Белорусская сторона ощутит убытки, связанные с отказом России в 2018 году от экспорта нефти через порты стран Балтии, но они едва ли будут слишком значительными, сообщил Sputnik эксперт в нефтяной отрасли.
Как стало известно во вторник, в своем докладе глава корпорации "Транснефть" Николай Токарев заявил, что Россия в ближайшие два года полностью откажется от отгрузки нефти через порты прибалтийских стран. По его словам, весь экспортный поток, идущий в этом направлении, будет направлен в терминалы Ленинградской области.
"Транзит российской нефти через территорию Беларуси осуществляется в основном по магистральному трубопроводу "Дружба". Однако надо вспомнить, что сейчас транзитным направлением является только южная ветка "Дружбы", по северной ветке идет прокачка только до Новополоцкого НПЗ, транзит по ней прекращен еще в 2006 году", – сообщил в беседе с корреспондентом Sputnik представитель нефтяной отрасли.
Он заметил, что небольшие объемы транзита российской нефти в направлении портов Прибалтики через территорию Беларуси идут по железной дороге. Однако после того как белорусская сторона в соответствии с требованиями Таможенного союза унифицировала тарифы на эти перевозки до уровня российских, даже белорусским субъектам хозяйствования они стали невыгодными.
"Трудно оценить, какой реально объем российской нефти транзитируется через Беларусь в направлении балтийских портов. Но именно этих объемов недосчитается Белорусская железная дорога, и эти доходы выпадут из общих доходов от нефтяного транзита", – сказал собеседник Sputnik.
Он также напомнил, что Россия транспортирует на экспорт через территорию Беларуси нефтепродукты – в основном дизтопливо – по системе нефтепродуктопроводов российского АК "Транснефтепродукт" с последующей перевалкой в балтийских портах. В Беларуси акционерную компанию представляет предприятие "Запад-Транснефтепродукт", при этом сама "труба" после долгого и скандального судебного процесса является российской собственностью. В то же время прокачка дизтоплива по этому маршруту постоянно падает.
"Сейчас у экспертов нет ясности, подразумевают ли слова Токарева отказ от перевалки через Балтию не только нефти, но и нефтепродуктов. Если это так, то потери Беларуси от транзита будут более существенными", – сказал собеседник агентства.
По информации "Транснефти", в 2015 году через прибалтийские порты было экспортировано свыше 9 миллионов тонн нефтепродуктов, в этом году экспорт сократится до 5 миллионов тонн.
По данным российских СМИ, за минувший год российский грузопоток, который традиционно шел через прибалтийские терминалы, частично переключился на портовую инфраструктуру Санкт-Петербурга и Ленобласти. По оценкам экспертов, российский транзит через прибалтийские порты сократился на 15−20%.
ссылка