Если судить по анонсам мероприятий, культурная жизнь в Одессе явно бьет ключом, и, хотя подробно и предметно о ней могут рассказать только одесситы, сторонние свидетели их счастья тоже имеют право вставить свои 5 копеек.
Итак, через пару дней в Культурном центре Одессы состоится показ спектакля под актуальным названием «Слава героям». Драматическое полотно, как указано, является копродукцией киевского и иванофранковского театров, что уже как бы символизирует и ставит знак качества, независимо от класса актерской игры и режиссерского мастерства. Обещают, что в ходе перформанса у зрителей будет разбужен человеческий свет и желание стать лучше. Небанальные сверхзадачи, чего уж там. Трудно сказать, у кого в Одессе сегодня человеческий свет спит, а у кого и вовсе безвозвратно погас, но это уже дело субъективных оценок.
В спектакле, как следует из анонса, драматически сталкиваются ветеран Советской армии и ветеран УПА и продолжают воевать, хотя, как сказано в рецензиях, им нечего делить. Оба старые, оба больные. К тому же теперь и непонятно, кто украл, у кого украли… В связи с проталкиванием в широкие массы о том, что никакого подвига советского солдата, по сути-то и не было, а Украину от фашистов освободила патриотическая, хотя и неоднозначная (ой, я это сказала) УПА, и все как-то в этой истории замазаны, пришла пора отполировать мозги окончательным художественным оформлением этой концепции.
Не давая остыть и заснуть разбуженному свету, через несколько дней после спектакля в город буквально ворвется Петр Павленский, российский эпатажный и одиозный художник-акционист, который прочтет одесситам и гостям города лекцию «О потреблении человека». Художник, читающий лекции вместо демонстрации живописных полотен, графики или скульптуры, – свежо, согласитесь.
Однако Павленский, как о нем пишут, это живая боль, которая граничит с тонкой иронией и философией художника, тем, говорят, и интересен.
Эстеты знают, что Павленский зашивал себе рот, лежал в коконе из колючей проволоки (голый, конечно, голый) перед Петербургским Заксобранием, прибивал мошонку к брусчатке Красной площади, поджигал двери ФСБ, отрезал себе кусочек уха…
.
.....Конечно же, его визит в Одессу не только не вызывает никакого отторжения у местных вышиваночников и строгих майданных ревизоров, но и ожидается с большим подъемом, даром, что он москаль.
Но это москаль кого надо москаль, поэтому никаких проблем с его лекцией не предвидится. Вот как анонсирует это мегасобытие один из комментаторов, какой-то неформальный музыкант, как водится, большой, хотя и косноязычный, эстет: «… не надо ее (встречу) путать с приступом самолюбования в виде "мастер класса", которыми сейчас изобилует человечество. Это будет простая и невероятно нужная встреча для тех, кто хотел бы разглядеть поближе феномен честности. К себе прежде всего.
А еще, этот человек не боится. Он не боится делом за многих тех, кто ссыт даже подумать. Поэтому надо идти в Зелёный театр и заражаться смелостью быть человеком/гражданином/отцом и художником, в конце-концов».
Уверена, что и дальнейшие культурные события Южной Пальмиры будут так же насыщены глубоким духовным смыслом и художественными исканиями, но тут – бац! – и в конце сентября на чистую украинскую вышиванку наползает темное пятно.
В Одессе планирует дать концерт легендарный советский и российский бардовский дуэт Сергея и Татьяны Никитиных. Да, тех самых, кого мы так любили за тонкое и интеллигентное исполнение романтичных, грустных, смешных, драматических песен, написанных ими или не ими на стихи лучших поэтов. За великолепный русский язык, за эстетство и народность в одном флаконе.
Подождите, а зачем они в Одессе? Активисты рвут на себе кружевные стринги, упираясь в тотальном превращении города – русского или космополитичного, это уж кто как считал, в типичную украинскую провинцию, населенную бескомпромиссными патриотами под надзором строгих рагулей. А здесь практически зрада. Двое – фу – советских, - фуууу – российских бардов с этим их противным масковским аканьем и отвратительно-правильной русской речью, совершенно неуместной, когда есть суржик.
Майдановские ревизоры кинули клич, и началось бурление продуктов жизнедеятельности. Закипела работа по отысканию антиукраинщины и пророссийщины в рассуждениях бардов. Из нетей-интернетей выволокли слова их сына, тоже барда – впрочем, вполне корректные, хотя и без требуемой ненависти к Мордору, по поводу российско-украинских отношений.
А как же сами, сами-то как? Что про Россию и Крым гутарят? Вроде бы либералы, всей российской либеральной образованщины друзья, но достаточно ли желчно поливают путинский режим? Ненавидят ли Кремль, как ненавидят его гордиенки и балабы?
Зашла на страницу мужа и жены Никитиных. Темы максимально удалены от политических, от конфронтационных. В основном, ностальгически воспоминания, стихи и посвящения любимым поэтам. Да, тут не оскоромишься.
Порылась глубже. Ах, вот. 2 марта 2014 года Татьяна и Сергей Никитины - гости радио «Эхо Москвы». Допрашивает ее в обычном гестаповском ключе небезызвестная Ксения Ларина. Знаете ее манеру – прокурорски спрашивать и, не ожидая полного ответа, обличать и исправлять гостя, не желающего являть должный градус ненависти и русофобии.
И вот там Сергей Никитин говорит о постмайданных событиях, уже тогда названных гражданской войной: «Все-таки Украина и Россия – это не какая-нибудь там Сомали, где надеяться на разум бесполезно… все-таки и там, и там есть люди, которые хотят избежать кровопролития. Это нужно достичь любыми дипломатическими шагами, любыми жертвами амбициозными, имперскими. Хочет Крым оставаться в Украине – пусть остается, лишь бы не было крови». Но тут же Татьяна ему отвечает: «А хочет выйти – пусть выйдет, и чтобы их тоже там никто за это не…». Оба сходятся на том, что нужно помириться, не нужно крови, а нужно переговоров, чтобы люди находили общее, доброе.
Вот тут, думаю, они подписали себе приговор. Небратья они теперь, и нечего им делать в Одессе. Культур-полицай на страже, тонтон-макуты не спят. Ибо сегодня – никаких полутонов, никаких многоточий, никакого пространства для сомнений, никакого этого интеллигентского «давайте жить дружно».