На учении подразделений материально-технического обеспечения войск (МТО) в Южном военном округе железнодорожные войска навели наплавной железнодорожный мост для прохода бронепоезда и воинских эшелонов через Волгу. На официальном канале Минобороны в YouTube появились видеокадры, запечатлевшие, как через Волгу переправляют бронепоезд "Амур".
Как уточняет "Интерфакс" со ссылкой на замминистра обороны РФ Дмитрия Булгакова, длина моста составила около 400 метров. Но при необходимости длина сооружения может быть увеличена в разы.
Учения по материально-техническому обеспечению войск стартовали на территории Южного военного округа в преддверии стратегического командно-штабного учения "Кавказ-2016".
Минобороны РФ сообщает, что собирается впервые за последние 15 лет задействовать бронепоезда на учениях войск Южного военного округа. В маневрах примут участие составы "Амур" и "Байкал".
Бойцы железнодорожных войск на учениях. Фото: Минобороны РФ
Сегодня, в век высоких технологий, от слова "бронепоезд" веет духом Великой Отечественной войны. Этот необычный вид наземного вооружения стал одним из ярких символов своей эпохи. Тем не менее российские военные пока не собираются отказываться от бронепоездов. Практика показала, что и в новых условиях боя они могут быть весьма полезным средством поддержки войск. Еще в 60-70 гг. прошлого века в связи с обострением отношений с Китаем пришлось вспомнить о бронепоездах, поскольку Байкало-Амурская магистраль на некоторых участках проходила всего в нескольких десятках километров от советско-китайской границы. На Харьковском заводе транспортного машиностроения были построены несколько составов, оборудованных оружейными платформами и усиленными броней. Бронепоезда в случае конфликта должны были обеспечивать прикрытие жизненно важной транспортной артерии.
После почти 25-летнего перерыва бронепоезда вновь вышли на тропу войны во время конфликта в Чеченской республике. Боевики постоянно атаковали колонны снабжения войск при передвижении по автомобильным дорогам, а железнодорожное сообщение в республике на некоторое время было вообще прекращено, что создавало определенные трудности с обеспечением всей группировки войск. Чтобы восстановить снабжение, было принято решение обеспечить прикрытие, боевое охранение и сопровождение воинских эшелонов и транспортов по маршруту Моздок-Гудермес-Ханкала, Ханкала-Гудермес-Моздок. Поскольку железнодорожные пути далеко не всегда идут рядом с автомобильными дорогами, то использование сухопутных войск и техники было очень неудобным, поэтому и пришлось вспомнить дедовский опыт. В составе железнодорожных войск были сформированы три специальных состава, задачей которых стало прикрытие транспортных узлов от внезапных нападений бандгрупп. По старой традиции бронепоезда получили собственные имена - "Байкал" и "Амур". В полном смысле слова эти составы не являлись классическими бронепоездами, правильное их название - спецсоставы, однако личный состав, да и СМИ, когда стали известны подробности применения такого необычного оружия, единодушно окрестили их "бронепоезда".
Боевой железнодорожный транспорт формируется не так, как обычный грузовой или пассажирский состав. Тепловозы, которые приводят его в движение, размещены не впереди состава, а в центре, чтобы максимально обезопаситься от возможного взрыва. Место переднего вагона обычно занимает грузовая платформа, на которой нет ничего, кроме рельсов или мешков с песком. Это делается специально на случай подрыва пути - груз сработает как щит и закроет остальной состав и людей. Следом за грузовой платформой прицепляются бронеплощадки, на которых установлено вооружение - автоматические пушки ЗУ-23 или крупнокалиберные пулеметы.
Принцип формирования специальных составов полностью повторяет опыт Великой Отечественной войны. Также на открытых платформах устанавливались боевые машины пехоты (БМП) или танки, которые действовали как неподвижные огневые точки. На бронепоездах в Чечне использовали устаревшие Т-62, которые в поле и городе были гораздо слабее более современных машин, но в качестве усиления спецсоставов вполне годились. Бронеплощадки, платформы с бронетехникой, вагоны с оборудованием и местами для личного состава усиливали импровизированной защитой. Так, из прочных шпал, рельсов, мешков с песком и не очень толстой брони возводили укрепления около расчетов автоматических пушек. Солдатская смекалка и умелые руки офицеров железнодорожных войск нашли свое применение. Со стороны это, может быть, выглядело как партизанщина, но защита получилась достаточно надежной.
Конечно, в оперативно-тактическом плане действия бронепоезда ограничены железнодорожными путями, тем не менее такие составы успешно справлялись с задачами восстановления разрушенной инфраструктуры и защиты важных транспортных узлов, по которым двигались грузы из России. Экипажи бронепоездов с честью справились с возложенными на них задачами. После окончания войны в Чечне, когда казалось, что подобная техника больше не понадобится, поезда "Байкал" и "Амур" было решено отправить в резерв. Сегодня, после угрозы террора со стороны диверсантов, действующих с позиции Украины, целями для которых вполне могут стать железнодорожные пути и вокзалы, для бронепоездов вновь может найтись работа. Так, представители Минобороны пояснили, что бронепоезда привлекут к отработке задач по охране восстановленных железнодорожных мостов от разведывательно-диверсионных групп. К "Байкалу" и "Амуру" прибавились еще "Дон" и "Терек". Не исключено, что конструкции составов могут быть улучшены, дополнены новыми средствами связи, разведки и вооружения. Возможно, кроме танков и БМП, мы сможем увидеть и платформы для беспилотных летательных аппаратов, которые значительно увеличат возможности современных бронепоездов. Ссылка