Фактическое банкротство крупнейшей южнокорейской компании морских перевозок Hanjin Shipping привело к серьезным проблемам в экспортно-импортных поставках, от которых Южная Корея очень сильно зависит. После целой серии критических ситуаций, когда под угрозой оказалось нормальное функционирование транспортных путей, а суда компании стали десятками арестовывать за рубежом, правительство Южной Кореи решило вмешаться. После предоставления пакета экстренной помощи эксперты правительства и отрасли теперь думают, как минимизировать ущерб для экономики и поступить дальше с компанией, которую уже не спасти.Напомним, что неделю назад кредиторы Hanjin Shipping признали ее план реструктуризации и реформ недостаточным, отказавшись отложить сроки погашения финансовых обязательств. Компания таким образом не смогла оплачивать проценты по займам и вынуждена была обратиться в суд для защиты от кредиторов. Ожидается, что в ближайшее время компания, которая занимает седьмое место в мире и первое место в Корее по масштабу морских перевозок, будет объявлена банкротом.
По истечении этой недели с момента обращения Hanjin Shipping в суд в правительстве Южной Кореи вынуждены были признать, что масштаб проблемы оказался гораздо больше, а катастрофические последствия для экономики страны гораздо ближе, чем ожидалось. Практически сразу как стало известно об отказе кредиторов пересмотреть сроки погашения процентов по займам в самых разных районах мира у судов Hanjin Shipping, где основу составляют контейнеровозы, начались серьезные проблемы. Согласно появившейся пару дней назад статистике, более половины судов Hanjin Shipping не могут осуществлять свою деятельность - они либо арестованы в зарубежных портах, либо порты их отказываются принимать, вынуждая оставаться на рейде, а у стоявших в портах судов невозможно провести погрузку или разгрузку груза. Все из-за того, что теперь компания не оплачивает то, что заказала, а грузчики, портовые службы не хотят работать за "спасибо" и опасаются, что в конце концов компания просто развалится. Дошло до того, что некоторым судам отказались продавать топливо, а кое-где начались проблемы с питанием и водой.
Согласно данным газеты "Пусан Ильбо", на 6 сентября более 60 судов Hanjin Shipping не могут возобновить работу - арестованы либо вынужденно стоят в море, а из зарегистрированных в компании 1504 членов экипажей 820 в настоящий момент заперты на судах и оставлены без подвоза. Если запасы на судах закончатся, то люди будут без еды и воды.
В южных портах Республики Корея, включая крупнейший порт страны Пусан, кризис чувствуется особенно остро. На причалах скопились контейнеры, которые должны была перевозить Hanjin Shipping, не осуществляется разгрузка. От этого стали страдать экспортно-импортные поставки по морю, от которых экономика Южной Кореи очень сильно зависит, не имея сухопутного сообщения с внешним миром. Единственная граница по суше - с КНДР, а там все "наглухо" перекрыто.
В конце концов правительство страны под давлением общественности и многих компаний, которые пострадали от проблем с отгрузками, вынуждено было отказаться от своей первоначальной стратегии "пусть все решает рынок", выделив в виде экстренного транша компании 100 млрд вон (около 89 млн долл). Заем такого же размера выделили другие компании холдинга "Ханчжин", включая авиаперевозчика Korean Air. Правительство РК при этом лично попросило некоторые портовые службы возобновить работы по обслуживанию "запертых" судов и грузов Hanjin Shipping, гарантировав, что в случае проблем с оплатой расходы покроет правительство. В некоторых случаях контейнеры Hanjin Shipping взялись перевозить суда второго крупнейшего перевозчика Южной Кореи Hyundai Merchant Marine (HMM). НММ также был под угрозой банкротства, но оказался более удачливым в борьбе с кризисом.
Кроме того, официальный Сеул решил обратиться к зарубежным портовым властям и компаниям, попросив временно возобновить обслуживание судов Hanjin Shipping и отказаться от ареста судов за долги, а также обеспечить экипажи судов едой и водой.
Проблема же в том, что все эти меры носят временный характер. Транспортные потоки Южной Кореи так и действуют с перебоями, много судов Hanjin Shipping до сих пор под арестом. Не ясно, что далее делать с компанией.
Среди наиболее вероятного плана - поглощение части ее активов компанией Hyundai Merchant Marine, распродав все остальное после формального объявления банкротом.
Другой камень преткновения в том, что Hanjin Shipping является своего рода стратегичекой компанией, на которую завязаны многие государственные проекты. Так, Hanjin Shipping участвует в проекте создания истребителя будущего поколения для южокорейских ВВС KF-X, долгое время была одним из ведущих потенциальных спонсоров Олимпиады-2018 в Пхенчхане, президент холдинга Hanjin Чо Ян Хо длительное время возглавлял Оргкомитет ОИ-2018, но вынужден был уйти с поста, взяв под личное управление Hanjin Shipping. Впрочем, как очевидно сейчас, это не помогло. Кроме того, согласно планам действия в условиях военного времени и иных экстренных ситуациях правительство Кореи ранее назвало 22 контейнеровоза, которые будут временно конфискованы для государственных и прочих перевозок. Но из этих 22 судов 12 принадлежат Hanjin Shipping, на которые теперь рассчитывать сложно.
Правительство и заинтересованные компании практически каждый день проводят экстренные заседания и встречи, вырабатывая новые меры для решения кризисной ситуации, но пока еще трудно предсказать, чем в итоге все закончится.
Ссылка