Некоторое время назад на Украине возникла проблема с запасами угля электростанциях. Например:
На Украине резко сократились запасы угля. Проблема - настолько серьезная, что
Министр энергетики съездил в ДНР под видом журналиста.
.
Внимание, вопрос №1: что случилось? Что является причиной снижения запасов? Версии: рост потребления угля в связи с ростом производства или в связи с ростом угольной генерации в результате остановки ряда блоков АЭС; увеличение экспорта; снижение импорта.
Правильный ответ:
Источник: Промышленные грузы.
Совершенно очевидно, что уже в апреле существенно сократился импорт, а с мая и внутренние перевозки. Внутренние перевозки - это преимущественно ЛДНР, импорт - это Россия и тоже ЛДНР.
.
Допустим, Россия просто сократила экспорт на Украину в порядке экономического давления. Для России объемы экспорта на Украину несущественны. Но тогда, внимание, вопрос №2: что делает с углем ЛДНР?
Первое, масштабы. ДНР добывает примерно 1 млн. тонн угля в месяц:
Источник: Министерство энергетики и угля ДНР
Интересно, что данные за июнь до сих пор не опубликованы, хотя обычно публикуются в первых числах месяца. Видимо, есть причина попридержать информацию.
Сколько добывается угля в ЛНР - неизвестно, рискну предположить, что порядка 200-400 тыс. тонн. Какое-то количество угля расходуется на собственные нужды, в том числе на собственные ТЭС. Сколько - не знаю, но опять же рискну предположить, что свободного угля в ЛДНР около 1 млн. тонн (250 тыс. тонн в неделю) или даже больше. Куда он может уходить?
Второе, куда этот уголь можно вывести? Российские порты Азово-Черноморского бассейна: Новороссийск, Туапсе, Таганрог, Ростов, Усть-Донецк, Ейск, Азов, Темрюк. Объемы перевалки угля в них были: в феврале - 630 тыс. тонн, в марте - 640 тыс. тонн. "Растолкать" через них 1 млн. тонн, вероятно, непросто. Даже меньшие объемы должны быть заметны в статистике ж. д. перевозок.
Здесь нужна одна оговорка. Теоретически, уголь можно вести не только по ж. д., но и автотранспортом. Могу себе представить, как везут уголь из Донбасса в Таганрог, Ростов или Азов. Но уже очень сомневаюсь в экономической обоснованности таких перевозок уже в Ейск. Я вижу расхождение между помесячными данными перевалки в портах и еженедельными данными отгрузки на припортовые ж. д. станции. Разница может объясняться перевалкой угля, доставленного автотранспортом. Расхождение, очень приблизительно, для февраля - 40 тыс. тонн, для марта - 90 тыс. тонн. Очень приблизительно - потому что месяц - это не четыре недели, ежеквартальные и ежемесячные периоды не совпадают. Кроме того, расхождение может объясняться изменением запасов.
С учетом всех сделанных оговорок рискну выдвинуть следующее предположение:
Вверху - график сокращения запасов угля на электростанциях по данным Минэнерго Украины. Внизу - недельные отгрузки РЖД на припортовые станции. В первом приближении - это объемы экспорта через российские порты. Получается, что снижение поставок на Украину донбасского угля по времени совпадает с ростом экспорта через российские порты. Внутренние перевозки угля по украинской ж. д. сократились на 1 млн. тонн в месяц (т. е. отгрузки донецкого угля практически прекратились). В то же время экспорт через российские порты вырос на 50-100 тыс. тонн в неделю или на 200-400 тыс. тонн в месяц. Кроме того, 100-200 тыс. тонн угля могло уйти в Таганрог и Ростов автотранспортом.
Получается, что ЛДНР сумело "пристроить" мимо Украины почти половину своего угля? Это было бы очень крупным успехом и объяснило бы, почему ЛДНР может себе позволить переговоры с позиции силы.
Как это можно проверить?
Уголь в Россию может вывозиться по двум веткам ж. д.: через Свердловск-Краснопартизанск-Гуково и Иловайск-Амвросиевка-Успенка. 1 млн. тонн делим на 70 тонн = 14 тыс. вагонов, делим, допустим, на 50 = 280 составов в месяц или 9-10 в сутки. Если вывозится, как у меня получилось, около половины угля, то должно наблюдаться в среднем по два-три состава по каждой ветке. В принципе, это может быть заметно.