...
Цитата: ЦитатаВ номенклатуре грузов традиционно преобладали зерновые, нефтепродукты и уголь. Объем перевалки зерновых увеличился на 48,7% - до 1 млн 822 тыс. тонн. Напротив, объем обработки нефтепродуктов сократился на 9,7% - до 763 тыс. тонн, угля - на 32,3% до 168 тыс. тонн ссылка

Ейск...
Цитата: ЦитатаОбработка зерна и продуктов перемола увеличилась на 30,4%, до 428,1 тыс. тонн, каменного угля и кокса — на 21,8% до 190,7 тыс. тонн ссылка

Данных по порту Тамань не нашел, но думаю, что его роль в возможной транспортировке угля ДЛНР вряд ли может быть существенной. Далеко и неудобно, да и цели изначально этого порта были другие, а порт Кавказ роста по экспорту угля не дал.
На всякий случай посмотрел из снизивших экспорт порт Таганрог и Темрюк, как наиболее приближенные к месту событий. И что же Таганрог...
Цитата: ЦитатаОбъем обработки нефтепродуктов сократился на 46,1% - до 230,9 тыс. тонн, угля - на 7,8% до 229,1 тыс. тонн, черных металлов - в 12,5 раза до 15,3 тыс. тонн. Напротив, увеличилась перевалка зерновых - на 67,3% до 317,4 тыс. тонн. ссылка

Темрюк...
Цитата: Цитатаобъем перевалки угля уменьшился на 18,9% до 363 тыс. тонн

И Туапсе за 1 квартал...
Цитата: ЦитатаТакже в отчетном периоде сократилась перевалка угля – на 5% до 0,653 млн тонн



Вывод... Не катит версия. Экспорт угля из портов РФ на юге остался примерно на том же уровне, как и в 15 году и даже уменьшился. Если и уходит уголь из ДЛНР на экспорт, то вряд ли этим путем. 
  • +0.32 / 11
  • АУ
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
20 июл 2016 19:31:16

Экспорт угля из России - 144 млн. тонн (2015 г.) или в среднем 12 млн. тонн в месяц, но реально может колебаться очень значительно, например в 2014 г. было: январь - 9,4 до октябрь - 13,9. Поэтому сопоставления с тем же периодом прошлого года нам ничего не дают. 1 млн. тонн в месяц, который мы пытаемся "поймать" можно не разглядеть среди этих колебаний.
Большинство данных, которые Вы нашли по портам, относятся к 3-4-5 месяцам 2016 г., а интересующие нас процессы начались в мае, т. е. либо вообще не отразились в этих данных, либо едва-едва отразились в данных Азова и Таганрога.
Тем не менее, данные полезные, поскольку позволяют сопоставить отгрузки Ж. Д. с перевалкой в портах. Я это смог сделать только по двум месяцам. Почему я работаю со статистикой ж. д.? Потому что у меня нет доступа к той части сайта "Промышленных грузов", где лежит статистика по морским перевозкам, а самый свежий "бумажный" номер - за май с данными по февралю и марту Грустный. Сопоставляем Ваши данные и ж. д. статистику:

Подтверждается, что данные ж. д. статистики "в первом приближении" и есть экспорт. Подтверждается, что расхождение может объясняться не только поставкой автотранспортом, но и просто изменением запасов - в Туапсе и Ростов явно по ж. д. привезли больше, чем смогли переработать за тот же период.
.
До сих пор мне не попадались сообщения, что уголь из ЛДНР в Россию вывозят по ж. д. Про самосвалы - читал, но это не те объемы. Теперь понятно, в какую сторону нужно смотреть: 9-10 составов с углем в сутки - это практически весь уголь Донбасса.
Вот уже какие-то полевые наблюдения Улыбающийся:

Сегодня в 17:12
Последнее время езжу в Луганск через Гуково-Червонопартизанск-Свердловск, всегда попадаю на проходящий состав с углем, и состояние путей стало лучше в последнее время....
  • +0.31 / 6
  • АУ
 
 
 
  Карел ( Специалист )
20 июл 2016 20:23:39

По порядку....
Цитата: ЦитатаЭкспорт угля из России - 144 млн. тонн (2015 г.) или в среднем 12 млн. тонн в месяц, но реально может колебаться очень значительно, например в 2014 г. было: январь - 9,4 до октябрь - 13,9. Поэтому сопоставления с тем же периодом прошлого года нам ничего не дают. 1 млн. тонн в месяц, который мы пытаемся "поймать" можно не разглядеть среди этих колебаний.

А нам не надо весь экспорт отслеживать, а сравнить его с прошлым годом в портах того же а-ч бассейна. Если в прошлом году экспорт угля через эти порты за тоже время составлял 2 млн т примерно, то его удвоение не заметить было бы сложно.
Цитата: ЦитатаБольшинство данных, которые Вы нашли по портам, относятся к 3-4-5 месяцам 2016 г., а интересующие нас процессы начались в мае, т. е. либо вообще не отразились в этих данных, либо едва-едва отразились в данных Азова и Таганрога.

Интересующие нас процессы начались в апреле. Но даже если брать май и июнь, то и в Азове и Таганроге шло серьезное падение экспорта угля за это время. В общей сложности экспорт через Азов и Таганрог снизился, более чем на 100 тыс тон и составил всего 397 тыс тонн. Странное совпадение... Это ведь самые близкие к ДЛНР порты и по Вашему предположению экспорт должен был расти. Куда же 2 млн тонн угля за эти два месяца делись? Неужели их увезли куда -нибудь в Геленджик?

С остальным согласен, в принципе, но еще раз хочу подчеркнуть - судя по имеющимся данным, через а-ч бассейн уголь ДЛНР не вывозят. Поезда идут. Возможно, они идут на Балтику, если договорились с кем то из северян. Сегодня видел, что экспорт угля на Балтике вырос в этом году за первое полугодие. Но а-ч это вряд ли. 1 млн тонн в месяц для а-ч слишком заметная цифра. Если инфу не скрывают, естественно. Но думаю это вряд ли.
  • -0.11 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
21 июл 2016 12:29:21

Азовское и Черное моря - это второстепенное направление экспорта российского угля.
28 неделя 2016 г., всего экспортные погрузки в сети РЖД - 3259 тыс. тонн, в том числе: Балтийское море - 870 тыс., Дальний Восток - 1527 тыс., Азовско-Черноморский бассейн - 279 тыс., Северный бассейн - 287 тыс., остается 296 млн. - это может быть изменение запасов, экспорт по ж. д. на Украину и в Китай. Вычитать перевозки через порты 28-й недели лучше бы, учитывая время в пути, из объемов погрузки 27-й недели (3076 тыс. тонн), но это детали. Важно, что в зависимости от коньюктуры российские угольщики, перенаправив всего несколько процентов своего экспорта с Балтики или дальнего Востока могут "нарисовать" кратное увеличение объемов перевалки на Черном море. Кто сейчас вспомнит, почему в начале 2015 г. были такие отгрузки из российских портов? И куда из них уходил уголь? Может в Одессу? Я не полагаюсь на эти цифры как на доказательство.
Я увидел, что в июне (все-таки в июне, а не в мае) рухнули (на 1 млн.) погрузки угля в сету Украинской ж. д. и это совпало с некоторым (примерно на 250 тыс.) ростом отгрузок в сторону российских портов АЧБ. Но ниоткуда не следует, что в мае через порты прошло 600 тыс. тонн российского угля, а в июне 600 тыс. российского + 250 тыс. донбасского. Кузбасский уголь вообще везти на Черное море неудобно, поэтому весь грузооборот российских Черноморских портов в июне теоретически мог быть донбасским. Российские экспортеры просто перенаправили эти жалкие 600 тыс. тонн (около 5%) на другое направление. Увидеть это в статистике мы никак не сможем.
.
Проверить мое предположение можно только непосредственно наблюдением: сосчитав, сколько вагонов с углем выходит из ЛДНР по двум веткам.
  • +1.07 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
  Карел ( Специалист )
21 июл 2016 13:39:56
Сообщение удалено
Карел
28 июл 2016 01:24:23
Отредактировано: Карел - 28 июл 2016 01:24:23

  • +0.03
 
 
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
22 июл 2016 10:21:36

1. В 2015 г. всего в России добыча угля - 373 млн. тонн: СибФО - 302,1 млн. тонн (в т. ч. Кузбасс - 216 млн. тонн).
Из 373 млн. внутреннее потребление - 174 млн. тонн, экспорт - 151 млн. тонн, в т. ч. 103 млн. тонн ушло через порты, 48 млн. тонн - по железной дороге. Минэнерго РФ
Кузбасс - основной экспортный потенциал. Кузбасс расположен почти на одинаковом удалении что от балтийских, что от дальневосточных портов. Из Луганска уголь на ДВ не повезут. Но Кузбасс легко перенаправит несколько млн. тонн на ДВ (или на Балтику), освободив место в черноморских портах для донбасского угля. Я не знаю, происходит ли такое, но это возможно.
2. Такой маневр наши угольщики могут сделать по просьбе Минэнерго. Турция - менее 8% нашего экспорта, в Турцию уголь экспортировал Донбасс, поэтому наши ничего не потеряют, если "уступят" черноморские порты ЛДНР. Я не знаю, происходит ли такое. Но это возможно.
3. В первом полугодии 2016 г. отгрузки через черноморские порты России сократились по сравнению с тем же периодом 2015 г. Мы не знаем: были ли объемы 2015 г. аномально высокими или сейчас они аномально низкие. Про это я и написал: "кто сейчас вспомнит", почему такие отгрузки были год назад? Может быть Россия усиленно замещала украинский уголь, который в 2014 г. шел из Мариуполя? Я не знаю, как интерпретировать динамику "год к году", поэтому смотрю только последние месяцы.
4.

В апреле-мае недельные отгрузки колеблются чуть выше 150 тыс. тонн, что дает 640-660 тыс. тонн в месяц. Начиная с 22 недели (последние числа мая - начало июня) отгрузки увеличиваются до более 200 тыс. в неделю, в пересчете на месяц - это 900 тыс. в месяц. Вот у меня и получается +250 тыс. тонн.
5. "Перенаправить" может Кузбасс. Ж. д. тариф за тонну из Кузбасса в Усть-Лугу/ Высоцк -1160 руб., в Ванино - 1360 руб., в Восточный - 1390 руб. разница в 3-4  доллара с тонны компенсируется разницей цен и стоимостью портовых услуг.
Азовские порты нашим вообще не очень интересны - они мелководные, фрахт из них дороже, поэтому возить из них имеет смысл тоже только в мелководные. Т. е. это "мелкий опт". А Донбассу они подходят - они и так возили из Мариуполя.
.
Данные нашей ФТС за июнь еще отсутствуют. Данные по импорту угля с Украины за предыдущие месяцы следующие:

май        - 111 673 т.
апрель   - 128 875 т.
март       - 112 806 т.
февраль   - 45 456 т.
январь     - 32 639 т.
декабрь  - 144 617 т.
ноябрь    - 127 796 т.
октябрь   - 149 844 т.
сентябрь - 167 498 т.
август     - 164 989 т.
Цифры согласуются с украинской статистикой, ничего не доказывают, ничего не опровергают. Я думаю, в эти цифры попадает уголь, который из ЛДНР вывозят украинские юрлица, возможно, чтобы потом ввести как импорт из России.
Если в июне в статистике ФТС будет больше 500 тыс., мы скажем - "вот оно!" Если будут те же 100-150 тыс. тонн, то ничего не скажем - я сомневаюсь, что ввоз угля юрлицами ЛДНР фиксируется как импорт с Украины.
.
Но куда-то он точно вывозится. Новость Минугля ДНР от 27/06/2016:
Цитата: :На сегодняшний день наметилась тенденция на улучшение в таком злободневном вопросе как погашение задолженности по заработной плате на государственных предприятиях угольной промышленности.   Министерство угля и энергетики ДНР при поддержке Главы Республики разработало Программу по поэтапному снижению долгов и с весны 2016 года старается направлять на выплату заработных плат суммы, которые превышают  месячный фонд оплаты труда (ФОТ). Так, в апреле в госсекторе углепрома было выплачено 121,3% от ФОТ, в мае – 105,5%, за 21 день июня эту цифру уже удалось довести до 138,8% от начисленного фонда оплаты.
Полностью - здесь.

Откуда бы деньги в июне, если бы они остановили отгрузки на Украину в конце мая?
  • +0.87 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Петр+ ( Слушатель )
22 июл 2016 11:15:48

ИМХО, это было бы логично. Нельзя позволить ситуации на Украине стабилизироваться, т.к. тогда решение проблемы Донбасса затянется надолго. Но возможности экономического воздействия почти исчерпаны, новые будут готовы в 2018-2019 годах, а украинская экономика очевидно стабилизируется. Поэтому введены ограничения на транзит и вероятно используется фактор угля.
  • +0.09 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  zap ( Специалист )
22 июл 2016 11:44:33

Все Ваши размышления основаны на одном простом допущении: что статистика отражает всю реальностьУлыбающийся
Но где гарантия, что донбасский уголь не проходит отдельной строкой в отдельном журнале в отдельной комнате отдельного здания порта?Подмигивающий
Поэтому вряд ли Вы по статистике что-нибудь нащупаете...
  • +0.19 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
22 июл 2016 14:00:53

Я это понимаю, поэтому, например, пишу: "Проверить мое предположение можно только непосредственно наблюдением: сосчитав, сколько вагонов с углем выходит из ЛДНР по двум веткам.Вчера в 11:29
В то же время, совсем избежать статистического учета невозможно. Пусть появление донбасского угля в России мы пока обнаружить не можем, но его исчезновение на Украине уже фиксируется украинской статистикой: 20 июля 2016, 14:34:15 (данные по ж. д. перевозкам) и Сегодня в 12:39 (данные по промпроизводству).
  • +0.34 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  zap ( Специалист )
22 июл 2016 16:56:19

В наших данных по жд перевозках тоже фиксируется увеличение перевозки именно угля.

Цитата: ЦитатаПо данным ОАО «РЖД» объем внутренних грузоперевозок в I полугодии 2016 года составил 390 630 тыс. т, что на 2,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Положительная динамика достигнута за счет наращивания объемов внутрироссийских перевозок угля до 84 747 тыс. т (+1,6% в годовой динамике), [...]

Отсюда
  • +0.33 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Карел ( Специалист )
22 июл 2016 13:25:25
Сообщение удалено
Карел
22 июл 2016 22:20:13
Отредактировано: Карел - 22 июл 2016 22:20:13

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
  stranger1234 ( Слушатель )
22 июл 2016 18:17:12

камрад... Все что ты пишите высосано из пальца...Есть такое понятие мака угля...В востояном донбассе угли специфичные - антрациты...Они загораются плохохо, но горят хорошо,  а еще они очень редкие, посему врядли где-то за рубежом кому-то нужны в больших масштабах...Коксующиеся конечно имеют экспортный потенциал, но окромя Засядько и шахт краснодона (ну еще по ложке в макеевке и остальных шахтах донецка - а там везде свои проблемы) его добывают по сути негде...
  • +0.20 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  zap ( Специалист )
22 июл 2016 18:20:18
Сообщение удалено

22 июл 2016 19:31:43

  • +0.00
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  stranger1234 ( Слушатель )
22 июл 2016 18:24:59

ТОлько на новочеркасской ГРЭС - но там и своего хватает...Остальное потребление исключительно на отопление (да и то  соговорками на низкую реакционную способность о чем сказал выше)- но в россии в последние 5-7 лет (и даже в ростовской области масссово села перевели на газ...И заменить невозможно - ибо для антрацитовых углей другие топки
  • +0.12 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Boris Bakhterev ( Специалист )
22 июл 2016 20:17:18

Во-первых, весь украинский антрацит добывался в Донбассе, но в Донбассе добывается не только антрацит. Сколько какого угля добывалось или добывается сейчас данных, к сожалению нет. Но можно посмотреть вот это - Информация по объектам государственной собственности угледобывающей промышленности, подлежащих приватизации в 2012-2014 годах в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 19.09.2012 № 987 и убедиться, что в Донбассе полно и "Г", и "Д", "Ж".
Во-вторых, антрацит, конечно уголь специфический. Спроектированная под "А" украинская ТЭС работать на "Г" или "Д" не будет, а донбасский антрацит в смеси, думаю, сгорит в любой ТЭС.
Если даже я не прав, то в-третьих, антрацит - редкая марка, но не настолько. Вот утверждается, что Китай импортирует антрацита на $2,4 млрд. в год, Южная Корея - на $0,9 млрд, Япония - на $0,6 млрд. Везут они его из ЮАР. Следующая в списке импортеров - Бельгия, $267 млн. Новороссийск к Бельгии даже ближе, чем Ричардс-Бей. А еще пишут (Вики и не только), что "в настоящее время антрацит, помимо использования в энергетике, применяется для чёрной и цветной металлургии, а также для производства адсорбентов, электродов, электрокорунда, микрофонного порошка. Антрациты UHG используются в качестве заменителя кокса и коксовой мелочи (в составе смеси с коксом) в доменных печах при пылеугольном вдувании (PCI), в производстве агломератов железной руды, железорудного окатыша, электродов."
Поэтому я все-таки надеюсь, что куда пристроить уголь Донбасса все-таки нашли. 
  • +0.54 / 9
  • АУ
 
  Andranik65 ( Слушатель )
20 июл 2016 18:12:41
Сообщение удалено

20 июл 2016 22:16:43

  • +0.69