Как украинцы проголосовали за пронацистские партии.Повторяющимся сюжетом на ветке «Украинско-российские отношения» является обмен репликами типа: «Сами их выбрали!» Ответ: «А за кого было голосовать!?» Для украинских товарищей эта тема очень чувствительна, поскольку напрямую затрагивает вопросы личной ответственности и даже вины. Не желая лишний раз сыпать соль на раны, хотелось бы снова рассмотреть эту темой с опорой на результаты голосований на парламентских выборах. Это нужно для того, чтобы составить более детальное представление о политических предпочтениях украинского общества.
Вводная часть
Первое. Для анализа использовались данные, приведенные в Википедии. Данные о результатах голосования на выборах на Украине можно найти на сайте
Избиркома. Занудства ради, общие цифры я проверил. Данные по Сумской области проверять не стал.
Второе. Анализировались результаты голосования в 2012 г. и 2014 г. Выборы 2012 г. важны, поскольку именно в результате этих выборов сложилась конфигурация, в которой Украина подошла к Евромайдану и нацистскому перевороту. Главными действующими лицами этого переворота были: Батькивщина, УДАР и Свобода. Именно Яценюк, Кличко и Тягнибок были «официальными лицами» Евромайдана, именно они «принимали капитуляцию» Януковича 21 февраля. «Выходцы» из Батькивщины Яценюк, Турчинов и Аваков фактически возглавили киевскую хунту сразу после переворота. Соответственно, возникают вопросы к тем, кто за этих людей и за эти партии голосовал в 2012 г.
Обычно на это следует ответ, что в 2012 г. это были все приличные люди и остается только гадать, откуда что взялось в 2014 г. И вот тут нам помогут результаты голосования на парламентских выборах в октябре 2014 г. Если бы действия Яценюка, Кличко и Тягнибока были бы действительно неожиданными для украинского избирателя, то можно было бы ожидать, что он (украинский избиратель) октябре 2014 г. проголосовал как-то иначе, не так, как два года назад. Если же украинский избиратель одинаково голосует за одних и тех же людей, уже будучи свидетелем государственного переворота, сожжения Дома профсоюзов в Одессе, удара Су-25 по Луганской ОГА, артиллерийских обстрелов Славянска, Донецк и Горловки, то, надо думать, и в 2012 г. к чему-то такому в их исполнении уже был готов. Попробуем сосчитать, сколько украинских избирателей были искренне шокированы действиями своих избранников, а сколько отнеслось к их преступлениям как к чему-то, само собой разумеющемуся.
Третье. Сумская область для примера была выбрана случайно, просто как типичная область Центральной Украины.
Итоги голосования в Сумской обл. на выборах в 2012 и 2014 гг.:
В процентах от принявших участие
Явка в 2012 г. составила 57,7%, в 2014 г. – 54,0%.
Партию регионов и Украину – вперед! считаем близкими партиями: Королевская из УВ! В 2014 г. проходила по списку Оппозиционного блока. Сильную Украину и Оппозиционный блок считаем близкими партиями: Тигипко из СУ в 2012 г. проходил по списку ПР.
Батькивщина распалась: наиболее радикальная часть (Яценюк, Турчинов, Аваков) образовали Народный фронт.
УДАР и Наша Украина влились в Блок Петра Порошенко.
Интерпретация итогов голосования в 2012 г. и в 2014 г.
Пересчитаем цифры в процентах от зарегистрированных избирателей:
Итак, в 2012 г. на выборы пришло 57,7% избирателей. Они могли как угодно заблуждаться относительно того, за кого они голосуют. Однако к октябрю 2014 г. никаких иллюзий у них уже не могло быть. Они своими глазами видели, как лидеры майдана Яценюк, Кличко и Тягнибок (т. е. Батькивщина, УДАР, Свобода) совершили государственный переворот, как они же подавили протесты на Юго-Востоке, они же, а также Ляшко, начали войну в Донбассе. Как же поступили эти 57,7% избирателей?
Первое. 3,7% сумчан на выборы не пришли. Сочтем это формой протеста.
Второе. 6,3% проголосовали за СУ, Опп и КПУ, т. е. также как и два года назад (тогда это были ПР, УВ! И КПУ).
Третье. 6,0% проголосовало за партии, не набравшие проходное число голосов. В 2012 г. таких было всего 1,7%. Голосование за новые и непарламентские партии в 2014 г. также можно рассматривать как форму протеста. Хотя, да, там прилично голосов за Правый сектор, но более точно я пересчитывать не стал.
Четвертое. 3,9% проголосовало за Батькивщину. Будем считать, что Батькивщина в 2014 – это наименее агрессивная часть Батькивщины обр. 2012 г., наиболее агрессивная образовала НФ. Да, Тимошенко высказалась по поводу «расстреливать из атомного оружия», однако непосредственного участия в перевороте она участвовала и с карательными батальонами в Донбасс не ездила. Сочтем этих умеренными.
Пятое. 4,5% проголосовали за Самопомоч. Да, это откровенно западенская партия, но ни участием в перевороте, ни в войне не отметилась. Сочтем и этих умеренными.
Шестое. 25,1% – это те, кто голосовал за Порошенко/ Кличко, Ляшко и Свободу и в 2012 г., и в 2014 г. Это – те, кто ничуть не раскаявшись и ничуть не заблуждаясь дважды проголосовал за нацистов.
Седьмое. 8,3% – это те, кто за Порошенко/ Кличко, Ляшко проголосовал в 2014 г., хотя в 2012 г. голосовал за кого-то другого. Т. е. это – те, кто в 2014 г. проголосовал за нацистов, как раз потому, что они именно нацисты.
Итоговая модель (объяснение) смены предпочтений:
Меньше трети сторонников проправительственных партий в Сумах осталась верна своим убеждениям, причем только 6,3 снова проголосовало за свои партии, а 3,7 не пришло на выборы. Для Сум показательно незначительное снижение числа проголосовавших, характерное для Запада и Центра. В Одессе, Николаеве, Херсоне, Запорожье и Харькове «отказников» было в два-три раза больше; там отказ от участия можно однозначно трактовать как форму протеста.
Показательно усиление голосования за пронацистские партии. В 2012 г. к пронацистским отношу УДАР, НУ, Ляшко и Свободу, а также часть сторонников Батькивщины –та часть, которая в 2014 г. проголосовала за НФ.
Соответственно, «достраиваем» смещение голосов от бывших сторонников проправительственных партий к умеренным и от умеренных к пронацистским.
ВЫВОДЫ
Избиратели Сумской области в целом государственный переворот, террор против несогласных и войну в Донбассе поддержали. Об этом говорит голосование за наиболее радикальные партии, сыгравшие главную роль в перевороте и последующих событиях: НФ, Ляшко. Голосование за БПП также свидетельствует об этом. Если голосование за Порошенко в мае еще можно трактовать по-разному, то голосование за БПП в октябре – по-разному трактовать уже невозможно.
У избирателей была возможность выразить протест против путчистов, нацистов и войны. Они могли не явиться голосовать, могли проголосовать за Опблок или КПУ, могли проголосовать за «умеренную» Тимошенко или Самопомоч. Однако сдвиг в предпочтениях избирателей произошел в противоположную сторону.
У меня складывается впечатление, что не вожди евромайдана завели «ни в чем не повинных» украинцев в нынешний кровавый тупик. Получается, наоборот,
рядовые избиратели настроены радикальней партийных руководителей. Своим голосованием эти «ни в чем не повинные» избиратели подталкивают украинских политиков к все более безрассудным авантюрам. К примеру, в 2014 г. «штурмовавший Мариуполь» Ляшко обошел вялого Тягнибока, а Тимошенко уступила реально замазавшимся в крови Яценюку, Турчинову, Авакову.