В 1913 году в Петербурге на Александровской мануфактуре отпечатали известную многим поколениям серию игральных карт «Русский стиль», приуроченную к 300-летию дома Романовых.
Эскизы для будущей серии были разработаны ещё в 1911 году мастерами немецкой фабрики «Дондорф». Их вдохновили костюмы участников знаменитого «Исторического бала», прошедшего в Зимнем дворце Петербурга в январе 1903 года. Все триста девяносто гостей были одеты в русские костюмы XVII века (по эскизам художника Сергея Соломко).
Баронесса София Карловна Буксгевден, фрейлина Императрицы Александры Федоровны, вспоминала о бале так:
"Императрица проявила особенный интерес ко всем приготовлениям к этому балу; она сама, с помощью директора музея Эрмитажа Ивана Александровича Всеволожского, представившего ей необходимую историческую информацию, оформила свой костюм и костюм Императора. Мужчины и женщины из высшего общества соперничали друг с другом на этом балу. Из частных коллекций специально для этого случая извлекли великолепные посохи, драгоценности и меха. Офицеры нарядились в мундиры того времени, а придворные оделись в платья, принятые при дворе царя Алексея. Великие княгини были одеты подобно своим прародительницам, а их наряды создавались лучшими современными мастерами. Очаровательнее всех смотрелась на этом балу великая княгиня Елизавета Федоровна. Все танцевали старинные русские танцы, заранее тщательно разученные, - зрелище было поистине завораживающим".
В колоде "Русский стиль" у некоторых карточных фигур были реальные и вполне узнаваемые прототипы. Фотография сестры Царя Ксении Александровны в костюме боярыни XVII века послужила основой для создания образа червонной дамы.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра Императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века, - это не кто иная, как дама треф.
В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни.
Бубновый валет - великий князь Андрей Владимирович (сокольничий в праздничном одеянии).
Трефовый валет - великий князь Михаил Александрович, младший брат Царя, в полевом наряде царевича XVII века.
Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая, фрейлина Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни.
Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Максимилиановна Кудашева, урожденная графиня Нирод, и София Петровна Дурново, урожденная светлейшая княжна Волконская. Очевидно, что в данном случае неизвестный автор эскиза не стремился добиться портретного сходства, а создавал выразительный обобщенный образ. И ему это удалось.
Неординарна ситуация и с червовым королем. Его костюм - это маскарадное одеяние Николая II. На Императоре была одежда, в точности воспроизводившая ту, которую носил в свое время царь Алексей, - «малиновая и белая с золотой вышивкой». Однако король лишь отдаленно напоминает Царя Николая: придать большее портретное сходство с Императором было бы непозволительной дерзостью и оскорблением верховной власти.
Зато пиковый король вне всякого сомнения похож на царя Ивана Грозного - достаточно взглянуть на известную картину художника Александра Дмитриевича Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". Кстати, на этой исторической картине можно обнаружить щиты, окруженные древнерусским оружием и доспехами, - точь в точь, как на тузах в нашей колоде.
Прообразом трефового короля стал адъютант великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Николаевич Граббе в одежде жильца 1647 года.
Оттолкнувшись от образа действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Николаевича Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века, неизвестный художник нарисовал бубнового короля.
А пиковый валет - это штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.
Одним из прототипов червового валета послужил адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков в костюме боярина XVII века. А еще - подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Петрович Штер в наряде начального человека из жильцов времен царя Алексея Михайловича и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Романович Тиздель в наряде сокольничего...
Всего в колоде было пятьдесят две карты (размером 9 х 6 см.), плюс одна традиционная карта с изображением пеликана с птенцами и девизом: «Себя не жалея, питает», означающая легальное производство на Александровской мануфактуре, т.к. доход от продажи этих карт отчислялся на содержание детских приютов.
Рубашка карт первой серии напоминает элементы традиционного русского деревянного зодчества. Обрез у карт был золотой.
После революции Александровскую мануфактуру закрыли на несколько лет, и лишь в 1923 году фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Позднее для офсетной печати колоду карт «Русский стиль» перерисовал художник Юрий Петрович Иванов.
Удивительно, но именно эта колода осталась в СССР самой популярной и продолжала выпускаться долгие годы. Таким образом, память о последнем костюмированном бале Российской империи «легально» сохранялась на протяжении всего ХХ столетия.
Да и в наши дни эту серию карт охотно выпускали у нас в стране и за рубежом: в Санкт-Петербурге на "RusJokerе" (2005) и "GMgroup" (2006), в Новосибирске (2002), в Австрии на "Piatnikе", " в Испании на фабриках "Fournier" и "Keef Manufacturing, и на Z.G.Y. в Китае.
aselajn