24 Августа 2016 8:21
Фото: Пресс-служба президента Украины
В двадцать пятую годовщину провозглашения Украиной независимости Петр Порошенко примет участие в военном параде и проведет переговоры с польским коллегой Анжеем Дудой – в преддверии ряда встреч европейских лидеров на высоком уровне Киев все же пытается убедить ЕС предоставить финпомощь и отменить визы. Но выходить к украинцам президенту не с чем – разве что повторять обещания годичной давности.Отметить День независимости Украины 24 августа киевская власть решила с размахом. Несмотря на то, что практика проведения масштабных военных парадов регулярно вызывает критику общественности – слишком уж это неуместно и дорого для страны, где идет война, отказываться от патриотической показухи Порошенко категорически не хочет.
На этот раз Министерство обороны обещает вывести на Крещатик более 200 единиц техники и более трех с половиной тысяч военнослужащих. Правда, на этот раз в ведомстве Степана Полторака заверяют, что технику и военных из зоны боевых действий привлекать не будут; в 2014 году пиарщики Банковой и Минобороны уже пыталось представить красивую легенду о том, что техника с парада в День независимости отправляется прямиком на Донбасс. Горе-борцов со «всем советским» тут попрекнули уж слишком прозрачной аналогией с парадом на 7 ноября 1941 года на Красной площади – тогда многие участвовавшие в нем подразделения действительно уходили прямо на фронт, в оборону Москвы.
Зато в этом году украинская армия обещает показать новую «декоммунизированную» форму, без звезд на погонах, но зато с цветочками. Впрочем, в их дизайне некоторые украинские наблюдатели уже обнаружили определенное сходство с погонами нацистской Германии.
Сам Порошенко планирует 24 августа выступить с программной речью. Есть вероятность, что кроме киевского парада президент может отправиться в прифронтовую зону на Донбасс (в 2014 году, напомним, он вылетел из Киева в Одессу, где находится база украинских ВМС, перебазированных туда после воссоединения Крыма с Россией, а год назад «совместил» государственный праздник с переговорами по мирному урегулированию в Берлине).
«Двадцать пятый год независимости мы должны пройти, как по хрупкому льду. Должны понимать: маленький неосторожный шаг может стать роковым», - сказал год назад Порошенко. В своей тогдашней речи он заявил о безальтерностивности мирного урегулирования в рамках Минских соглашений и необходимости скорейшего принятия изменений в Конституцию по децентрализации. Причем в торможении этих процессов Порошенко прямо обвинил украинские оппозиционные силы, вольно или невольно подыгрывающие России.
«Что имею в виду? Например... стремление сорвать принятие изменений в Конституцию, или похоронить Минские соглашения», - сказал тогда Порошенко. За год изменения в Конституцию не прошли дальше первого чтения, а сам Порошенко, мотивируя якобы отсутствием подконтрольного большинства в парламенте, не вносит необходимые для выполнения Минских договоренностей законопроекты.
За прошедший год, «как по тонкому льду», Украина преодолела очередной виток политического кризиса с угрозой распада коалиции и отставкой правительства, к Дню независимости обострившегося внутриэлитной борьбой двух силовых структур – Генпрокуратуры и Национального антикоррупционного бюро.
Иными словами, говорить о достижениях, равно как и о планах, Порошенко будет довольно сложно (в худшем случае можно просто попытаться повторить прошлогоднюю речь, заменив поэтическую цитату из Лины Костенко в ее начале на кого-то из других украинских классиков).
Потому он, с одной стороны, попытается активизировать радикальную военную риторику, с другой - сделать упор на том, что спустя 25 лет независимости Украина стала почти полноправным европейским государством. Обе эти модели Порошенко успешно отработал в своем «предпраздничном турне», посетив Львов и Харьков.
Но и тут кроется проблема: радикальный милитаризм – с угрозой военного положения, всеобщей мобилизацией и активными боевыми действиями – не находит поддержки практически нигде, кроме отдельных западных регионов. И тем более не находит он поддержки у европейских партнеров Украины.
Что же до европейских достижений, то именно поэтому Петр Порошенко пригласил в Киев своего польского коллегу Анджея Дуду – с ним они планируют сделать совместное заявление. Польшу Украина, даже несмотря на некоторую прохладность отношений в последнее время, все равно продолжает воспринимать как ключевого лоббиста своих интересов в ЕС. Именно Туска в недавнем телефонном разговоре Порошенко пытался убедить попытаться отстоять «украинскую версию» о попытке теракта в Крыму, с прямым обвинением России, на неформальном саммите ЕС в Братиславе в середине сентября.
Именно Польшу Киев попробует использовать для попытки все же добиться очередного транша от ЕС и введения безвизового режима для Украины. Вопрос с траншем (особенно на фоне того, что МВФ не дает, и до выборов президента США вообще вряд ли даст хоть какую-то ясность по его предоставлению) остается открытым.
Равно как и с безвизовым режимом. В Харькове президент бодро рапортовал, что срок – «пара недель». Днем ранее глава МИД Павел Климкин заявил, что это возможно, в лучшем случае, не раньше конца октября – начала ноября. Удивительная, казалось бы, несостыковка планов..
«В начале сентября состоится рассмотрение доклада по Украине в Европарламенте. Потом придет очередь Евросовета. Я очень надеюсь, что это произойдет в октябре или в начале ноября. – сказал Климкин, и весьма неоптимистично продолжил. – На самом деле, безвизовый режим и его функционирование – это вопрос доверия между Украиной и ЕС. То, что мы все сделали, это, конечно, супер. Но сейчас мы должны продолжать все выполнять».
Автор: Елена Ставровская Подробности от АК:
http://actualcomment.ru/den-nevypolnennykh-obeshchaniy-1608240811.html