Страна – село на миллион
новая дискуссия
Статья
122
Видел рекламу нового сериала «Село на миллион». Гениально! Законченная экономическая стратегия Украины в одной фразе. Зерно вырастили – продали. Все, что сложнее, дается с трудом. Ни молоко, ни мясо экспортировать в серьезных объемах не выходит.
Свиней «пожирает» африканская чума, коровы под угрозой нодулярного дерматита. При этом вся верхушка санитарных, ветеринарных и фитосанитарных служб арестована, люстрирована или просто уволилась. Так и живем – в великой аграрной стране...
Украина – родина сала, но уже практически не экспортер свинины. По словам аналитика продовольственной программы ООН Андрея Панкратова, за 7 месяцев 2016 года экспорт свинины сократился в 25 раз – с 36 тыс. тонн до 1 тыс. тонн. В итоге, по данным таможенной статистики, за полгода заработали $2 млн. вместо $39 млн. в январе-июле 2015-го. Панкратов объясняет происходящее тем, что оптимизм по поводу открытия новых рынков сбыта, который был в 2014-м и даже в 2015-м годах, пока не реализовался на практике.
Свиноводы, которые уже сейчас работают на грани рентабельности, обреченно ожидают отмены специального режима взимания НДС и других льгот. Расширяться за счет внутреннего рынка невозможно – население съедает на четверть меньше свинины, чем до девальвации гривны. Не по карману.
Больше перспектив имеет говядина. Специалисты говорят, что ее рынок намного шире, чем рынок свинины, и это те страны Ближнего Востока и Азии, с которыми мы уже работаем по зерну. Конечно, есть всемирный «мясокомбинат» – Бразилия и Аргентина. Но Украина ближе к упомянутым рынкам, к тому же мяса для них мало не бывает: они на 75% зависят от импорта.
Там тоже не все просто. Чтобы выйти на рынки мусульманских стран, необходимо сертифицировать мясо халяль, для рынка Израиля продукция должна быть кошерной. Но кое-что мы уже сделали. Производство свежей и охлажденной говядины растет, производство замороженной снижается. Но также сокращается и экспорт – на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Это уже результат торговой войны, обмена санкциями и эмбарго.
По словам председателя Госпродпотребслужбы Владимира Лапы, симметричного ответа на закрытие рынка Российской Федерации украинские агропредприятия пока не нашли. Экспорт говядины в страны Евросоюза наши товаропроизводители могут начать не раньше, чем через два-три года. К тому времени животноводческие комплексы должны завершить ветеринарную инспекцию. Если получится... Мы начали заниматься мясной сертификацией еще в 2008 году и до сих пор из 19 требований ЕС выполнили половину.
К тому же к нашим коровам подбирается новая хрень – вирус нодулярного дерматита крупного рогатого скота. Животные покрываются высыпаниями типа гигантской оспы и гибнут. Падеж 70-100% продуктивного поголовья.
У нас вообще ничего никто пока не делает. Всеукраинская Аграрная Рада обратилась к президенту, премьер-министру и председателю СНБО со стандартной просьбой «принять неотложные меры», им пообещали рассмотреть вопрос относительно прививок в приграничных территориях, решить вопрос завоза вакцин.
И если инфекция доберется до Украины (а это почти неизбежно), нас ждет уничтожение пораженных животных и тех, которые с ними контактировали. А также колоссальные проблемы во внешней торговле. Так как мясо и молоко пораженных животных содержит вирус, на страны, где зафиксирована вспышка, накладывают ограничение экспорта зерновой, молочной и мясной продукции.
Помимо нодулярного дерматита, в пути еще один вирус – губчатообразной энцефалопатии. Более того, если НД вспыхнул недавно, то энцефалопатия – тема старая. В Украине это заболевание ни разу еще не фиксировалось. Однако европейцы не уверены в том, что «не фиксировалось» и «не было» – это одно и то же.
Поэтому условием выхода отечественной говядины на рынки Европейского Союза является проведение мониторинга заболеваемости и получение статуса страны, свободной от ГЭ. На это нужно 35 млн. грн. Их в бюджете нет. И нашей говядины в Европе тоже пока нет и не будет. На все это накладывается дурдом в сфере санитарного и ветеринарного контроля. Органы вет-, фит- и санконтроля переживают глубокую реформу и навязчивую борьбу с коррупцией.
В Государственной ветеринарной и фитосанитарной службе на сайте в разделе «Руководители» – пустота. Бывшего первого зама Вадима Симонова люстрировали. Его сменщик – последний реальный руководитель службы – первый зам Александр Вержиховский уволился по собственному желанию 27 июля. На следующий день после того, как Печерский райсуд Киева изменил меру пресечения арестованному директору Государственного НИИ по лабораторной диагностике и ветеринарно-санитарной экспертизе Украины с залога на содержание под стражей. Всего там поймали трех фитосанитарных взяточников методом «негласного оперативного наблюдения» – преступная группа, короче говоря.
Также арестован, как все знают, и главный санитарный врач Украины Святослав Протас. Но он, кажется, выбрался из СИЗО под залог в размере 415 тыс. грн. Каюсь, не отследил. Этот «бандит» расписывал сотрудникам повышенные казенные премии, потом половину они сдавали ему обратно наличными. И врут же гады, что на канцелярию, ибо якобы держава не выдавала на это средств. Кто же в такое поверит! У державы этой канцелярии – как гуталину...
И совсем свеженький арест: на днях, в самое подходящее время – в разгар отгрузок зерна на экспорт, «приняли» руководителя одесского отделения Государственной фитосанитарной инспекции Андрея Тофана. СМИ пишут, что на вымогательства со стороны этого самого Тофана жаловались давно, но арестовали только сейчас. Понятное дело, после смены власти наверху начались ротации по всей вертикали. Говорят, у нового министра своя кандидатура на эту ответственную должность. Кто бы сомневался...
Как бы там ни было, у трейдеров уже волосы дыбом стоят – им документы оформлять надо, а тут аресты. Животноводы те уже и нервничать перестали. Ждут, когда все начальственные птицы рассядутся по веткам. До этого у них ни сертификатов, ни прививок не будет.
Аналитики в свою очередь подсчитали, что в Украине самые дешевые корма в мире, мы их больше всего и продаем на экспорт по дешевке. Если не экспортировать, а пустить на откорм бычков до мясной кондиции и продавать мясо, можно дополнительно заработать до одного миллиарда долларов.
Но... Это же так хлопотно – бычков кормить. А тут – посадил зернятко, удобрил, дал Бог – взошло, собрали, продали, довезли до границы, подождали, пока «чужого» взяточника арестуют и заменят на «своего», документы получили и вперед – в Индонезию! К нашим новым стратегическим партнерам. Страна – село на миллион...