Ленин, Украина, национальный вопрос. Часть III
.
ЛЕНИН, РЕВОЛЮЦИЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
Добро пожаловать в реальный мир! Так можно было бы озаглавить МАНИФЕСТ К УКРАИНСКОМУ НАРОДУ С УЛЬТИМАТИВНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ К УКРАИНСКОЙ РАДЕ [т. 35, 16.12.1917 г. ] Начинается вполне традиционно:
«... мы, Совет Народных Комиссаров, признаем народную Украинскую республику, ее право совершенно отделиться от России или вступить в договор с Российской республикой о федеративных и тому подобных взаимоотношениях между ними.
Все, что касается национальных прав и национальной независимости украинского народа, признается нами, Советом Народных Комиссаров, тотчас же, без ограничений и безусловно.»
Но дальше:
«Мы обвиняем Раду в том, что, прикрываясь национальными фразами, она ведет двусмысленную буржуазную политику, которая давно уже выражается в непризнании Радой Советов и Советской власти на Украине…
… во-первых, дезорганизация фронта.
Рада перемещает и отзывает односторонними приказами украинские части с фронта, разрушая таким образом единый общий фронт до размежевания, осуществимого лишь путем организованного соглашения правительств обеих республик.
Во-вторых, Рада приступила к разоружению советских войск, находящихся на Украине.
В-третьих, Рада оказывает поддержку кадетски-калединскому заговору и восстанию против Советской власти. …»
И итог:
«В случае неполучения удовлетворительного ответа на эти вопросы в течение 48 часов, Совет Народных Комиссаров будет считать Раду в состоянии открытой войны против Советской власти в России и на Украине.»
А совсем недавно, в 1913 г. было: «Признание социал-демократией права всех национальностей на самоопределение требует от с.-д., чтобы они (а) были безусловно враждебны всякому применению насилия в какой бы то ни было форме со стороны господствующей (или составляющей большинство населения) нации по отношению к нации, желающей отделиться в государственном отношении». [ТЕЗИСЫ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ВОПРОСУ]. Диалектика,..
Такое впечатление, что все прежние теоретические построения вообще не опирались на знание реальной жизни. Когда дошло до дела тов. Ленин вдруг озадачивается вопросом: «Можно ли надеяться, что рознь с украинцами ослабнет или даже сменится дружным сплочением сил при известии об аннексионизме немцев, или же возможно ожидать, что украинцы воспользуются более трудным положением великорусов для усиления своей борьбы против великорусов?» [ВОПРОСЫ ДЕЛЕГАТАМ ОБЩЕАРМЕЙСКОГО СЪЕЗДА ПО ДЕМОБИЛИЗАЦИИ АРМИИ, т.35 30.12.1917 г.]
Впрочем, чего у В. И. Ленина не отнять, так это: а) практичности и б) способности подвести под нее теоретическую базу. Красная Армия наступает на Украине, пусть наступает. Национальный вопрос тут не помеха. Нужно только: «С продвижением наших войск на запад и на Украину создаются областные временные Советские правительства, призванные укрепить Советы на местах. Это обстоятельство имеет ту хорошую сторону, что отнимает возможность у шовинистов Украины, Литвы, Латвии, Эстляндии рассматривать движение наших частей, как оккупацию, и создает благоприятную атмосферу для дальнейшего продвижения наших войск. Без этого обстоятельства наши войска были бы поставлены в оккупированных областях в невозможное положение, и население не встречало бы их, как освободителей. Ввиду этого просим дать командному составу соответствующих воинских частей указание о том, чтобы наши войска всячески поддерживали временные Советские правительства Латвии, Эстляндии, Украины и Литвы, но, разумеется, только Советские правительства.» [ТЕЛЕГРАММА ГЛАВКОМУ И. И. ВАЦЕТИСУ, т.37 29.11.1918 г.] Надо признать: «вежливые люди» – это не изобретение Путина или Шойгу. «Вежливость» – наша национальная черта.
Наступает Красная Армия на Украине не просто так: «Итак, мы имеем два источника запасов - Украину и Дон. На Украине мы имеем дело с братской Советской республикой, с которой мы находимся в наилучших отношениях
. Эта республика решает вопрос о помощи нам не по-торгашески, не по-спекулянтски, но руководствуясь исключительно горячим желанием помочь голодающему северу.» [РЕЧЬ НА МИТИНГЕ В НАРОДНОМ ДОМЕ В ПЕТРОГРАДЕ, т.38, 14.03.1919 г.]
Братская республика решает вопрос сне по торгашески, но «встречаются громадные трудности»: «На Украине совершенно отсутствует продовольственный аппарат.» Ничего страшного: «Мы образовали на Украине продовольственное бюро из представителей профессионального движения. Мы переводим более опытных продовольственных работников из Воронежской и Тамбовской губерний на Украину».
Но как только вопрос снова приобретает теоретический характер начинаются «старые песни о главном». ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ РКП(б) [т 38,25.02.1919 г.]: «Со стороны рабочих тех наций, которые были при капитализме угнетателями, требуется особая осторожность в отношении к национальному чувству наций угнетенных (например, со стороны великороссов, украинцев, поляков по отношению к евреям, со стороны татар к башкирам и т. п.), содействие не только фактическому равноправию, но и развитию языка, литературы трудящихся масс угнетавшихся ранее наций для устранения всех следов унаследованного от эпохи капитализма недоверия и отчуждения.» Впрочем, тут появляется принципиально новый момент: требуется содействие не только фактическому равноправию. Пока просто запомним это.
На VIII СЪЕЗДЕ РКП(б) [т. 38, не позднее 20.03.1919 г.] В. И. Ленин критикует позицию Пятакова, заключающуюся в том, что: «к чему все эти самоопределения, когда есть прекрасный Центральный Комитет в Москве!» В. И. Ленин вступает: «Это – точка зрения детская. Украина отделена была от России исключительными условиями, и национальное движение не пустило там корни глубоко. Насколько оно проявилось, немцы вышибли его. Это факт, но факт исключительный. Там даже с языком дело так обстоит, что неизвестно стало: массовый ли украинский язык или нет?» Теория гласит, что трудящиеся массы других наций были полны недоверия к великороссам, как нации кулацкой и давящей. Факты относительно Украины говорят об обратном, не пустило национальное движение там корни; то, что проявилось – немцы «вышибли». Неправильные какие-то украинцы. Даже непонятно, массовый ли у них украинский язык или нет?
То, что что-то непонятно, вождя мирового пролетариата не смущало. РЕЗОЛЮЦИЯ ЦК РКП(б) О СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА УКРАИНЕ [т. 39, 2.12.1919 г.]:
«4. Ввиду того, что украинская культура (язык, школа и т. д.) в течение веков подавлялась царизмом и эксплуататорскими классами России, ЦК РКП вменяет в обязанность всем членам партии всеми средствами содействовать устранению всех препятствий к свободному развитию украинского языка и культуры. Поскольку на почве много векового угнетения в среде отсталой части украинских масс наблюдаются националистические тенденции, члены РКП обязаны относиться к ним с величайшей терпимостью и осторожностью, противопоставляя им слово товарищеского разъяснения тождественности интересов трудящихся масс Украины и России. Члены РКП на территории Украины должны на деле проводить право трудящихся масс учиться и объясняться во всех советских учреждениях на родном языке, всячески противодействуя попыткам искусственными средствами оттеснить украинский язык на второй план, стремясь, наоборот, превратить украинский язык в орудие коммунистического просвещения трудовых масс. Немедленно же должны быть приняты меры, чтобы во всех советских учреждениях имелось достаточное количество служащих, владеющих украинским языком, и чтобы в дальнейшем все служащие умели объясняться на украинском языке.»
Окончание следует