Тревожные события прошедшей ночи на крымской границу России и Украины окончательно очертили образ нового периода на международной арене вокруг нашей юго-западной соседки, а также внутри нее самой.
Последние недели значимые в этой связи новости сыпались как из рога изобилия, так что сегодняшняя стрельба на границе в Крыму стала просто вишенкой на торте.
Два года назад российское руководство определилось со стратегией в отношении Украины.
Она, эта стратегия, свелась к простому и жесткому, если не сказать жестокому, подходу – предоставить Украину самой себе и оставить сгнить до полного тлена.
На тактическом уровне это обернулось тремя основными направлениями работы:
Первое. Постепенное, не быстрое, но неуклонное экономическое удушение, параллельно с замещением теряемых на Украине подрядчиков отечественными производителями. Тут примеры всем известны – от импортозамещения до запрета транзита украинских грузов через российскую территорию.
Второе. Оказание минимально необходимой помощи для недопущения молниеносного коллапса Украины. В основе данного пункта лежит не столько гуманизм, сколько прагматизм и забота о собственных интересах.
Например, пока полномасштабное отключение украинских городов от электроэнергии и отопления зимой гарантирует многие тысячи жертв и, как следствие, многомиллионную волну беженцев в Россию. Проще дать в критический момент немного угля и электричества, чтобы люди продолжали мерзнуть (но не замерзать до смерти) в своих квартирах.
Кстати, недавнее заявление украинского министра энергетики, что они обращались к России за помощью в период пиковых летних нагрузок, но получили отказ, полностью укладывается в эту логику. Во-первых, Украина и сама могла (и смогла) справиться. А во-вторых, летом перебои с электроэнергией не столь фатальны, как зимой. Катастрофических последствий в любом бы случае не было, а значит, помогать нет смысла.
Третье. Принятие по имеющимся российским программам всех желающих покинуть Украину и связать свою жизнь с Россией. Речь идет как об отдельных людях, так и целых предприятиях.
Спустя два года мы имеем возможность наблюдать, насколько данный план продвинулся в своей реализации. Прогресс налицо, хотя до финала еще очевидно неблизко. Но, как теперь можно сказать с уверенностью, он таким и не предполагался. Судя по всему, российские власти рассчитывают, что процесс «самопереваривания» Украины затянется на долгие годы, если не на десятилетия.
Однако на данный момент даже более важно иное. За эти два года Кремль доказал Западу, что тот не может ничего противопоставить данной стратегии и не сможет никак использовать Украину против России в своих целях.
Разворовывать остатки национальных активов? Да пожалуйста!
Создать из Украины серьезную военную силу и инструмент шантажа против России? Даже не надейтесь.
Доказать это удалось, и теперь игра переходит на новый этап. Свидетельством тому является смена пакета ключевых послов на Украине. О части кадровых изменений говорят, что они запланированные, другие стали полной неожиданностью, но как бы то ни было - в последние недели на Украине меняют своих представителей США, ЕС, Германия, Польша и Россия. Неплохой и крайне показательный «букет», не правда ли?
Причем практически про всех новых назначенцев говорят, что это недобрый знак для Украины. От США назначена Мари Йованович с репутацией неудачницы, заваливающей все порученные направления. Назначенный немец Эрнст Вольфганг Райхель известен своими крайне скептическими высказываниями относительно европейского будущего Украины. Новый посол от ЕС Хьюг Мингарелли – чиновник даже не второго, а третьего эшелона в европейской политике, до сих пор обретавшийся на весьма незначительных должностях.
Ну, а скандал вокруг Михаила Бабича как возможного посла России говорит сам за себя. По сути, Кремль, упорно сохраняя собственный имидж хранителя добрососедских отношений, создал условия к тому, что на Украине не будет российского посла, но не по российской вине. Ну, а если Украина уступит и таки даст агреман Бабичу, то там будет такой посол, что для Киева было бы лучше, чтобы его и впрямь не было.
А есть еще МВФ, который даже перестал делать вид, что вот-вот перечислит Украине очередной транш. И тема безвизового режима с ЕС и его вероятности в сколь-нибудь обозримом будущем закрылась.
Украина окончательно превращается в никому не интересный отстойник отходов, который при этом может представлять некоторые угрозы окружающим – и ее соседи предпринимают меры в связи с этим: понижают уровень контактов, повышают уровень безопасности.
Но на данный момент России от этого нелегче. Наоборот, этот новый деградационный переход огромной страны означает обострение ряда проблем, что, собственно, мы и наблюдаем.
Усиление обстрелов на Донбассе, скопление мощностей ВСУ по линии фронта, вчерашнее покушение на Плотницкого и сегодняшняя провокация в Крыму – это все звенья одной цепи.
Что характерно – и действительно важно – все происходит именно сейчас, на пике сезона отпусков. Старые послы уже, по сути, сложили полномочия, новые приступят к обязанностям осенью. Минская контактная группа взяла трехнедельный перерыв. Порошенко и ключевые киевские фигуры тоже в отпусках.
России предлагается попробовать на вкус этот продукт: деградирующая территория с умирающим государством и многими тысячами людей, у которых нет будущего и которым нечего терять.
При этом, безусловно, у Запада и, особенно, у украинских элит сохраняется надежда, а вдруг Россия сорвется и пойдет (например, под давлением общественности) на такой радикальный шаг, как открытая военная агрессия против Украины. Тем более, что сегодняшняя провокация в Крыму наглядно показывает, в каком отчаянии находятся определенные круги на Украине. Прямое вооруженное нападение на территорию России – это уже не цветочки, а вполне себе ягодки.
Однако надеждам этим явно не суждено сбыться. Судя по информационной повестке российских СМИ, Кремль намерен все эти эксцессы спускать на тормозах, обвиняя в них (и, скорее всего, вполне обоснованно) не украинское государство, а отдельные неподконтрольные властям силы на Украине. А значит, симметричного ответа от российского государства не последует.
Россию ждет укрепление границы и очередное усиление антитеррористических мер безопасности. Прекращение обстрелов и снятие военного обострения в Донбассе также, видимо, будет решено в рамках сложившихся за последние два года методов. Как конкретно, покажет уже ближайшее будущее.
Но одно можно сказать точно – спасительной российской оккупации Украина так и не дождется. Источник