06 августа 2016 16:53
«Председатель правления НАК «Надра Украины» Ярослав Климович и директор ООО «Надра Юзовская» Виктор Назаркевич рассказали УНИАН подробности инвестиционного конкурса, по результатам которого права на разработку месторождения сланцевого газа на востоке Украины получила неизвестна нидерландская компания Yuzgaz.
На прошлой неделе в Украине состоялся конкурс на отбор инвестора для разработки месторождений сланцевого газа на Юзовской площади, расположена на территории Харьковской и Донецкой областей. Ранее этим проектом занималась голландско-британская компания Shell. Однако в 2015 году она была вынуждена свернуть деятельность за военных действий на Донбассе и уменьшения мировых цен на энергоресурсы. Теперь место мирового нефтегазового гиганта может занять компания Yuzgaz B.V. (Проектная компания, созданная специально для участия в соглашении о разделе продукции (СРП) месяц назад). Ее предложение на конкурсе оказалась лучшей.
В интервью УНИАН руководители Национальной акционерной компании «Надра Украины» Ярослав Климович и ООО «Надра Юзовская» Виктор Назаркевич рассказали, каким образом Yuzgaz B.V. оказалась в списке претендентов на сладкий кусок украинских недр и за счет чего победила в конкурсе.
Расскажите, как нарабатывались условия конкурса после выхода Shell из проекта?
Виктор Назаркевич С целью максимально прозрачного привлечения потенциальных инвесторов Межведомственная комиссии 28 августа прошлого года принял решение рекомендовать «Надра Юзовской» провести открытый конкурс для определения лучшего предложения. Мы сообщили об этом СМИ, профильные ассоциации, которые имеют отношение к работе инвесторов в Украине, в частности, Американская торговая палата, Европейская бизнес-ассоциации. Они распространили информацию о конкурсе на привлечение инвестора для реализации СРП. Также мы обращались в посольства 11 стран, где зарегистрированы мощные нефтегазовые компании. Ярослав Климович: Мы приложили максимальные усилия, чтобы проинформировать весь мир и всех возможных потенциальных участников о перспективах реализации проекта в Украине. Нашим приоритетом была максимальная прозрачность для привлечения как можно большего количества нефтегазовых компаний.
Почему дату проведения конкурса перенесли более чем на полгода?
Виктор Назаркевич: Мы несколько раз откладывали дату по просьбе и запросами международных нефтегазовых компаний. Чтобы принять какое-то решение, им надо изучить значительный объем геологической информации и понять сценарии действий. А площадь участка очень большая - 7886 кв. км. Кроме того, международные нефтегазовые компании не принимают решения сразу - им нужны соответствующие согласования акционеров. Обращение о продлении предельного срока подачи конкурсных заявлений поступило от одной из крупнейших международных нефтегазовых компаний. Понимая важность привлечения инвесторов подобного уровня, конкурсный комитет согласился на продление указанного срока. Учитывая объем информации, который необходимо проанализировать для принятия взвешенного решения, конкурсный комитет согласился и на последующие обращения о продлении конкурса, в частности от другой международной нефтегазовой компании. В то же время мы информировали Европейскую бизнес ассоциацию, Американскую торговую палату о переносе предельного срока подачи заявлений на конкурс, чтобы не терять возможность привлечь как можно больше участников. Конкурсный комитет максимально продлил сроки, чтобы каждый потенциальный заявитель успел проработать необходимые документы и принять участие в конкурсе. При этом в рамках реализации этого проекта также существуют свои дедлайны.
Сколько компаний заинтересовались проектом и какие из них участвовали в конкурсе?
Виктор Назаркевич: В общем заинтересовались и вели с нами переговоры пять международных нефтегазовых компаний. Три из них приобрели конкурсную документацию и подали конкурсные заявления. При этом одна из компаний, которая просила нас продлить срок приема документов, не приняла участия в конкурсе.
Должны были потенциальные участники конкурса иметь опыт добычи газа?
Виктор Назаркевич: Да, должны. Конкурсный комитет анализировал опыт каждого участника. Все были допущены к конкурсу по утвержденным критериям. Порядок проведения и условия конкурса разрабатывались на основе постановлений правительства №№1297 и 1298. Ранее за ними определялись победители предыдущих конкурсов -Shell и Chevron.
И о каком опыте соответствующих работ сообщала Yuzgaz?
Виктор Назаркевич: Ярослав Кинах - член совета директоров фонда прямых инвестиций Емерстоун Энерджи (Люксембург), который создал компанию Yuzgaz специально для участия в проекте по поиску и добыче углеводородов в пределах Юзовского участка. Кинах был руководителем офиса ЕБРР в Украине в 1995-1997 годах, кроме этого он имеет большой опыт реализации нефтегазовых проектов в Украине, Болгарии, Грузии. Он является президентом Iskander Energy - канадской нефтегазовой компании, которая к началу АТО осуществляла поисковые работы в Луганской области. Iskander Energy- компания, которая имеет опыт деятельности на условиях соглашений о разделе продукции в Грузии, где законодательство относительно соглашений о разделе продукции вроде украинского. Yuzgaz привлекла к стратегическому планированию и организации работ по поиску и добыче углеводородов (в частности, газа из нетрадиционных источников) ведущих западных специалистов, имеющих большой опыт работы в этой сфере. Кроме этого, к работам по СРП привлечены опытные украинские специалисты в нефтегазовом секторе, которые работали на участках недр Донецко-Днепровской впадины и Юзовской участке недр. После заключения СРП Yuzgaz будет осуществлять работы по геологическому изучению Юзовского участка и по дальнейшему добычи углеводородов в партнерстве с компанией Schlumberger, одним из мировых лидеров в нефтегазовой галузи.Schlumberger будет участвовать в общем управлении техническими аспектами проекта и выполнять сервисные работы. Schlumberger является ведущим мировым поставщиком технологий, услуг по комплексному управлению нефтегазовыми проектами и информационных решений для нефтегазодобывающей промышленности по всему миру. Schlumberger входит в ТОП-20 компаний мира по их рыночной стоимости (по версии PFC Energy Oilandgas Research Acquisition). Schlumberger работает в более 85 странах мира и насчитывает около 113 000 сотрудников.
Кстати, Shell не хотела вернуться в проект?
Виктор Назаркевич: Нет. Хотя им предлагали прийти на участок снова.
Как формировался конкурсный комитет и кто выбрал победителем компанию Yuzgaz?
Виктор Назаркевич: Учитывая порядок проведения и условия конкурса, согласовано межведомственной комиссией, в конкурсный комитет входили руководители профильных министерств, НАК «Надра Украины», ООО «Надра Юзовская», народные депутаты. Состав конкурсного комитета: Директор «Надра Юзовская» Виктор Назаркевич. Представитель «Надра Украины» Валерий Коцюра. Представители Министерства энергетики и угольной промышленности - министр Игорь Насалик и Олег Жижков. Представитель Министерства экономического развития и торговли Украины - Юрий Бровченко. Народные депутаты - Анатолий Матвиенко, Владимир Бандуров, Андрей Лопушанский. *** Информация предоставлена ООО «Надра Юзовская»
Благодаря чему эта компания выиграла конкурс? Обязательства она на себя возьмет?
Виктор Назаркевич: Каждая компания-участник в связи с событиями в Украине, падением мировых цен на газ, ситуацией с курсом гривны и другими объективными факторами в некоторой степени уменьшила общие обязательства по сделке. В то же время финансовые обязательства, которые предлагает Yuzgaz, наиболее интересные как для компании, так и для государства. Yuzgaz предложила наибольшую сумму инвестиций на рискованный период - период начального геологического изучения, который длится пять лет. А также она сохранила обязательства по объему минимальных работ в течение этого периода, в частности, речь идет о 15 скважин.
Насколько меньше обязательства в Yuzgaz, если сравнивать с условиями, на которых в Украине была готова работать Shell?
Виктор Назаркевич Как я отметил ранее, обязательства, взятые Shell по объему минимальных работ, будут сохранены новым инвестором практически в полном объеме. Это предложение является максимально приближенной к обязательствам Shell по сравнению с другими участниками. Это - единственный участник, который подтвердил готовность уплатить государству бонусы, которые были ранее предложены Shell в полном объеме, о чем указано в конкурсной заявлении победителя. В случае, если Yuzgaz станет инвестором, после получения согласования от правительства, государство получит все предусмотренные УРП бонусы (речь идет о сумме более 100 млн долл.), А также гарантированные объемы инвестиций в социальную сферу согласно заявлению инвестора.
Кому принадлежит компания и кто за ней стоит?
Виктор Назаркевич: Владельцем компании является фонд прямых инвестиций Emerstone, который, по их информации, работает с активами на сумму 400 млн долларов.
Победитель конкурса предоставил гарантию материнской компании. Это один из обязательных критериев участия заявителей в конкурсе. Сумма оценивается в несколько сотен миллионов долларов и соответствует взятым компанией обязательствам. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с мировой практикой финансовых институтов. Этот фонд аккумулирует финансовые ресурсы, привлеченные на международном финансовом рынке, которые необходимы для реализации проектов.
Yuzgaz создана за месяц до конкурса. Это вызывает определенные подозрения ...
Виктор Назаркевич: Иногда любят манипулировать тем, что компании созданы за месяц до конкурса. Но создание специальных проектных компаний соответствует общепринятой международной практике в нефтегазовой сфере. Так же делали Shell и Chevron, когда заходили в Украину. Они создавали проектные компании в юрисдикции Нидерландов и работали по такому же механизму, что было приемлемым для государства. Ключевое в отношениях с победителем - это гарантия материнской компании. Каждая компания, которая участвовала в конкурсе, была допущена к нему, в частности, благодаря тому, что этот критерий был выполнен. То есть, в случае невыполнения инвестором обязательств по нему можно взыскать средства. Ярослав Климович: Также не надо забывать, что участник СРП - это обычный недропользователь, который имеет лицензию утвержденной программой работ. За невыполнение программы государство может приостановить или аннулировать специальное разрешение.
После того, как на конкурсе выбрали самое привлекательное предложение от Yuzgaz, дальнейшие действия «Надра Юзовская»?
Назаркевич: В соответствии с условиями конкурса, «Надра Юзовская» и Yuzgaz должны направить запрос о получении согласия по уступке прав и обязанностей по соглашению в Кабмин. Правительство должно принять решение о соответствии компании Yuzgaz требованиям, установленным к инвестору законом о СРП и действующим соглашением. Мы должны выполнить определенные процедурные моменты, а затем направить документы для получения согласия от государства. Это произойдет в ближайшее время. Вместе с тем, у государства есть 90 дней, чтобы принять решение. За это время она сможет полностью проверить компании - разобраться со структурой собственности, убедиться в ее финансовых возможностях, понять, что гарантия обеспечивает интересы государства. После этого государство может принять положительное или отрицательное решение. Ярослав Климович: Говорить о том, что проект движется и кто выиграл конкурс, нельзя. Претендент конечно отобранный, но окончательное решение - за государством. В структуре «Надра Юзовская» 10% имела компания «СПК-Геосервис». Считается, что ей предоставили эту долю представители экс-министра энергетики Эдуарда Ставицкого для получения возможности выводить средства при реализации проекта с Shell. Сейчас завершается процесс возвращения этой доли в «Надра Украины». На каких условиях происходит операция? Ярослав Климович: После выхода Shell «Надра Юзовская» начала работу и активизировала поиски новых инвесторов, отрабатывала механизм конкурса. Сейчас вопрос с «СПК-Геосервис» закрыт, НАК «Надра Украины» вывела его из состава участников. Таким образом, на сегодняшний день единственным участником ООО «Надра Юзовская» остается Национальная акционерная компания «Надра Украины». На какое увеличение добычи газа в Украине можно ожидать после промышленной разработки этого участка?
Виктор Назаркевич: Раньше Shell отметила, что по базовому сценарию полностью разработана участок может давать до 10 млрд кубометров газа в год, по оптимистическому - до 20 млрд. Сейчас эти цифры никто не опровергал, поэтому мы берем их за основу. Надеемся, что они будут близки к реальности. Ярослав Климович: Запасы составляют более 3 трлн кубометров условного топлива. Однако, чтобы говорить о более достоверные цифры, нужно провести геологоразведочные работы. Потенциал на самом деле большой. Если удастся успешно реализовать этот проект, то государство выиграет. Это будут существенные шаги для достижения энергетической независимости и развития нашего государства.»
Александр Гречко (УНИАН)
http://www.novorosin…icles/6748